Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЗО́НА СВОБО́ДНОЙ ТОРГО́ВЛИ

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 544-545

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Приходько

ЗО́НА СВОБО́ДНОЙ ТОРГО́ВЛИ, груп­па из двух или бо­лее та­мо­жен­ных тер­ри­то­рий, в ко­то­рых от­ме­не­ны по­шли­ны и др. ог­ра­ни­чи­тель­ные пра­ви­ла ре­гу­ли­ро­ва­ния тор­гов­ли в от­но­ше­нии прак­ти­че­ски всей вза­им­ной тор­гов­ли, про­ис­хо­дя­щей на этих тер­ри­то­ри­ях. Клас­сич. ме­ж­ду­нар. со­гла­ше­ния о сво­бод­ной тор­гов­ле пред­по­ла­га­ют уст­ра­не­ние та­риф­ных и не­та­риф­ных, пре­ж­де все­го ко­ли­че­ст­вен­ных, барь­е­ров во вза­им­ной тор­гов­ле то­ва­ра­ми, то­гда как ка­ж­дая из стран-уча­ст­ниц со­хра­ня­ет собств. сис­те­му ре­гу­ли­ро­ва­ния тор­гов­ли с треть­и­ми стра­на­ми. Соз­да­ние З. с. т. – пер­вый этап про­цес­са ин­те­гра­ции в эко­но­ми­ке.

В боль­шин­ст­ве слу­ча­ев ус­ло­вия З. с. т. рас­про­стра­ня­ют­ся на все то­ва­ры, кро­ме про­дук­тов с. х-ва. В не­ко­то­рых слу­ча­ях она мо­жет ко­ор­ди­ни­ро­вать­ся не­боль­шим меж­го­су­дар­ст­вен­ным сек­ре­та­риа­том, рас­по­ло­жен­ным в од­ной из стран-чле­нов, но обыч­но осн. па­ра­мет­ры сво­его раз­ви­тия стра­ны со­гла­со­вы­ва­ют на пе­рио­дич. со­ве­ща­ни­ях ру­ко­во­ди­те­лей со­от­вет­ст­вую­щих ве­домств. Ме­ж­ду стра­на­ми-уча­ст­ни­ца­ми со­хра­ня­ют­ся та­мо­жен­ные гра­ни­цы и по­сты, кон­тро­ли­рую­щие про­ис­хо­ж­де­ние то­ва­ров, пе­ре­се­каю­щих их гос. гра­ни­цы.

Пе­ри­од с сер. 1990-х гг. ха­рак­те­ри­зует­ся зна­чит. рос­том ко­ли­че­ст­ва ре­гио­наль­ных тор­го­вых со­гла­ше­ний. Из чис­ла дей­ст­вую­щих со­гла­ше­ний на З. с. т. при­хо­дит­ся 84%, а из пред­ло­жен­ных и тех, по ко­то­рым ве­дут­ся пе­ре­го­во­ры, – 96%. Это объ­яс­ня­ет­ся срав­ни­тель­ной лёг­ко­стью пе­ре­го­во­ров по соз­да­нию З. с. т.: тре­бу­ет­ся час­тич­ная ко­ор­ди­на­ция внеш­не­эко­но­мич. по­ли­ти­ки, со­хра­ня­ет­ся не­за­ви­си­мость стран в фор­ми­ро­ва­нии тамо­жен­ной по­ли­ти­ки в от­но­ше­нии треть­их стран, во­про­сы член­ст­ва ре­гу­ли­ру­ют­ся в рам­ках та­мо­жен­ных сою­зов, об­щих рын­ков, эко­но­мических сою­зов и раз­ви­тия про­стых форм ме­ж­ду­народной ин­те­гра­ции.

Соз­да­ние З. с. т. спо­соб­ст­ву­ет ре­ше­нию во­про­сов дос­ту­па к стра­те­гическим рын­кам, по­это­му гео­гра­фическая бли­зость парт­нё­ров не­обя­за­тель­на, в от­ли­чие от бо­лее слож­ных форм ме­ж­ду­народной ин­те­гра­ции, пред­по­ла­гаю­щих на­ли­чие об­щих гра­ниц.

