Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВНУ́ТРЕННЯЯ ТОРГО́ВЛЯ

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 475

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Е. Румянцева

ВНУ́ТРЕННЯЯ ТОРГО́ВЛЯ, вид эко­но­мич. дея­тель­но­сти, свя­зан­ный с ку­п­лей-про­да­жей то­ва­ров и ока­за­ни­ем ус­луг по­ку­па­те­лям на внутр. рын­ке стра­ны. Под­раз­де­ля­ет­ся на: оп­то­вую (круп­ны­ми пар­тия­ми то­ва­ров для их про­из­водств. по­треб­ле­ния или пе­ре­про­да­жи) и роз­нич­ную (еди­нич­ны­ми пред­ме­та­ми или их не­боль­ши­ми ко­ли­че­ст­ва­ми, об­слу­жи­ваю­щую ко­неч­но­го по­тре­би­те­ля) тор­гов­лю; тор­гов­лю то­ва­ра­ми отеч. и им­порт­но­го про­из-ва. Осу­ще­ст­в­ля­ет­ся на ба­зе ста­цио­нар­ной тор­го­вой се­ти, рас­по­ло­жен­ной в спе­ци­аль­но обо­ру­до­ван­ных и пред­на­зна­чен­ных для ве­де­ния тор­гов­ли со­ору­же­ни­ях (уни­вер­саль­ных, спе­циа­ли­зир. ма­га­зи­нах, в ма­га­зи­нах с ком­би­ни­ро­ван­ным, а так­же сме­шан­ным ас­сор­ти­мен­том то­ва­ров), и не­ста­цио­нар­ной тор­го­вой се­ти, функ­цио­ни­рую­щей по прин­ци­пам раз­нос­ной, раз­воз­ной, по­сы­лоч­ной и/или элек­трон­ной тор­гов­ли. В Рос­сии осн. ре­гу­ли­рую­щи­ми ме­ха­низ­ма­ми В. т. яв­ля­ют­ся: ГК РФ (ч. 1 – 1994, ч. 2 – 1996, ч. 3 – 2001), За­кон РФ «О за­щи­те прав по­тре­би­те­лей» (1992), Указ Пре­зи­ден­та РФ «О сво­бо­де тор­гов­ли» (1992).

Раз­ви­тие В. т. об­ла­да­ет двой­ст­вен­ным ха­рак­те­ром для эко­но­ми­ки стра­ны. Её по­зи­тив­ная роль за­клю­ча­ет­ся в том, что она спо­соб­ст­ву­ет бо­лее пол­но­му удов­ле­тво­ре­нию ма­те­ри­аль­ных по­треб­но­стей об­ще­ст­ва, яв­ля­ет­ся свя­зую­щим зве­ном ме­ж­ду про­из­во­ди­те­ля­ми и по­тре­би­те­ля­ми, обес­пе­чи­вая кру­го­обо­рот де­неж­но­го ка­пи­та­ла; вно­сит свой вклад в ук­ре­п­ле­ние эко­но­мич. безо­пас­но­сти стра­ны. В то же вре­мя В. т. мо­жет ока­зы­вать и не­га­тив­ное воз­дей­ст­вие на раз­ви­тие стра­ны. В свя­зи с гла­вен­ст­вую­щим прин­ципом «ку­пить де­шев­ле – про­дать до­ро­же» В. т. не все­гда обес­пе­чи­ва­ет за­щи­ту ин­те­ре­сов отеч. то­ва­ро­про­из­во­ди­те­лей, пред­по­чи­тая бо­лее де­шё­вые, ино­гда худ­ше­го ка­че­ст­ва, то­ва­ры им­порт­но­го про­из-ва. Об­ла­дая мо­но­поль­ным по­ло­же­ни­ем по от­но­ше­нию к по­тре­би­те­лю, В. т. мо­жет ока­зы­вать дав­ле­ние на про­из­во­ди­те­лей, за­став­ляя их сни­жать це­ны, в т. ч. и ни­же се­бе­стои­мо­сти. В. т. не га­ран­ти­ру­ет и за­щи­ту ин­те­ре­сов по­тре­би­те­лей, ко­то­рые мо­гут ощу­тить на се­бе вред­ное воз­дей­ст­вие то­го или ино­го то­ва­ра лишь че­рез не­ко­то­рое вре­мя, да­же че­рез неск. лет. Кро­ме то­го, по­сколь­ку В. т. свя­за­на с по­лу­че­ни­ем на­лич­ных де­нег, в ней фор­ми­ру­ет­ся зна­чит. до­ля тене­вой эко­но­ми­ки, а так­же эко­но­мич. пре­сту­п­ле­ний.

Лит.: Тор­гов­ля. Тер­ми­ны и оп­ре­де­ле­ния. ГОСТ Р 51303-99. М., 1999; Ру­мян­це­ва Е. Е. То­ва­ры, вред­ные для здо­ро­вья. М., 2005.

Вернуться к началу