Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДИВЕРСИФИКА́ЦИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 725

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Е. Румянцева

ДИВЕРСИФИКА́ЦИЯ (от лат. diversus – раз­ный и facio – де­лать), соз­да­ние мно­го­про­филь­но­го про­из­вод­ст­ва или порт­фе­ля цен­ных бу­маг с це­лью рас­сре­до­то­че­ния рис­ков, по­вы­ше­ния эф­фек­тив­но­сти и ста­биль­но­сти хо­зяй­ст­вую­щих субъ­ек­тов. Раз­ли­ча­ют Д.: мак­ро­эко­но­ми­че­скую – раз­ви­тие при­ори­тет­ных нар.-хо­зяйств. ком­плек­сов и от­рас­лей на ос­но­ве гос. ин­ве­сти­ций или сти­му­ли­ро­ва­ния ча­ст­но­го ка­пи­та­ла (за­ко­нодат. ба­за, на­ло­го­вая сис­те­ма и пр.) с це­лью по­вы­ше­ния кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сти нац. эко­но­ми­ки; мик­ро­эко­но­ми­че­скую – од­но­вре­мен­ное раз­ви­тие мно­гих не свя­зан­ных друг с дру­гом ви­дов про­из­водств, рас­ши­ре­ние ас­сор­ти­мен­та про­из­во­ди­мых из­де­лий в рам­ках од­но­го пред­при­ятия, кон­цер­на и т. п.; внеш­не­тор­го­вую, ох­ва­ты­ваю­щую экс­порт и им­порт; напр., Д. им­пор­та по­зво­ля­ет умень­шить или ли­к­ви­ди­ро­вать за­ви­си­мость от од­но­го ис­точ­ни­ка за­ку­пок; мар­ке­тин­го­вую (или кон­цен­три­че­скую), ко­то­рая оз­на­ча­ет по­пол­не­ние ас­сор­ти­мен­та схо­жи­ми с уже вы­пус­кае­мы­ми и ус­пеш­но про­да­вае­мы­ми то­ва­ра­ми ком­па­нии; ин­ве­сти­ци­он­ную (или де­по­зит­ную), ко­то­рая пред­по­ла­га­ет вла­де­ние раз­но­об­раз­ны­ми фи­нан­со­вы­ми ак­ти­ва­ми, с ка­ж­дым из ко­то­рых свя­за­ны разл. рис­ки, с тем что­бы сни­зить об­щую сте­пень рис­ка порт­фе­ля в це­лом. Сле­ду­ет вы­де­лить ла­те­раль­ную Д. (от лат. lateralis – бо­ко­вой, рас­по­ло­жен­ный в сто­ро­не), при ко­то­рой ком­па­ния втор­га­ет­ся в не­свой­ст­вен­ные ей сфе­ры дея­тель­но­сти, да­лё­кие от при­ме­няе­мых на её пред­при­яти­ях тех­но­ло­гий, ка­на­лов сбы­та; та­кое втор­же­ние осу­ще­ст­в­ля­ет­ся че­рез ме­ха­низм слия­ний и по­гло­ще­ний и пу­тём по­куп­ки кон­троль­ных па­ке­тов ак­ций; та­кая стра­те­гия тре­бу­ет зна­чит. ре­сур­сов, а сам биз­нес ста­но­вит­ся вен­чур­ным (рис­ко­вым).

К осн. ме­то­дам Д. рис­ков от­но­сят­ся Д. биз­не­са, Д. ка­на­лов сбы­та и по­ста­вок, Д. ис­точ­ни­ков ин­ве­сти­ций, юри­дич. за­кре­п­ле­ние бре­ме­ни рис­ка за ка­ж­дым из уча­ст­ни­ков биз­не­са в до­го­во­рах (кон­трак­тах), рас­пре­де­ле­ние рис­ка во вре­ме­ни. Раз­ли­ча­ют так­же Д. ре­сур­сов (фи­нан­со­вых, тру­до­вых, ма­те­ри­аль­но-­тех­нич.) в рам­ках вы­бран­но­го на­прав­ле­ния биз­не­са и Д. на­прав­ле­ний биз­не­са.

