Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЖИ́ЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ТОВА́РА

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 81

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Е. Румянцева

ЖИ́ЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ТОВА́РА, со­сто­ит из по­сле­до­ва­тель­но на­сту­паю­щих ста­дий за­ро­ж­де­ния идеи, раз­ра­бот­ки то­ва­ра, ос­но­ва­ния для его про­из-ва, рос­та ры­ноч­ной про­да­жи, мо­раль­но­го ста­ре­ния, сни­же­ния и пре­кра­ще­ния про­из-ва, за­ме­ны но­вым, бо­лее про­грес­сив­ным то­ва­ром. Вре­мя пре­бы­ва­ния про­дук­ции на рын­ке ог­ра­ни­че­но, и оно мо­жет про­гно­зи­ро­вать­ся; в совр. ус­ло­ви­ях раз­ви­тия тех­но­ло­гии про­из-ва и кон­ку­рен­ции на рын­ках Ж. ц. т. име­ет тен­ден­цию к со­кра­ще­нию. На ка­ж­дой фа­зе жиз­нен­но­го цик­ла не­об­хо­дим не толь­ко гиб­кий под­ход к це­но­об­ра­зо­ва­нию, но и при­ме­не­ние не­сколь­ких мо­ди­фи­ка­ций це­но­вой по­ли­ти­ки.

Ес­ли все ста­дии соз­да­ния но­во­го то­ва­ра, от воз­ник­но­ве­ния за­мыс­ла до ис­пы­та­ния пер­вых пар­тий в ры­ноч­ных ус­ло­ви­ях и ком­мерч. про­из-ва, под­твер­ди­ли жиз­нен­ность это­го то­ва­ра, то его раз­вер­нув­шие­ся про­из-во и про­да­жа счи­та­ют­ся на­ча­лом пол­но­го Ж. ц. т. Цель пред­при­ятия со­сто­ит в том, что­бы за­нять всё боль­шую часть су­ще­ст­вую­щих рын­ков, и в том, что­бы ус­пеш­но за­пус­тить про­дукт и как мож­но доль­ше за­дер­жи­вать на­сту­п­ле­ние ста­дии упад­ка.

По­сле за­пус­ка про­дук­та на ры­нок не­об­хо­ди­мо вре­мя для его при­зна­ния. За­тем объ­ём про­даж на­чи­на­ет рас­ти по ме­ре рос­та спро­са на про­дукт. Далее про­дукт пе­ре­хо­дит в ста­дию зре­ло­сти и на­хо­дит­ся в этой ста­дии до тех пор, по­ка он не по­те­ря­ет спрос на рын­ке и/или не поя­вит­ся но­вая про­дук­ция – кон­ку­рент. Жиз­нен­ный цикл для оп­ре­де­лён­но­го ви­да то­ва­ра мо­жет за­кон­чить­ся, ко­гда кон­ку­рент­ная борь­ба сни­жа­ет це­ну и до­ход до та­ко­го уров­ня, что его про­из-во ста­но­вит­ся не­вы­год­ным. Та­ким об­ра­зом, Ж. ц. т. оп­ре­де­ля­ет­ся пер­во­на­чаль­ным спро­сом и спро­сом, вы­зы­вае­мым не­об­хо­ди­мо­стью за­ме­ны ра­нее ку­п­лен­ных то­ва­ров (т. н. рын­ки за­ме­ще­ния).

Но­вая про­дук­ция ред­ко бы­ва­ет рен­табель­ной. Зна­чит. сред­ст­ва тре­бу­ют­ся на ста­ди­ях её вне­дре­ния и рос­та про­даж, ус­пех ко­то­рых за­ви­сит от рек­ла­мы для ин­ве­сто­ров, про­дви­же­ния и средств на мо­дер­ни­за­цию. По ме­ре раз­ви­тия про­дук­ции ме­ня­ет­ся ве­ли­чи­на при­бы­ли. Ус­пеш­ная но­вая про­дук­ция на­чи­на­ет при­но­сить де­неж­ные сред­ст­ва на позд­них ста­ди­ях жиз­нен­но­го цик­ла или, др. сло­ва­ми, не все ви­ды про­дук­ции при­но­сят де­неж­ные до­хо­ды к мо­мен­ту их зре­ло­сти. Мн. ви­дам про­дук­ции так и не уда­ёт­ся стать «зре­лы­ми», и их сни­ма­ют­ с про­из-ва. «Зре­лые» про­дук­ты мо­гут при­но­сить дос­та­точ­но средств для по­кры­тия сво­их рас­хо­дов и фи­нан­си­ро­ва­ния не­рен­та­бель­ной и но­вой про­дук­ции, т. к. «зре­лая» про­дук­ция тре­бу­ет мень­ше­го фи­нан­си­ро­ва­ния (в пе­ре­счё­те на еди­ни­цу), чем но­вая.

Те же за­ко­но­мер­но­сти от­но­сят­ся и к сфе­ре ус­луг.

Пред­при­ятия с эф­фек­тив­ным управ­ле­ни­ем про­дук­ци­ей рас­счи­ты­ва­ют вре­мя пи­ков разл. про­дук­тов так, что­бы вы­руч­ка от про­дук­тов с боль­шим объ­ё­мом про­даж на­прав­ля­лась на под­держ­ку и раз­ви­тие по­ка ещё не­рен­та­бель­ных но­вых про­дук­тов. В ка­ж­дый оп­ре­де­лён­ный пе­ри­од вре­ме­ни порт­фель про­дук­ции со­сто­ит из про­дук­тов, на­хо­дя­щих­ся на разл. ста­ди­ях сво­его жиз­нен­но­го цик­ла. Де­неж­ные сред­ст­ва, при­но­си­мые не­ко­то­ры­ми про­дук­та­ми, долж­ны ис­поль­зо­вать­ся для раз­ви­тия вновь за­пус­кае­мых про­дук­тов.

Важ­ный фак­тор, влияю­щий на Ж. ц. т., – кон­ку­рент­ное пре­вос­ход­ст­во. При про­чих рав­ных ус­ло­ви­ях ком­па­ния с силь­ной кон­ку­рент­ной по­зи­ци­ей дос­ти­га­ет за­дан­но­го объ­ё­ма про­даж с мень­ши­ми за­тра­та­ми, оп­ре­де­ляе­мы­ми бо­лее низ­ки­ми из­держ­ка­ми про­из-ва (ак­ку­му­ля­ция зна­ний и эф­фект мас­шта­ба) и тор­го­вы­ми рас­хо­да­ми. Ата­ка на неё со сто­ро­ны кон­ку­рен­тов по­тре­бу­ет от них ис­поль­зо­ва­ния зна­чит. ре­сур­сов.

По­ня­тие «Ж. ц. т.» мо­жет при­ме­нять­ся к отд. то­ва­рам (то­вар­ным мар­кам), а так­же к це­лым клас­сам то­ва­ров. Про­дол­жи­тель­ность жиз­нен­но­го цик­ла то­вар­ных клас­сов су­ще­ст­вен­но вы­ше, чем отд. ма­рок то­ва­ров дан­но­го клас­са, т. к. мо­раль­но ус­та­рев­шая мар­ка мо­жет быть за­ме­не­на но­вой мар­кой то­ва­ра то­го же клас­са.

Лит.: Ру­мян­це­ва Е. Е. Фи­нан­сы ор­га­ни­за­ций: фи­нан­со­вые тех­но­ло­гии управ­ле­ния пред­при­яти­ем. М., 2003.

Вернуться к началу