До­го­во­рён­но­сти в рам­ках Ге­не­раль­но­го со­гла­ше­ния по та­ри­фам и тор­гов­ле (ГАТТ)/ВТО фор­ми­ру­ют мно­го­сто­рон­нюю сис­те­му осн. тре­бо­ва­ний к соз­да­нию и функ­цио­ни­ро­ва­нию зон свободной торговли.

1. Соз­да­ние та­ких зон ВТО раз­ре­ша­ет в по­ряд­ке ис­клю­че­ния из ре­жи­ма наи­боль­ше­го бла­го­при­ят­ст­во­ва­ния (на­ря­ду с об­ра­зо­ва­ни­ем та­мо­жен­ных сою­зов, ве­де­ни­ем при­гра­нич­ной тор­гов­ли, тор­го­вы­ми пре­фе­рен­ция­ми для ме­нее раз­ви­тых стран). В этих слу­ча­ях стра­ны – уча­ст­ни­цы ВТО име­ют бо­лее бла­го­при­ят­ные ус­ло­вия для раз­ви­тия вза­им­ной тор­гов­ли по срав­не­нию с ус­ло­вия­ми для треть­их стран.

2. В прин­ци­пе та­кие со­гла­ше­ния чле­ны ВТО долж­ны за­клю­чать лишь с др. стра­на­ми-чле­на­ми, то­гда как с про­чи­ми стра­на­ми – лишь в по­ряд­ке ис­клю­че­ния, хо­тя на прак­ти­ке это тре­бо­ва­ние не все­гда ис­пол­ня­ет­ся.

3. Создание З. с. т. дол­жно не толь­ко сти­му­ли­ро­вать тор­гов­лю ме­ж­ду дан­ны­ми стра­на­ми, но и не соз­да­вать до­пол­нит. барь­е­ров для треть­их стран. Ре­гио­наль­ные со­гла­ше­ния при­зва­ны до­пол­нять прин­ци­пы фор­ми­ро­ва­ния мно­го­сто­рон­ней тор­го­вой сис­те­мы в рам­ках ВТО, а не про­ти­во­пос­тав­лять­ся ей.

4. Сво­бод­ная тор­гов­ля то­ва­ра­ми долж­на быть вза­им­ной и ох­ва­ты­вать б. ч. то­ва­ро­обо­ро­та ме­ж­ду сто­ро­на­ми, вклю­чая осн. сек­то­ры эко­но­мич. дея­тель­но­сти. Тор­гов­ля ус­лу­га­ми также долж­на ох­ва­ты­вать мн. сек­то­ры, в­клю­чая все спо­со­бы ока­за­ния ус­луг.

5. Пе­ре­ход к З. с. т. дол­жен осу­ще­ст­в­лять­ся в те­че­ние ра­зум­но­го пе­рио­да вре­ме­ни, ко­то­рый мо­жет пре­вы­шать 10 лет лишь в ис­клю­чит. слу­ча­ях. Счи­та­ет­ся, что это дос­та­точ­ный срок, что­бы по­дав­ляю­щее боль­шин­ст­во нац. про­из­во­ди­те­лей адап­ти­ро­ва­лись к но­вым ус­ло­ви­ям кон­ку­рен­ции.

З. с. т. раз­ли­ча­ют­ся ме­ж­ду со­бой: по ко­ли­че­ст­ву стран-уча­ст­ниц; срав­ни­тель­ным раз­ме­рам нац. эко­но­мик стран; уров­ню эко­но­мического раз­ви­тия; количеству охваченных от­рас­лей и то­варов; ха­рак­теру влия­ния на нац. эко­но­ми­ку; про­дол­жи­тель­ности пе­рио­да пе­ре­хо­да к сво­бод­ной тор­гов­ле; сте­пени ре­аль­ной эко­но­мической взаи­мо­за­ви­си­мо­сти стран; роли по­ли­тического фак­то­ра; тра­ди­ци­ям, цен­но­стям, нор­мам ре­гио­наль­но­го ин­те­грац. про­цес­са.

