ВНЕ́ШНЯЯ ТОРГО́ВЛЯ
-
Рубрика: Экономика
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВНЕ́ШНЯЯ ТОРГО́ВЛЯ, вид экономич. деятельности, связанный с междунар. обменом товарами, услугами, работами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности. Осуществляется между резидентами (экономич. агентами, постоянно проживающими в данной стране) разных стран как при смене собственника, так и в сфере деятельности транснациональных корпораций при пересечении объектами торговли гос. границ.
Внешнеторговые сделки совершаются чаще в твёрдой валюте, в денежной форме, иногда, при нехватке иностр. валюты или при жёстком валютном контроле, с помощью междунар. встречного товарообмена без использования платежей. Обмен товаров без наличной оплаты осуществляется путём бартера, торговых и производственных компенсационных сделок. Торговая компенсация происходит путём зачёта взаимных денежных обязательств за поставленные товары и услуги на основе клиринговых соглашений (см. Клиринг). Производственная компенсация осуществляется поставками продукции в обмен на приобретённое ранее сырьё или оборудование для её производства на основе соглашений о разделе продукции.
В. т. состоит из экспорта (вывоза) и импорта (ввоза) товаров и услуг. Сумма экспорта и импорта составляет внешнеторговый оборот страны, разность – внешнеторговое сальдо. Положительное сальдо называется активным, отрицательное – пассивным. В статистич. отчётности экспорт за вычетом импорта называется чистым экспортом.
В. т. всех стран в совокупности образует мировой рынок, в его основе лежит международное разделение труда.
В. т. одинаковыми товарами, производимыми в разных странах с разл. издержками производства, приносит экономич. выгоды как экспортёрам, так и импортёрам. Данное обстоятельство было установлено теоретиками классич. политич. экономии А. Смитом и Д. Рикардо. Способность страны производить товар с меньшими издержками, чем в др. странах, означает абсолютное преимущество. Вывоз таких товаров увеличивает объём производства и доходов экспортёра, и одновременно в стране, ввозящей относительно дешёвые товары, уменьшаются производственные затраты и потребительские расходы. В. т. может быть взаимовыгодной и при отсутствии абсолютного преимущества. Каждая страна может вывозить товары, в производстве которых обладает относит. преимуществом по сравнению с др. страной, и ввозить товары, которые производятся в ней со сравнительно высокими издержками.
Работы амер. учёного М. Портера (с 1980) посвящены исследованиям конкуренции в совр. междунар. торговле, развивающейся преим. между развитыми странами, которые имеют примерно одинаковый технико-экономич. уровень. Совр. конкурентные преимущества зависят от степени развития передовых технологий, размеров и мобильности капитала. На мировом рынке завоёвывают сильные позиции те фирмы, которые не только улавливают новую потребность, возникающую на рынке, или потенциал, заключённый в новой технологии, но без промедления и активно используют эти возможности.
Большую роль в совр. конкуренции играет развитие инфраструктуры, научно-технич. и информац.-коммерч. знаний. Немаловажное значение имеет гос. внутренняя экономич. политика (налоговая, валютно-кредитная, инвестиционная), а также внешнеторговая политика. Вместе с тем во В. т. возможны межгосударственные конфликты, перерастающие порой в «торговые войны», во взаимное адм. ограничение доступа определённых товаров на рынки стран. Если к.-л. импортная продукция поступает на рынок по низкой цене и нац. пром-сть не в состоянии с ней конкурировать, то в целях её защиты правительство страны-импортёра может ввести компенсационную пошлину, используя в качестве предлога обвинения в субсидировании экспорта, либо ввести запрет на импорт из-за несоблюдения санитарных норм и т. п. В ответ пострадавшая страна-экспортёр может выдвинуть аналогичные претензии к товарам из первой страны и также ввести ограничения на ввоз определённого товара.
Широкое развитие внешнеэкономич. связей создало условия для появления крупных отраслей пром-сти, реализация продукции которых выходит далеко за пределы нац. рынков. Вслед за судостроением и авиастроением возникли производства микропроцессоров и программного обеспечения, изначально ориентированные не на внутренний рынок, а на мировой. В основе явления концентрации произ-ва таких отраслей в нескольких странах для удовлетворения потребностей всего мирового хозяйства лежит высокая технологич. сложность продукции, необходимость крупных производственных мощностей и высококвалифицированного специализир. персонала.
Теория междунар. торговли утверждает, что в результате развития В. т. все страны получают прирост благосостояния за счёт увеличения произ-ва в отраслях, ориентированных на экспорт. Между тем мировая статистика показывает, что спрос на экспортную продукцию развитых стран растёт намного быстрее, чем на традиц. экспорт из развивающихся стран, состоящий преим. из первичных продуктов – сырья, топлива, тропич. растит. продукции. Рост производительности в развивающихся странах действует в сторону понижения цен на производимые ими ресурсы. В то же время рост степени переработки продукции в развитых странах увеличивает массу создаваемой добавленной стоимости, поскольку на единицу цены сырья приходится больше затрат труда и капитала. Применение в развитых странах топливо- и ресурсосберегающих технологий, использование новых искусств. материалов (конструкционных пластмасс, композитных и сверхпроводящих материалов) снижает материалоёмкость и энергоёмкость продукции и в силу этого понижает спрос на традиц. виды сырья и топливные ресурсы.
