Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЕ́МПИНГ

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 519

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. С. Емельянов

ДЕ́МПИНГ (от англ. dumping – сбра­сы­ва­ние, сва­ли­ва­ние), про­да­жа то­ва­ров за ру­беж (ино­гда и на внутр. рын­ке) по пред­на­ме­рен­но за­ни­жен­ным це­нам; сред­ст­во про­дви­же­ния то­ва­ров и за­хва­та зна­чит. сег­мен­тов рын­ков. В ме­ж­ду­нар. лек­си­ко­не тер­мин «Д.» час­то ис­поль­зу­ет­ся как си­но­ним не­че­ст­ной кон­ку­рен­ции. Ха­рак­тер­ная чер­та Д. – про­да­жа к.-л. фир­мой од­но­го и то­го же то­ва­ра по разл. це­нам на рын­ках раз­ных стран, что пред­став­ля­ет со­бой це­но­вую дис­кри­ми­на­цию. Обыч­но на рын­ке од­ной стра­ны по раз­ным це­нам реа­ли­зу­ет­ся про­дук­ция не­оди­на­ко­во­го ка­че­ст­ва. До­пус­ти­мое ме­ж­ду­нар. прак­ти­кой мас­со­вое втор­же­ние им­порт­ных то­ва­ров на нац. ры­нок пред­по­ла­га­ет ввоз про­дук­ции сред­не­го ка­че­ст­ва и про­да­жу её по ми­ни­маль­ным для дан­но­го ви­да то­ва­ров це­нам. Ес­ли эти це­ны су­ще­ст­вен­но ни­же, то то­ва­ры отеч. про­из­во­ди­те­лей или др. экс­пор­тё­ров бу­дут вы­тес­не­ны с внутр. рын­ка. Д. мо­жет осу­ще­ст­в­лять­ся так­же по це­нам ни­же се­бе­стои­мо­сти то­ва­ров, это т. н. хищ­ни­че­ский Д. Дан­ный вид Д. яв­ля­ет­ся вре­мен­ным и на­прав­лен на уст­ра­не­ние кон­ку­рен­тов и за­вое­ва­ние рын­ка, дос­ти­же­ние мо­но­поль­но­го по­ло­же­ния и по­сле­дую­щее по­вы­ше­ние цен. Дру­гой эпи­зо­дич. вид Д. – спо­ра­ди­че­ский, ис­поль­зу­ет­ся фир­ма­ми для то­го, что­бы из­бе­жать врем. пе­ре­на­сы­ще­ния то­ва­ра­ми отеч. рын­ка, что мог­ло бы по­влечь сни­же­ние цен. В этом слу­чае из­бы­точ­ные пар­тии то­ва­ров реа­ли­зу­ют­ся на внеш­нем рын­ке по по­ни­жен­ным це­нам. Не­смот­ря на сни­же­ние нор­мы при­бы­ли, это по­зво­ля­ет фир­мам не со­кра­щать объ­ё­мы про­из-ва про­дук­ции, но мо­жет при­вес­ти к не­пред­ви­ден­но­му пе­ре­на­сы­ще­нию рын­ка стра­ны-им­пор­тё­ра.

Де­таль­ные ис­сле­до­ва­ния прак­ти­ки кон­ку­рен­ции на ми­ро­вом рын­ке по­зво­ли­ли вы­де­лить отд. ви­ды спо­ра­ди­че­ско­го Д.: цик­ли­че­ский, воз­ни­каю­щий во вре­мя цик­лич. спа­да спро­са на про­дук­цию, и се­зон­ный, ха­рак­тер­ный для ско­ро­пор­тя­щих­ся и се­зон­ных то­ва­ров.

Кон­крет­ные ви­ды по­сто­ян­но­го Д., осу­ще­ст­в­ляе­мо­го за счёт ис­поль­зо­ва­ния вы­год­ных ус­ло­вий ра­бо­ты фир­мы: нис­хо­дя­щий Д. (ко­гда из­го­то­ви­тель при­об­ре­та­ет то­п­ли­во и сы­рьё по за­ни­жен­ным це­нам), на­ло­го­вый, зар­плат­ный, со­ци­аль­ный (ко­гда в стра­не-экс­пор­тё­ре сла­бо раз­ви­та сис­те­ма за­щи­ты ин­те­ре­сов ра­бот­ни­ков), эко­ло­ги­че­ский (за счёт эко­но­мии на при­ро­до­охран­ных ме­ро­прия­ти­ях).

