Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВНЕШНЕТОРГО́ВАЯ ПОЛИ́ТИКА

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 465-466

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. С. Емельянов

ВНЕШНЕТОРГО́ВАЯ ПОЛИ́ТИКА, со­во­куп­ность по­ли­тич., эко­но­мич., ор­га­ни­за­ци­он­ных мер, про­во­ди­мых го­су­дар­ст­вом в об­лас­ти экс­пор­та и им­пор­та, та­мо­жен­ных по­шлин, та­ри­фов, не­та­риф­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния объ­ё­мов меж­ду­нар. тор­гов­ли. Ны­не го­су­дар­ст­ва при­дер­жи­ва­ют­ся сба­лан­си­ро­ван­ной тор­го­вой по­ли­ти­ки, со­че­таю­щей в се­бе эле­мен­ты фрит­ре­дер­ст­ва (по­ли­ти­ки сво­бод­ной тор­гов­ли) и про­тек­цио­низ­ма (по­кро­ви­тель­ст­ва, т. е. соз­да­ния льгот­ных ус­ло­вий отеч. про­из­во­ди­те­лям).

Прак­ти­че­ская В. п. ко­леб­лет­ся ме­ж­ду ли­бе­раль­ны­ми и про­тек­цио­ни­ст­ски­ми ме­ра­ми и за­ви­сит от кон­крет­ных эко­но­мич., по­ли­тич. и со­ци­аль­ных ус­ло­вий в стра­не и об­ста­нов­ки в ми­ре. Ве­ду­щая роль при­над­ле­жит прин­ци­пу сво­бод­ной тор­гов­ли. Тем не ме­нее стра­ны ис­поль­зу­ют как та­риф­ные, так и не­та­риф­ные фор­мы про­тек­цио­низ­ма для за­щи­ты нац. пром-сти, под­дер­жа­ния за­ня­то­сти, соз­да­ния но­вых от­рас­лей, по­пол­не­ния до­ход­ной час­ти бюд­же­та, расширения рынков сбыта и др. При этом ак­тив­ная про­тек­цио­ни­ст­ская по­ли­ти­ка час­то вы­зы­ва­ет от­вет­ную ре­ак­цию со сто­ро­ны др. стран.

Ре­гу­ли­ро­ва­ние внеш­ней тор­гов­ли осу­ще­ст­в­ля­ет­ся по­сред­ст­вом при­ня­тия за­ко­нов и иных гос. ак­тов, по­ста­нов­ле­ний и ре­ше­ний пра­ви­тель­ст­ва. С це­лью по­вы­ше­ния кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сти нац. про­из-ва ис­поль­зу­ют­ся та­мо­жен­ные та­ри­фы, раз­но­об­раз­ные ог­ра­ни­чит. ус­ло­вия для им­пор­та, ме­ро­прия­тия по сти­му­ли­ро­ва­нию экс­пор­та и т. д.

Осн. эле­мент В. п. – та­мо­жен­ное за­ко­но­да­тель­ст­во. Свод ста­вок та­мо­жен­ных по­шлин пред­став­ля­ет со­бой та­мо­жен­ный та­риф. Ны­не рас­про­стра­не­ны мно­го­ко­лон­ные им­порт­ные та­ри­фы, ус­та­нав­ли­ваю­щие для ка­ж­дой груп­пы то­ва­ров неск. ста­вок в за­ви­си­мо­сти от стра­ны про­ис­хо­ж­де­ния то­ва­ра.

Наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ной фор­мой не­та­риф­ных барь­е­ров яв­ля­ет­ся кво­та. Кво­ти­ро­ва­ние (кон­тин­ген­ти­ро­ва­ние) внеш­не­тор­го­вых по­ста­вок ог­ра­ни­чи­ва­ет на оп­ре­де­лён­ный пе­ри­од вре­ме­ни ко­ли­че­ст­во им­порт­ных или экс­порт­ных то­ва­ров или их сум­мар­ную стои­мость по кон­крет­ным стра­нам. По­ми­мо ко­ли­чест­вен­ных и стои­мо­ст­ных квот ис­поль­зу­ет­ся так­же та­риф­ная кво­та, пред­став­ляю­щая со­бой раз­ре­ше­ние на ввоз в стра­ну ус­та­нов­лен­но­го ко­ли­че­ст­ва то­ва­ра бес­по­шлин­но или по по­ни­жен­ным став­кам. То­ва­ры, вво­зи­мые сверх дан­но­го ли­ми­та, об­ла­га­ют­ся та­мо­жен­ны­ми по­шли­на­ми по обыч­ным став­кам.

