Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДУОПО́ЛИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 419

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Н. Васильев

ДУОПО́ЛИЯ (от лат. duo – два и греч. πωλέω – про­да­вать), раз­но­вид­ность ры­ноч­ной струк­ту­ры, где двум не­за­ви­си­мым про­дав­цам од­но­го то­ва­ра про­ти­во­сто­ит не­ог­ра­ни­чен­ное ко­ли­че­ст­во по­ку­па­те­лей; про­ме­жу­точ­ный тип ме­ж­ду ог­ра­ни­чен­ной кон­ку­рен­ци­ей и мо­но­по­ли­ей; наи­бо­лее про­стой ва­ри­ант оли­го­по­лии. При на­ли­чии тай­но­го со­гла­ше­ния двух про­дав­цов о це­нах, объ­ё­мах про­из-ва соз­да­ёт­ся икусств. фор­ма мо­но­по­лии и, т. о., де­фи­цит пред­ло­же­ния по от­но­ше­нию к спро­су.

В об­щем слу­чае до­ля ка­ж­до­го из двух от­но­си­тель­но не­за­ви­си­мых про­дав­цов, опе­ри­рую­щих на дуо­поль­ном рын­ке, в со­во­куп­ном пред­ло­же­нии (а со­от­вет­ст­вен­но и влия­ние, ока­зы­вае­мое ка­ж­дым из них на ры­ноч­ную конъ­юнк­ту­ру) яв­ля­ет­ся зна­чи­тель­ной. Од­на­ко та­кая не­за­ви­си­мость на дуо­поль­ном рын­ке под­ра­зу­ме­ва­ет си­туа­цию кон­фликт­но­го взаи­мо­дей­ст­вия про­дав­цов, ко­гда они ока­зы­ва­ют­ся весь­ма чув­ст­ви­тель­ны к по­ли­ти­ке це­но­об­ра­зо­ва­ния и мар­ке­тин­го­вым стра­те­ги­ям друг дру­га. Чем вы­ше уро­вень кон­цен­тра­ции про­дав­цов, тем проч­нее их взаи­мо­за­ви­си­мость, тем силь­нее про­яв­ля­ет­ся воз­дей­ст­вие ка­ж­до­го из них на ры­нок сво­ей про­дук­ции и всё ме­нее кон­ку­рент­ным ста­но­вит­ся ры­нок.

Тео­ре­ти­че­ски Д. пред­по­ла­га­ет три ва­ри­ан­та эко­но­мич. по­ве­де­ния для мак­си­ми­за­ции при­бы­ли: 1) не­за­ви­си­мое от кон­ку­рен­та на­ра­щи­ва­ние со­во­куп­но­го объ­ё­ма про­даж при наи­мень­шей це­не пред­ло­же­ния; 2) сго­вор с кон­ку­рен­том о наи­боль­шей це­не; 3) из­ме­не­ние собств. объ­ё­мов про­даж и цен ос­но­вы­ва­ет­ся на пред­по­ло­же­нии о фик­си­ро­ван­ном объ­ё­ме про­даж кон­ку­рен­та.

Сущ­но­ст­ный при­знак Д. – пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­ный ха­рак­тер рын­ка. Од­на из опе­ри­рую­щих на рын­ке сто­рон в со­стоя­нии в зна­чит. сте­пе­ни фор­ми­ро­вать ус­ло­вия, на ко­то­рых др. уча­ст­ни­ки рын­ка по­лу­чат дос­туп к то­ва­рам и ра­бо­чим мес­там.

Из­ме­не­ние при­бы­ли, ко­то­рую пред­при­ятие мо­жет по­лу­чить за счёт из­ме­не­ния цен, объ­ё­мов вы­пус­ка или ка­че­ст­вен­ных ха­рак­те­ри­стик то­вар­но­го про­дук­та, за­ви­сит не столь­ко от ре­ак­ции по­тре­би­те­лей, сколь­ко от то­го, ка­ким об­ра­зом на из­ме­не­ния реа­ги­ру­ет кон­ку­рент. За­ви­си­мость мо­де­лей пред­при­ни­ма­тель­ско­го по­ве­де­ния от ре­ак­ции кон­ку­рен­тов на­зы­ва­ет­ся дуо­по­ли­сти­че­ской взаи­мо­свя­зью, ко­то­рая мо­жет при­вес­ти не толь­ко к це­но­вым вой­нам, но и к со­гла­ше­нию. Клас­сич. мо­дель Д. – мо­дель кон­ку­рент­но­го рав­но­ве­сия, сфор­му­ли­ро­ван­ная в 1838 франц. эко­но­ми­стом О. Кур­но и в си­лу сво­ей на­гляд­но­сти час­то ис­поль­зуе­мая в эко­но­мич. тео­рии при мо­де­ли­ро­ва­нии ры­ноч­ных про­цес­сов. В со­от­вет­ст­вии с этой мо­де­лью рав­но­ве­сие дос­ти­га­ет­ся в ре­зуль­та­те по­сле­до­ва­тель­ных из­ме­не­ний в объ­ё­мах вы­пус­ка про­дук­ции дуо­по­ли­стом, пред­по­ла­гаю­щим, что его кон­ку­рент бу­дет удер­жи­вать свой объ­ём про­из­вод­ст­ва не­из­мен­ным.

По­ми­мо мо­де­ли Кур­но су­ще­ст­ву­ют и иные ин­тер­пре­та­ции Д.: мо­де­ли Э. Х. Чем­бер­ли­на, Ж. Бер­тра­на (Фран­ция), Ф. Эд­жу­ор­та и Г. фон Шта­кель­бер­га (Гер­ма­ния). Эти мо­де­ли взаи­мо­за­ви­си­мо­сти слу­жат ил­лю­ст­ра­ци­ей то­го, как обос­но­ван­ные пред­по­ло­же­ния про­дав­ца по по­во­ду стра­те­гич. ре­ак­ции кон­ку­рен­та фор­ми­ру­ют со­во­куп­ное то­вар­ное пред­ло­же­ние. Сис­те­ма­ти­за­ция мо­де­лей Д. в ви­де уни­вер­саль­ной кон­цеп­ции рав­но­ве­сия бы­ла пред­став­ле­на в 1951 Дж. Нэ­шем с точ­ки зре­ния тео­рии игр (см. Рав­но­ве­сия эко­но­ми­че­ско­го тео­рии).

Вернуться к началу