От­дель­ны­ми ви­да­ми Д. яв­ля­ют­ся: об­рат­ный (про­да­жа то­ва­ров на внутр. рын­ке по це­нам ни­же экс­порт­ных), вза­им­ный (встреч­ная тор­гов­ля двух стран оди­на­ко­вы­ми то­ва­ра­ми по це­нам ни­же цен соб­ст­вен­но­го внутр. рын­ка), от­вле­каю­щий (экс­порт по сни­жен­ным це­нам в про­ме­жу­точ­ную стра­ну с це­лью по­сле­дую­ще­го ре­экс­пор­та в ос­нов­ную стра­ну).

Спе­ци­фич. вид Д. – т. н. ва­лют­ный (де­валь­ва­ци­он­ный), воз­ни­каю­щий при на­ли­чии в стра­не-экс­пор­тё­ре за­ни­жен­но­го кур­са нац. ва­лю­ты, что мож­но оп­ре­де­лить по су­ще­ст­вен­но­му от­кло­не­нию ва­лют­но­го кур­са от па­ри­те­та по­ку­па­тель­ной спо­соб­но­сти ва­лют.

Для то­го что­бы Д. мог стать т. н. по­сто­ян­ным, т. е. что­бы то­ва­ры в те­че­ние дли­тель­но­го вре­ме­ни мог­ли реа­ли­зо­вы­вать­ся на внеш­нем рын­ке по бо­лее низ­ким це­нам, чем на внут­рен­нем, не­об­хо­ди­мы тор­го­вые барь­е­ры, пре­пят­ст­вую­щие вво­зу ана­ло­гич­ной про­дук­ции на отеч. ры­нок. Вы­со­кая при­быль, по­лу­чае­мая фир­ма­ми на внутр. рын­ке, по­зво­ля­ет им в этом слу­чае до­воль­ст­во­вать­ся не­боль­шой при­бы­лью на ми­ро­вом рын­ке, что да­ёт пре­иму­ще­ст­ва в це­но­вой кон­ку­рен­ции. Дан­но­му ви­ду Д. мо­гут спо­соб­ст­во­вать ме­ры гос. ре­гу­ли­ро­ва­ния внеш­ней тор­гов­ли: пря­мые экс­порт­ные суб­си­дии в ви­де вы­плат или кос­вен­ные в ви­де разл. льгот в на­ло­го­об­ло­же­нии, кре­ди­то­ва­нии, стра­хо­ва­нии, транс­порт­ных рас­хо­дах. В ка­че­ст­ве от­вет­ных мер го­су­дар­ст­во-им­пор­тёр мо­жет ис­поль­зо­вать для за­щи­ты собств. рын­ка ан­ти­дем­пин­го­вую по­ли­ти­ку: ме­ры та­риф­но­го и не­та­риф­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния, а так­же ан­ти­дем­пин­го­вый за­кон. За­ко­но­да­тель­ст­во при­ме­ня­ет­ся в тех слу­ча­ях, ко­гда Д. при­чи­ня­ет ущерб тор­гов­ле в стра­не, пред­став­ля­ет уг­ро­зу ущер­ба для к.-л. от­рас­ли про­из-ва или су­ще­ст­вен­но за­мед­ля­ет её соз­да­ние.

