Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЁМКОСТЬ РЫ́НКА

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 670

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Е. Румянцева

ЁМКОСТЬ РЫ́НКА, объ­ём спро­са на тот или иной вид про­дук­ции. Оп­ре­де­ле­ние Ё. р. по­зво­ля­ет пред­при­ятию рас­счи­тать, ка­кую до­лю на рын­ке оно за­ни­ма­ет в дан­ный мо­мент, и кон­кре­ти­зи­ро­вать гл. цель сво­его раз­ви­тия – к ка­кой до­ле на рын­ке оно долж­но стре­мить­ся. Раз­ли­ча­ют ре­аль­ную и по­тен­ци­аль­ную Ё. р. По­тен­ци­аль­ная ём­кость, или по­тен­ци­ал, рын­ка от­ра­жа­ет мак­си­маль­но воз­мож­ный уро­вень спро­са на оп­ре­де­лён­ный вид про­дук­ции. Ре­аль­но скла­ды­ваю­щая­ся Ё. р. мо­жет не со­от­вет­ст­во­вать его по­тен­ци­аль­ной ём­ко­сти.

Рас­чёт Ё. р. имеет про­стран­ст­вен­но-вре­менну́ю оп­ре­де­лён­ность и вклю­ча­ет сле­дую­щие ме­то­ды.

1. Ос­но­ван­ный на ана­ли­зе вто­рич­ной ин­фор­ма­ции (пуб­ли­ка­ций в СМИ, ста­ти­стич. дан­ных и др.).

2. Рас­чёт с по­зи­ций про­из­вод­ст­ва и реа­ли­за­ции про­дук­ции (со­сто­ит из ис­сле­до­ва­ний пред­при­ятий-про­из­во­ди­те­лей, пред­при­ятий оп­то­вой и роз­нич­ной тор­гов­ли, од­на­ко тре­бу­ет со­блю­де­ния ре­пре­зен­та­тив­но­сти вы­бор­ки).

3. Рас­чёт с по­зи­ций по­тре­би­те­ля про­дук­ции (при ис­поль­зо­ва­нии это­го ме­то­да ис­сле­ду­ют­ся ли­бо за­тра­ты, осу­ще­ст­в­лён­ные по­тре­би­те­ля­ми на ин­те­ре­сую­щую нас про­дук­цию за оп­ре­де­лён­ный пе­ри­од вре­ме­ни, ли­бо час­то­та по­ку­пок и объ­ё­мы по­ку­пае­мой про­дук­ции по сред­ней роз­нич­ной це­не про­да­жи, ли­бо нор­мы рас­хо­да дан­но­го то­ва­ра. При этом ис­сле­до­ва­ние по­зво­ля­ет ох­ва­тить ши­ро­кий круг во­про­сов, ка­саю­щих­ся по­ве­де­ния и мо­ти­ва­ции по­тре­би­те­лей: их от­но­ше­ние к той или иной мар­ке, объ­ём ра­зо­вой по­куп­ки, час­то­ту при­об­ре­те­ния то­ва­ра, ожи­дае­мую це­ну на то­вар, сте­пень раз­ли­чи­мо­сти брэн­дов, ло­яль­ность к брэн­дам, мо­ти­ва­цию вы­бо­ра той или иной мар­ки то­ва­ра и т. д. Точ­ность та­кой ин­фор­ма­ции за­ви­сит от то­го, на­сколь­ко вер­но и прав­ди­во по­ку­па­те­ли да­дут све­де­ния о сво­ём по­треб­ле­нии).

4. Ос­но­ван­ный на ра­цио­наль­ных нор­мах по­треб­ле­ния дан­ной про­дук­ции (этот ме­тод ис­поль­зу­ет­ся, как пра­ви­ло, для про­до­вольств. то­ва­ров, сы­рья и рас­ход­ных ма­те­риа­лов. Ста­ти­стич. ос­но­вой рас­чё­тов слу­жат го­до­вые нор­мы по­треб­ле­ния на од­но­го жи­те­ля и об­щая чис­лен­ность на­се­ле­ния. Т. о., ито­го­вая циф­ра Ё. р. по­лу­ча­ет­ся при пе­ре­мно­же­нии нор­мы по­треб­ле­ния на од­но­го жи­те­ля на зна­че­ние об­щей чис­лен­но­сти на­се­ле­ния).

5. При­ве­де­ние дан­ных по объ­ё­мам про­даж од­но­го ре­гио­на к дру­го­му ре­гио­ну (этот ме­тод при­ме­ня­ют в осн. пред­при­ятия, имею­щие зна­чит. опыт на отд. гео­гра­фич. рын­ках. В рас­чё­тах ис­поль­зу­ют­ся дан­ные о ре­аль­ном объ­ё­ме реа­ли­за­ции про­дук­ции в од­ном ре­гио­не и фак­то­ры, оп­ре­де­ляю­щие про­да­жи. С по­мо­щью по­след­них рас­счи­ты­ва­ют­ся ко­эф­фи­ци­ен­ты при­ве­де­ния про­даж од­но­го ре­гио­на к дру­го­му – при­ве­де­ния чис­лен­но­сти на­се­ле­ния, сред­ней за­ра­бот­ной пла­ты, ур­ба­ни­за­ции, це­ны, осо­бен­но­сти по­треб­ле­ния и т. д.).

Лит.: Ле­бе­де­ва И. В., Саб­лин ТВ., Алек­сан­д­ров Д. А., Щеб­ла­нов С. А. Ем­кость рын­ка – не­ко­то­рые во­про­сы ме­то­до­ло­гии // Прак­ти­че­ский мар­ке­тинг. 2001. № 11; Ру­мян­це­ва Е. Е. Но­вая эко­но­ми­че­ская эн­цик­ло­пе­дия. 2-е изд. М., 2006.

Вернуться к началу