Им­порт­ные кво­ты яв­ля­ют­ся пря­мым ог­ра­ни­че­ни­ем вво­за к.-л. то­ва­ров. Они вво­дят­ся для за­щи­ты нац. про­из-ва, а так­же в ка­че­ст­ве ре­ак­ции на дис­кри­ми­на­ци­он­ную В. п. др. го­су­дарств. Экс­порт­ные кво­ты вво­дят­ся пра­ви­тель­ст­ва­ми стран для со­хра­не­ния дос­та­точ­но­го ко­ли­че­ст­ва то­ва­ров для отеч. спро­са и ис­клю­че­ния по­вы­ше­ния цен на внутр. рын­ке, пре­ду­пре­ж­де­ния ис­то­ще­ния при­род­ных ре­сур­сов, а так­же для дос­ти­же­ния во­ен.-по­ли­тич. це­лей. Ино­гда стра­ны-экс­пор­тё­ры вво­дят кво­ты на экс­порт сво­их то­ва­ров для пре­дот­вра­ще­ния про­тек­цио­ни­ст­ских мер со сто­ро­ны стран-им­пор­тё­ров. Не­смот­ря на дав­ле­ние и уг­ро­зы санк­ций, та­кие экс­порт­ные кво­ты на­зы­ва­ют­ся доб­ро­воль­ны­ми. Кво­ти­ро­ва­ние яв­ля­ет­ся бо­лее опе­ра­тив­ным и гиб­ким ин­ст­ру­мен­том В. п. по срав­не­нию с та­риф­но-та­мо­жен­ным ре­гу­ли­ро­ва­ни­ем, рег­ла­мен­ти­руе­мым нац. за­ко­но­да­тель­ст­вом и ме­ж­ду­нар. со­гла­ше­ния­ми.

С сис­те­мой кво­ти­ро­ва­ния со­че­та­ет­ся ли­цен­зи­ро­ва­ние, ко­то­рое пред­став­ля­ет со­бой по­лу­че­ние раз­ре­ше­ний (ли­цен­зий) на со­вер­ше­ние внеш­не­тор­го­вых опе­ра­ций. Го­су­дар­ст­во за­пре­ща­ет сво­бод­ную тор­гов­лю оп­ре­де­лён­ным ви­дом про­дук­ции и вы­да­ёт ог­ра­нич. ко­ли­че­ст­во ли­цен­зий пред­при­яти­ям или фир­мам на экс­порт или им­порт ус­та­нов­лен­но­го объ­ё­ма то­ва­ров в те­че­ние к.-л. пе­рио­да вре­ме­ни. Ли­цен­зи­ро­ва­нию под­ле­жит внеш­няя тор­гов­ля стра­те­гич. то­ва­ра­ми, воо­ру­же­ния­ми и тех­но­ло­гия­ми во­ен­но­го и двой­но­го на­зна­че­ния, ядер­ны­ми ма­те­риа­ла­ми, дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и кам­ня­ми, не­ко­то­ры­ми др. спе­ци­фич. то­ва­ра­ми.