До­ка­за­тель­ст­вом фак­та Д. яв­ля­ет­ся, как пра­ви­ло, про­да­жа то­ва­ра на дан­ном рын­ке по це­не ни­же «нор­маль­ной», оп­ре­де­ле­ние ко­то­рой спе­ци­аль­ная за­да­ча. На­дёж­ным ар­гу­мен­том при до­ка­за­тель­ст­ве Д. счи­та­ет­ся про­да­жа по це­не ни­же се­бе­стои­мо­сти. По­сле при­зна­ния фак­та Д. про­во­дит­ся ан­ти­дем­пин­го­вое рас­сле­до­ва­ние, по ре­зуль­та­там ко­то­ро­го ус­та­нав­ли­ва­ют­ся со­от­вет­ст­вую­щие ме­ры в ви­де по­шли­ны, вре­мен­ной по­шли­ны ли­бо обя­за­тель­ст­ва по­вы­ше­ния цен. Ан­ти­дем­пин­го­вая по­шли­на в боль­шин­ст­ве стран ус­та­нав­ли­ва­ет­ся в пре­де­лах раз­ни­цы ме­ж­ду дем­пин­го­вой це­ной и «нор­маль­ной», в стра­нах ЕС по­шли­на оп­ре­де­ля­ет­ся ис­хо­дя из раз­ме­ров ущер­ба от Д. Наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ный спо­соб раз­ре­ше­ния кон­флик­та – доб­ро­воль­ный от­каз экс­пор­тё­ра от Д., по­сколь­ку это по­зво­ля­ет из­бе­жать штра­фа ли­бо при­ну­ди­тель­но­го вы­ве­де­ния фир­мы с рын­ка.

Ан­ти­дем­пин­го­вая по­ли­ти­ка ны­не в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев на­прав­ле­на не на борь­бу с не­доб­ро­со­ве­ст­ной кон­ку­рен­ци­ей, а на за­щи­ту отеч. про­из­во­ди­те­лей от рас­ту­ще­го им­пор­та из-за ру­бе­жа. От­но­си­тель­но низ­кие из­держ­ки про­из-ва в ря­де стран по­зво­ля­ют пред­ла­гать на ми­ро­вом рын­ке боль­шие объ­ё­мы про­дук­ции по не­вы­со­ким це­нам. Ан­ти­дем­пин­го­вые рас­сле­до­ва­ния, ко­ли­че­ст­во ко­то­рых с кон. 20 в. рас­тёт, опи­ра­ют­ся на по­ня­тие «нор­маль­ной» це­ны и ини­ции­ру­ют­ся не толь­ко раз­ви­ты­ми стра­на­ми, но и раз­ви­ваю­щи­ми­ся. Ан­ти­дем­пин­го­вые ме­ры, пред­при­ни­мае­мые на ос­но­ве этих рас­сле­до­ва­ний, ста­ли ин­ст­ру­мен­том по­ли­ти­ки совр. про­тек­цио­низ­ма.

В рам­ках ВТО соз­дан К-т по ан­ти­дем­пин­го­вой прак­ти­ке, ко­то­рый по­лу­ча­ет всю ин­фор­ма­цию о ме­рах, при­ме­няе­мых уча­ст­ни­ка­ми ВТО в от­но­ше­нии то­ва­ров из лю­бых стран, в т. ч. и не яв­ляю­щих­ся чле­на­ми ВТО. Ко­ми­тет про­во­дит ра­бо­ту по уни­фи­ка­ции ан­ти­дем­пин­го­вых мер, кон­суль­ти­ру­ет сто­ро­ны для ве­де­ния тор­го­вых пе­ре­го­во­ров. Ме­ж­ду­нар. ре­гу­ли­ро­ва­ние ан­ти­дем­пин­го­вой по­ли­ти­ки пре­ду­смат­ри­ва­ет пре­кра­ще­ние со­от­вет­ст­вую­щих рас­сле­до­ва­ний в слу­чае не­су­ще­ст­вен­но­сти дем­пин­го­во­го ком­по­нен­та в це­не то­ва­ра ли­бо не­зна­чи­тель­но­сти объ­ё­ма им­пор­ти­руе­мой про­дук­ции.

Лит.: Ов­чин­ни­ков Г. П. Ме­ж­ду­на­род­ная эко­но­ми­ка. СПб., 1998; Ко­зы­рин А. Н., Ше­пен­ко Р. А. Кон­ку­рен­ция на ме­ж­ду­на­род­ных рын­ках и ан­ти­дем­пин­го­вое ре­гу­ли­ро­ва­ние. М., 1999.

Вернуться к началу