Под влия­ни­ем Д. биз­не­са струк­ту­ра пред­при­ятий ме­ня­ет­ся: из спе­циа­ли­зир. они пре­вра­ща­ют­ся в мно­го­от­рас­ле­вые ком­плек­сы. Про­цесс Д. ус­ко­ря­ет­ся по­гло­ще­ния­ми от­дель­ных, ра­нее не­за­ви­си­мых ком­па­ний. Обоб­ще­ние ком­мерч. прак­ти­ки по­зво­ля­ет сде­лать вы­вод о том, что Д. на­прав­ле­ний биз­не­са не долж­на ста­но­вить­ся стра­те­гич. при­ори­те­том до тех пор, по­ка не нач­нут со­кра­щать­ся воз­мож­но­сти рос­та пред­при­ятия на осн. рын­ке. Су­ще­ст­ву­ет мно­же­ст­во при­ме­ров, ко­гда ком­па­нии, кон­цен­три­рую­щие свою дея­тель­ность в од­ном ви­де биз­не­са, мо­гут до­би­вать­ся вы­даю­щих­ся ус­пе­хов в те­че­ние де­ся­ти­ле­тий, не при­бе­гая к Д. для под­дер­жа­ния сво­его рос­та. Напр., амер. ком­па­нии «McDonald’s», «Delta Airlines», «Coca-Cola», «Apple Compu­ter», «Wal-Mart», «Xerox», «Polaroid» и не­ко­то­рые дру­гие за­вое­ва­ли вы­со­чай­шую ре­пу­та­цию, ра­бо­тая в од­ном на­прав­ле­нии биз­не­са. Кон­цен­тра­ция в од­ном на­прав­ле­нии биз­не­са (пол­но­стью или с не­боль­шой до­лей Д.) име­ет не­ко­то­рые ор­га­ни­зац. и управ­ленч. пре­иму­ще­ст­ва: чем ус­пеш­нее ра­бо­та­ет не­ди­вер­си­фи­ци­ро­ван­ная ком­па­ния, тем боль­ше у неё воз­мож­но­стей вы­год­но пре­об­ра­зо­вать на­ко­п­лен­ные опыт и зна­ния в ус­той­чи­вое кон­ку­рент­ное пре­иму­ще­ст­во и ли­ди­рую­щее по­ло­же­ние в от­рас­ли. Од­на­ко всё боль­шее чис­ло ком­па­ний во всех стра­нах ми­ра вы­ну­ж­де­ны при­бе­гать к Д. как стра­те­гии сво­его раз­ви­тия, тем са­мым из­бе­гая пол­ной фи­нан­со­вой за­ви­си­мо­сти от осо­бен­но­стей цик­лич. раз­ви­тия од­ной от­рас­ли. Вре­мя Д. час­тич­но за­ви­сит от воз­мож­но­стей рос­та ком­па­нии в сво­ей от­рас­ли и час­тич­но – от её кон­ку­рент­ной по­зи­ции. Ком­па­нии, имею­щие проч­ные кон­ку­рент­ные по­зи­ции на мед­лен­но рас­ту­щем рын­ке, – пер­вые кан­ди­да­ты на Д. в но­вые от­рас­ли. По­сле при­ня­тия стра­те­гич. ре­ше­ния о Д. вы­би­ра­ет­ся один из не­сколь­ких аль­тер­на­тив­ных стра­те­гич. под­хо­дов, в т. ч.: стра­те­гии вне­дре­ния в но­вые от­рас­ли (при­об­ре­те­ние, соз­да­ние но­вой ком­па­нии или со­вме­ст­но­го пред­при­ятия); стра­те­гии ис­клю­че­ния и ли­к­ви­да­ции; стра­те­гии об­нов­ле­ния ком­па­нии, со­кра­ще­ния и ре­струк­ту­ри­за­ции; стра­те­гии ме­ж­ду­нар. ди­вер­си­фи­ка­ции и др.

Лит.: Ру­мян­це­ва Е. Е. Са­мо­учи­тель по раз­ра­бот­ке биз­нес-про­ек­тов. М., 2005; она же. Но­вая эко­но­ми­че­ская эн­цик­ло­пе­дия. 2-е изд. М., 2006.

Вернуться к началу