Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИМИТАЦИО́ННАЯ УПРАВЛЕ́НЧЕСКАЯ ИГРА́

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 131

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ИМИТАЦИО́ННАЯ УПРАВЛЕ́НЧЕСКАЯ ИГ­Р А́, ла­бо­ра­тор­ный эко­но­мич. экс­пе­ри­мент, ха­рак­тер­ной осо­бен­но­стью ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся иг­ро­вая при­ро­да ис­поль­зуе­мой мо­де­ли; од­на из форм экс­пер­тизы. Про­ве­де­ние И. у. и. – спе­ци­фич. фор­ма кол­лек­тив­ной дея­тель­но­сти по ис­сле­до­ва­нию про­блем и при­ня­тию управ­ленч. ре­ше­ний. Пер­вые управ­ленч. иг­ры по­яви­лись в 1930-е гг. в СССР, за­тем в 1950-е гг. – в США.

В И. у. и. все или не­ко­то­рые ком­по­нен­ты сис­те­мы-про­то­ти­па пред­став­ле­ны иг­ро­ка­ми или ко­ман­да­ми иг­ро­ков, а не­ко­то­рые про­цес­сы, про­те­каю­щие в про­то­ти­пе (пре­им. управ­лен­че­ские), – иг­ро­вым по­ве­де­ни­ем. Иг­ро­ки или ко­ман­ды ис­пол­ня­ют ро­ли ру­ко­во­ди­те­лей (ра­бот­ни­ков) струк­тур­ных под­раз­де­ле­ний, про­ек­тов и т. п. Ком­по­нен­ты про­то­ти­па мо­гут ото­бра­жать­ся фор­маль­ны­ми мо­де­ля­ми: ком­пь­ю­тер­ны­ми про­грам­ма­ми, таб­ли­ца­ми для руч­ной об­ра­бот­ки ин­фор­ма­ции и т. п. В пре­дель­ном, час­то встре­чаю­щем­ся слу­чае И. у. и. реа­ли­зу­ет­ся в ви­де взаи­мо­от­но­ше­ний един­ствен­но­го иг­ро­ка с ком­пь­ю­тер­ной мо­де­лью. Близ­ки­ми ана­ло­га­ми И. у. и. в др. сфе­рах че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти яв­ля­ют­ся дет­ские ро­ле­вые иг­ры, во­ен. штаб­ные иг­ры, не­ко­то­рые спор­тив­ные иг­ры. Пра­ви­ла иг­ры за­да­ют мо­дель со­ци­аль­но-эко­но­мич. ме­ха­низ­ма (а ино­гда лишь его на­чаль­но­го со­стоя­ния вме­сте с до­пус­ти­мы­ми спо­со­ба­ми его из­ме­не­ния в хо­де иг­ры). И. у. и. мо­де­ли­ру­ют ре­аль­но су­ще­ст­вую­щий или про­ек­ти­руе­мый про­то­тип ли­бо не­ко­то­рую на­уч. аб­ст­рак­цию.

В про­цес­се про­ве­де­ния И. у. и. ра­зыгры­ва­ет­ся сце­на­рий, мо­де­ли­рую­щий функ­цио­ни­ро­ва­ние со­ци­аль­но-эко­но­мич. сис­те­мы: ми­ро­вой или нац. эко­но­ми­ки, ре­гио­на, про­ек­та, пред­при­ятия. Обыч­но про­ве­де­ние И. у. и. со­сто­ит из не­сколь­ких ша­гов, по­сле­до­ва­тель­ность ко­то­рых мо­де­ли­ру­ет те­че­ние ре­аль­но­го вре­ме­ни. На ка­ж­дом ша­ге иг­ро­ки де­ла­ют свои хо­ды – вы­би­ра­ют оче­ред­ной акт сво­его по­ве­де­ния (напр., при­ни­ма­ют оче­ред­ное управ­ленч. ре­ше­ние), по­сле че­го оп­ре­де­ля­ет­ся ре­ак­ция сис­те­мы на дей­ст­вия иг­ро­ков. Эта ре­ак­ция вы­чис­ля­ет­ся фор­маль­ной ча­стью мо­де­ли (с по­мо­щью ком­пь­ю­те­ра или вруч­ную – с ис­поль­зо­ва­ни­ем таб­лиц, но­мо­грамм, иг­раль­ных кос­тей и т. п.) ли­бо не­фор­маль­но ус­та­нав­ли­ва­ет­ся спе­ци­аль­но при­вле­кае­мы­ми экс­пер­та­ми. В про­цес­се вы­бо­ра сво­его по­ве­де­ния иг­ро­ки дей­ст­ву­ют (в со­от­вет­ст­вии с пра­ви­ла­ми иг­ры) ли­бо изо­ли­ро­ван­но друг от дру­га, ли­бо кон­так­ти­руя – как в пре­де­лах од­ной ко­ман­ды, так и за её пре­де­ла­ми. Эти кон­так­ты соз­да­ют до­пол­нит. воз­мож­но­сти для мо­де­ли­ро­ва­ния воз­ник­но­ве­ния, су­ще­ст­во­ва­ния и ис­чез­но­ве­ния коа­ли­ций, кон­флик­тую­щих груп­пи­ро­вок и т. п. Про­ве­де­ни­ем И. у. и. мо­жет управ­лять спе­циа­лист – ру­ко­во­ди­тель иг­ры (иг­ро­тех­ник). Он оп­ре­де­ля­ет ра­зыг­ры­вае­мый ва­ри­ант сце­на­рия в на­ча­ле или в хо­де иг­ры, за­да­ёт осо­бые ус­ло­вия, зна­че­ния не­ко­то­рых па­ра­мет­ров. Важ­ная часть про­ве­де­ния И. у. и. – об­су­ж­де­ние её уча­ст­ни­ка­ми хо­да иг­ро­во­го экс­пе­ри­мен­та, вы­явив­ших­ся при­чин­но-след­ст­вен­ных свя­зей и ре­зуль­та­тов иг­ры.