Для по­вы­ше­ния кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сти нац. про­из-ва го­су­дар­ст­во мо­жет не толь­ко ог­ра­ни­чи­вать им­порт, но и по­ощ­рять экс­порт. Экс­порт­ные суб­си­дии мо­гут иметь вид пря­мых вы­плат пре­мий за экс­порт или ком­пен­са­ции раз­ни­цы ме­ж­ду внут­рен­ней и экс­порт­ной це­ной. Го­су­дар­ст­во мо­жет так­же фи­нан­си­ро­вать за­тра­ты экс­пор­тё­ров на изу­че­ние внеш­них рын­ков, про­ве­де­ние н.-и. ра­бот и др. Кос­вен­ные суб­си­дии пре­дос­тав­ля­ют­ся по­сред­ст­вом уча­стия го­су­дар­ст­ва в ка­пи­та­ле пред­при­ятий, в ви­де взно­сов в фи­нан­со­вые фон­ды, пред­на­зна­чен­ные для под­держ­ки пред­при­ятий и от­рас­лей, в ви­де разл. льгот с це­лью сни­же­ния затрат экс­пор­тё­ров в сфе­рах на­ло­го­об­ло­же­ния, кре­ди­то­ва­ния, стра­хо­ва­ния, транс­порт­ных рас­хо­дов.

Для ней­тра­ли­за­ции дей­ст­вия суб­си­дий стра­на-им­пор­тёр мо­жет при­нять от­вет­ные ме­ры, вве­дя ком­пен­са­ци­он­ные по­шли­ны.

В чис­ло адм. не­та­риф­ных ог­ра­ни­че­ний им­пор­та вхо­дят так­же тех­нич. барь­е­ры: тре­бо­ва­ния о со­блю­де­нии нац. стан­дар­тов про­дук­ции, её мар­ки­ров­ки и упа­ков­ки, о по­лу­че­нии сер­ти­фи­ка­тов ка­че­ст­ва им­порт­ных то­ва­ров, о со­блю­де­нии оп­ре­де­лён­ных са­ни­тар­но-ги­гие­нич. норм и др. По са­ни­тар­ным со­об­ра­же­ни­ям вре­мен­но вво­дят­ся за­пре­ты на ввоз жи­вот­ных и про­дук­тов из стран, где за­ре­ги­стри­ро­ва­ны пред­став­ляю­щие опас­ность за­бо­ле­ва­ния. До­пол­нит. барь­е­ры ус­та­нав­ли­ва­ют­ся для обес­пе­че­ния эко­ло­гич. безо­пас­но­сти ис­поль­зо­ва­ния и ути­ли­за­ции про­дук­ции и упа­ков­ки.

Край­няя фор­ма гос. ог­ра­ни­че­ний внеш­ней тор­гов­ли – тор­го­вое эм­бар­го, т. е. пол­ное за­пре­ще­ние тор­гов­ли с к.-л. стра­ной. Эм­бар­го вво­дит­ся, как пра­ви­ло, по по­ли­тич. мо­ти­вам и час­то но­сит ме­ж­ду­нар. ха­рак­тер, напр. по ре­ше­нию ООН.

В про­цес­се раз­ви­тия ми­ро­хо­зяй­ст­вен­ных свя­зей вы­ра­бо­та­лись оп­ре­де­лён­ные ин­ст­ру­мен­ты ме­ж­ду­нар. внеш­не­тор­го­вой по­ли­ти­ки.

Тор­го­вые со­гла­ше­ния яв­ля­ют­ся до­го­вор­но-пра­во­вой ба­зой, с по­мо­щью ко­то­рой осу­ще­ст­в­ля­ет­ся ме­ж­ду­нар. ре­гу­ли­ро­ва­ние внеш­ней тор­гов­ли дву­сто­рон­ни­ми или мно­го­сто­рон­ни­ми до­го­во­рён­но­стя­ми стран. Дву­сто­рон­нее ре­гу­ли­ро­ва­ние (би­ла­те­ризм) про­ис­хо­дит на ос­но­ве пря­мо­го со­гла­ше­ния ме­ж­ду дву­мя го­су­дар­ст­ва­ми, за­клю­ча­ет­ся с це­лью ус­та­нов­ле­ния кон­тро­ля или ог­ра­ни­че­ния тор­гов­ли отд. то­ва­ра­ми. Ны­не дву­сто­рон­ние со­гла­ше­ния за­клю­ча­ют­ся с раз­ви­ваю­щи­ми­ся стра­на­ми, для раз­ви­тых стран ха­рак­тер­ны мно­го­сто­рон­ние со­гла­ше­ния (муль­ти­ла­те­ризм). В со­от­вет­ст­вии с двух- или мно­го­сто­рон­ни­ми ме­ж­ду­нар. со­гла­ше­ния­ми раз­ви­ваю­щим­ся стра­нам пре­дос­тав­ля­ют­ся внеш­не­тор­го­вые пре­фе­рен­ции.