Мировая торговля расширяется преим. за счёт роста произ-ва продукции обрабатывающей пром-сти. По статистич. данным, по всему миру за 1950–2000 с.-х. производство выросло в 3,4 раза, а физич. объём экспорта его продукции – в 5,8 раз; соответственно по добывающей пром-сти – в 4,1 и 8,4 раза; по обрабатывающей пром-сти – в 10,3 и 42,6 раз. Значит. и устойчивое опережение экспортом обрабатывающей пром-сти всех остальных показателей наблюдалось с кон. 1980-х гг.
Внешнеторговый мультипликатор (множитель) показывает влияние В. т. на совокупный нац. спрос, отражаемый, напр., показателем используемого валового внутреннего продукта
Макроэкономическое балансовое соотношение выглядит следующим образом: валовой продукт ($Y$)=потребление ($C$)+инвестиции ($I$)+экспорт ($X$)-импорт ($M$).
Потребление состоит из двух частей: первая – необходимые расходы ($C_0$), вторая зависит от увеличения или понижения валового продукта, т. е. $C=C_0+cY$. Точно так же существует необходимый стране импорт ($M_0$) и зависимый от величины валового продукта, т. е. $M=M_0+mY$.
Параметры c и m, называемые обычно предельными склонностями к потреблению и к импорту, вместе с показателями C0 и M0 могут быть численно определены с помощью математич. расчётов.
Балансовое соотношение может быть преобразовано:
$Y=C+I+X-M=C_0+cY+I+X-M_0-mY$, тогда
$Y-cY+mY=C_0+I+X-M_0$, или
$Y(1-c+m)=C_0+I+X-M_0$.
Отсюда определяется уравнение для валового продукта
$Y=(C_0+I+X-M_0)×[1/(1-c+m)]$,
в котором переменными величинами являются валовой продукт, инвестиции и экспорт. Данное выражение показывает, что доход нации увеличивается при росте инвестиций и экспорта. Коэффициент $[1/(1-c+m)]$ называется мультипликатором. Параметры c и m могут существенно различаться как в разных странах, так и в одной стране в исторически разные периоды времени.
Кейнсианская теория мультипликатора объясняет, в частности, что даже при масштабном росте экспорта в развивающихся странах, но при наличии высокой склонности к импорту сверх необходимых потребностей (дорогостоящих потребительских товаров и вооружений) рост валового продукта будет существенно сдерживаться.
Ныне примерно четверть междунар. торговли приходится на обмен разнообразными услугами, классификация которых в разных междунар. организациях производится по-разному. По функциональному признаку услуги делятся на сопутствующие (оказываются в процессе продвижения товаров от продавца к покупателю) и самостоятельные. Большинство услуг – самостоят. объект сделок. К ним относятся связь, финансовые услуги, аренда, аудит, туризм и т. п. Почтовая, телефонная и иные виды связи обслуживают все сферы деятельности.
Существенная часть междунар. обмена связана с выполнением подрядных работ: строительством и монтажом оборудования, н.-и., конструкторскими и проектно-изыскательскими разработками, информац.-вычислит. услугами, изучением рынков.
Расширяющаяся сфера междунар. передачи знаний и технологий включает следующие формы сотрудничества: инжиниринг (услуги по приобретению, монтажу и освоению новых технологий), консалтинг (управленч. консультирование), заключение лицензионных соглашений (передача прав на определённый срок на патенты, изобретения, ноу-хау, торговые марки и т. д.). Развитие рынка объектов интеллектуальной собственности вместе с междунар. обменом исследоват. и информац. работами связано с ростом В. т. машинами и оборудованием и является следствием технич. прогресса.
В таблице приведены данные за 1990–2005 по рос. экспорту и импорту.
Внешняя торговля РФ товарами и услугами, млрд. долл.
Год | Экспорт | Импорт |
1990* | 200,1 | 197,7 |
1991* | 126 | 104,5 |
1992 | 61,6 | 47,7 |
1993 | 69,9 | 56,1 |
1994 | 75,8 | 65,7 |
1995 | 93 | 82,8 |
1996 | 103 | 86,7 |
1997 | 101 | 92 |
1998 | 86,8 | 74,4 |
1999 | 84,6 | 52,8 |
2000 | 114,7 | 62,3 |
2001 | 112,5 | 74,8 |
2002 | 120,3 | 83,1 |
2003 | 152 | 103,2 |
2004 | 203,5 | 131,1 |
2005 | 268,1 | 164,6 |
* Данные включают торговлю России с другими республиками СССР.
Резкое снижение экспорта и импорта в нач. 1990-х гг. было вызвано финансово-экономич. причинами. В 1994 по сравнению с 1990 вывоз товаров в быв. союзные республики упал в 8 раз, в быв. социалистич. страны – в 3 раза, но в др. развитые и развивающиеся страны несколько вырос. В то же самое время снизился ввоз из этих трёх групп стран соответственно в 8,5 и 1,5 раза. Переориентация направлений В. т. в этот период позволила России получить выгоды за счёт более высоких цен экспортной продукции на мировом рынке и повышения качества импортных товаров. В последующие годы (исключая 1998–1999) стоимость вывоза и ввоза росла, причём рост объёма рос. торговли со странами СНГ отставал от товарооборота со всеми др. странами. В. т. услугами составляет 1/10 рос. экспорта и 1/4 импорта.