Эф­фек­тив­ность И. у. и. как ин­ст­ру­мен­та по­зна­ния ос­но­ва­на на том, что иг­ро­ки яв­ля­ют­ся од­но­вре­мен­но субъ­ек­та­ми и – в ка­че­ст­ве ком­по­нен­тов мо­де­ли – объ­ек­та­ми по­зна­ния. С од­ной сто­ро­ны, иг­рок вжи­ва­ет­ся в роль и в ин­те­ре­сы изо­бра­жае­мо­го им пер­со­на­жа. С дру­гой – он ос­та­ёт­ся са­мим со­бой и (са­мо­стоя­тель­но или с по­мо­щью ру­ко­во­ди­те­ля) фор­ми­ру­ет ре­зуль­та­ты И. у. и. Ак­тив­но уча­ст­вуя в жиз­ни мо­де­ли, иг­ро­ки ви­дят её «из­нут­ри», глуб­же про­ни­ка­ют в её сущ­ность, по­сти­га­ют управ­ляю­щие ею за­ко­но­мер­но­сти, при­об­ре­та­ют опыт ра­зум­но­го по­ве­де­ния в воз­ни­каю­щих в хо­де экс­пе­ри­мен­та об­стоя­тель­ст­вах и пе­ре­но­сят по­лу­чен­ный опыт на изу­чае­мый про­то­тип.

И. у. и. соз­да­ют­ся и про­во­дят­ся в разл. це­лях. Наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние и при­зна­ние они по­лу­чи­ли в ди­дак­тич. сфе­ре. Они яв­ля­ют­ся ак­тив­ной фор­мой при­об­ре­те­ния на­вы­ков, ка­честв, уме­ний, зна­ний. Иг­ры это­го клас­са на­зы­ва­ют­ся учеб­ны­ми; они мо­гут ре­шать уз­ко­праг­ма­тич. за­да­чи (обу­че­ние управ­ле­нию строи­тель­ст­вом, ве­де­нию фер­мер­ско­го хо­зяй­ст­ва и пр.) или раз­ви­вать уча­ст­ни­ков в са­мых раз­ных на­прав­ле­ни­ях (оз­на­ком­ле­ние со спе­ци­фи­кой той или иной проф. дея­тель­но­сти, обу­че­ние ис­кус­ст­ву дос­ти­же­ния кон­сен­су­са, вве­де­ние в со­ци­аль­ные реа­лии на по­ро­ге са­мо­сто­ят. жиз­ни и т. п.). Учеб­ные И. у. и. мо­гут соз­да­вать­ся для во­вле­че­ния спе­циа­ли­стов в ра­бо­ту в но­вых про­ек­ти­руе­мых ус­ло­ви­ях (напр., на фон­до­вой бир­же). И. у. и. ис­поль­зу­ют­ся в ис­сле­до­ва­тель­ских це­лях – как ин­ст­ру­мент фор­ми­ро­ва­ния но­вых зна­ний, су­ж­де­ний, пред­став­ле­ний в про­цес­се ин­ди­ви­ду­аль­ной или кол­лек­тив­ной спе­ци­фич. иг­ро­вой экс­перт­ной дея­тель­но­сти, а так­же для под­го­тов­ки прак­тич. ре­ше­ний – по­доб­но то­му, как во­ен. опе­ра­ции пред­ше­ст­ву­ет штаб­ная во­ен. иг­ра.

Лит.: Крю­ков М. М., Крю­ко­ва Л. И. Прин­ци­пы от­ра­же­ния эко­но­ми­че­ской дей­ст­ви­тель­но­сти в де­ло­вых иг­рах. М., 1988; Ге­ро­ни­мус Ю. В. Иг­ра, мо­дель, эко­но­ми­ка. М., 1989; Бар­ка­лов С. А., Баб­кин ВФ., Щеп­кин А. В. Де­ло­вые ими­та­ци­он­ные иг­ры в ор­га­ни­за­ции и управ­ле­нии. М., 2003; Ари­стов С. А. Ими­та­ци­он­ное мо­де­ли­ро­ва­ние эко­но­ми­че­ских про­цес­сов. Ека­те­рин­бург, 2004.

Вернуться к началу