Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВИ́ТЕБСКАЯ ГУБЕ́РНИЯ

Герб Витебской губернии.

ВИ́ТЕБСКАЯ ГУБЕ́РНИЯ, адм.-терр. еди­ни­ца на за­па­де Рос. им­пе­рии. Об­ра­зо­ва­на 27.2(11.3).1802 в ре­зуль­та­те раз­де­ле­ния Бе­ло­рус­ской гу­бер­нии на В. г. и Мо­ги­лёв­скую гу­бер­нию. Центр – г. Ви­тебск. Де­ли­лась на уез­ды: Ве­лиж­ский, Ви­теб­ский, Го­ро­док­ский, Ди­на­бург­ский (с 1893 Двин­ский), Дрис­сен­ский, Ле­пель­ский, Лю­цин­ский, Не­вель­ский, По­лоц­кий, Ре­жиц­кий, Се­беж­ский, Су­раж­ский (уп­разд­нён в 1866). Пл. 43,9 км2 (1897). Нас. ок. 1,5 млн. чел. (1897). Осн. за­ня­тие на­се­ле­ния – зем­ле­де­лие (осн. куль­ту­ры: рожь, овёс, яч­мень, пше­ни­ца, кар­то­фель). Бы­ло раз­ви­то льно­вод­ст­во. В 1835 от­крыт По­лоц­кий ка­дет­ский кор­пус. В кон. 19 в. в В. г. св. 1 тыс. пром. пред­при­ятий, гл. обр. по пе­ре­ра­бот­ке с.-х. про­дук­ции. Из В. г. в др. рай­оны Рос. им­пе­рии вы­во­зи­лись лён и ле­со­ма­те­риа­лы. По тер­ри­то­рии В. г. про­шли ли­нии Ри­го-Ор­лов­ской (1866–68), Мо­с­ков­ско-Бре­ст­ской (1871) и Пе­тер­бур­го-Одес­ской (1902) же­лез­ных до­рог. Раз­ви­ва­лось су­до­ход­ст­во по Зап. Дви­не. В го­ды 1-й ми­ро­вой вой­ны В. г. – ты­ло­вой рай­он Сев. и Зап. фрон­тов. Вхо­ди­ла в со­став Зап. обл. (1917–18), Зап. ком­му­ны (1918), БССР (янв. – февр. 1919), с 1919 – в РСФСР. В 1919 в со­став В. г. вклю­чён Сен­нен­ский у. Мо­ги­лёв­ской губ., в 1920 – Ор­шан­ский у. Го­мель­ской губ. По Риж­ско­му мир­но­му до­го­во­ру 1920 Двин­ский, Лю­цин­ский и Ре­жиц­кий уез­ды ото­шли к Лат­вии. По но­во­му адм.-терр. де­ле­нию В. г. (1923) вклю­ча­ла уез­ды: Бо­чей­ков­ский, Ве­лиж­ский, Ви­теб­ский, Не­вель­ский, Ор­шан­ский, По­лоц­кий и Се­беж­ский. В. г. уп­разд­не­на 10.3.1924, Ве­лиж­ский, Не­вель­ский и Се­беж­ский уез­ды во­шли в со­став Псков­ской губ., ос­таль­ная тер­ри­то­рия пе­ре­да­на БССР.

Лит.: Ви­теб­ская гу­бер­ния. Ис­то­ри­ко-гео­гра­фи­че­ский и ста­ти­сти­че­ский об­зор. Ви­тебск, 1890. Вып. 1.

Вернуться к началу