Из­вест­ны сле­дую­щие З. с. т.: Ев­ро­пей­ская ас­со­циа­ция сво­бод­ной тор­гов­ли – ЕАСТ (European Free Trade Association). Фак­ти­че­ски с 1990 дея­тель­ность ЕАСТ пре­кра­ще­на.

Со­гла­ше­ние о сво­бо­де тор­гов­ли стран Юго-Вос­точ­ной Азии – АСЕАН (Association of South East Asi­an Nations), од­на из круп­ней­ших ре­гио­наль­ных ор­га­ни­за­ций, объ­е­ди­няю­щая все стра­ны Юго-Вост. Азии (1967). Про­воз­гла­си­ла сво­ей це­лью со­дей­ст­вие эко­но­мическому, со­ци­аль­но­му и куль­тур­но­му раз­ви­тию стран-уча­ст­ниц, обес­пе­че­ние безо­пас­но­сти от вме­ша­тель­ст­ва из­вне. Выс­ший ор­ган – со­би­раю­щая­ся один раз в три го­да Кон­фе­рен­ция глав го­су­дарств и пра­ви­тельств. Цен­траль­ный ру­ко­во­дя­щий ор­ган – еже­год­ная встре­ча ми­ни­ст­ров иностр. дел. Име­ет­ся по­сто­ян­ный сек­ре­та­ри­ат, тер­ри­то­ри­аль­но рас­по­ло­жен­ный в Джа­кар­те (Ин­до­не­зия).

Се­ве­ро-Аме­ри­кан­ская зо­на сво­бод­ной тор­гов­ли – НАФТА (North American Free Trade Agreement), со­гла­ше­ние ме­ж­ду США, Ка­на­дой и Мек­си­кой, всту­пив­шее в си­лу с 1994; пре­ду­смат­ри­ва­ет по­этап­ную ли­к­ви­да­цию та­мо­жен­ных та­ри­фов и не­та­риф­ных барь­е­ров как для про­мыш­лен­ных, так и для с.-х. то­ва­ров, за­щи­ту прав ин­тел­лек­ту­аль­ной соб­ст­вен­но­сти, вы­ра­бот­ку об­щих пра­вил для ин­ве­сти­ций, ли­бе­ра­ли­за­цию тор­гов­ли ус­лу­га­ми и соз­да­ние эф­фек­тив­но­го ме­ха­низ­ма для раз­ре­ше­ния тор­го­вых спо­ров ме­ж­ду стра­на­ми-уча­ст­ни­ца­ми.

Бал­тий­ская зо­на сво­бод­ной тор­гов­ли – со­гла­ше­ние ме­ж­ду Лат­вией, Лит­вой и Эс­то­ни­ей, под­пи­сан­ное в 1993.

Цен­траль­но­ев­ро­пей­ское со­гла­ше­ние о сво­бод­ной тор­гов­ле – со­гла­ше­ние ме­ж­ду Венг­ри­ей, Поль­шей, Ру­мы­ни­ей, Сло­ва­ки­ей, Сло­ве­ни­ей и Че­хи­ей, под­пи­сан­ное в 1992.

Ав­ст­ра­лий­ско-Но­во­зе­ланд­ское тор­го­вое со­гла­ше­ние об уг­луб­ле­нии эко­но­мич. свя­зей, под­пи­сан­ное эти­ми дву­мя стра­на­ми в 1983.

Зо­на сво­бод­ной тор­гов­ли ме­ж­ду Ко­лум­би­ей, Эк­ва­до­ром и Ве­не­су­элой – со­гла­ше­ние, под­пи­сан­ное в 1992.

Бан­гкок­ское со­гла­ше­ние ме­ж­ду Банг­ла­деш, Ин­ди­ей, Рес­пуб­ли­кой Ко­рея, Лао­сом, Шри-Лан­кой, под­пи­сан­ное в 1993. Его цель – со­дей­ст­вие раз­ви­тию тор­гов­ли ме­ж­ду стра­на­ми-уча­ст­ни­ца­ми пу­тём вы­ра­бот­ки сис­те­мы вза­им­ных та­риф­ных пре­фе­рен­ций.

Вернуться к началу