Мно­го­сто­рон­ним меж­пра­ви­тель­ст­вен­ным со­гла­ше­ни­ем яв­ля­ет­ся Ге­не­раль­ное со­гла­ше­ние по та­ри­фам и тор­гов­ле (ГАТТ, с 1947) и его пра­во­пре­ем­ни­ца – Все­мир­ная тор­го­вая ор­га­ни­за­ция (ВТО, с 1995). ВТО пред­став­ля­ет па­кет со­гла­ше­ний, гл. со­дер­жа­ние ко­то­рых сво­дит­ся к ми­ним. та­ри­фам и рав­ным ус­ло­ви­ям тор­гов­ли для всех стран-уча­ст­ниц.

Бес­по­шлин­ная тор­гов­ля осу­щест­в­ля­ет­ся в рам­ках отд. ре­гио­наль­ных груп­пи­ро­вок стран, объ­е­ди­нив­ших­ся в це­лях рас­ши­ре­ния эко­но­мич. ин­те­гра­ции. Го­су­дар­ст­ва за­клю­ча­ют осо­бые со­гла­ше­ния и об­ра­зу­ют зо­ну сво­бод­ной тор­гов­ли, от­ме­няя все та­ри­фы и др. ог­ра­ни­че­ния в тор­гов­ле ме­ж­ду со­бой, но не ус­та­нав­ли­вая еди­ных та­ри­фов по от­но­ше­нию к др. стра­нам. Даль­ней­шим раз­ви­ти­ем прин­ци­пов бес­по­шлин­ной тор­гов­ли яв­ля­ет­ся та­мо­жен­ный со­юз груп­пы стран, ко­то­рые до­пол­ни­тель­но вво­дят об­щий та­мо­жен­ный та­риф для ос­таль­ных стран, а так­же осу­ще­ст­в­ля­ют разл. со­вме­ст­ные дей­ст­вия по ко­ор­ди­на­ции внеш­не­эко­но­мич. по­ли­ти­ки. Та­мо­жен­ный со­юз – пер­вый эле­мент эко­но­мич., ва­лют­ной, по­ли­тич. ин­те­гра­ции стран Ев­ро­пей­ско­го сою­за.

Эко­но­мич. бло­ка­ми на ос­но­ве бес­по­шлин­ной тор­гов­ли яв­ля­ют­ся: Ас­со­циа­ция лат.-амер. ин­те­гра­ции (АЛАДИ), Сев.-амер. со­гла­ше­ние о сво­бод­ной тор­гов­ле (НАФТА), Юж.-амер. об­щий ры­нок (МЕРКОСУР), Та­мо­жен­ный и эко­но­мич. со­юз Центр. Аф­ри­ки (ЮДЕАК), Эко­но­мич. со­об­ще­ст­во Зап. Аф­ри­ки (КЭАО), Зо­на сво­бод­ной тор­гов­ли ме­ж­ду Ав­ст­ра­ли­ей и Но­вой Зе­лан­ди­ей (АНЗЕРТА), Ев­ра­зий­ское эко­но­мич. со­об­ще­ст­во (Ев­рА­зЭС). К по­след­не­му от­но­сят­ся: Бе­ло­рус­сия, Ка­зах­стан, Кир­ги­зия, Рос­сия, Тад­жи­ки­стан.

Лит.: Ще­ба­ро­ва Н. Н. Внеш­не­тор­го­вая по­ли­ти­ка. М., 2003; Ме­ж­ду­на­род­ные эко­но­ми­че­ские от­но­ше­ния / Под ред. А. И. Ев­до­ки­мо­ва. М., 2003.

Вернуться к началу