КРОНШТА́ДТ
-
Рубрика: Отечественная история
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КРОНШТА́ДТ, город в России, образует Кронштадтский р-н г. Санкт-Петербург. Население 44,5 тыс. чел. (2019). Расположен на о. Котлин в восточной части Финского залива. Через К. проходит Петербургская кольцевая автодорога. Морские причалы (в составе «Большого порта Санкт-Петербург»).
История
Первоначально – одна из первых российских морских крепостей, основанная по повелению царя Петра I в ходе Северной войны 1700–21 на о. Котлин, не имевшем постоянного населения и после Столбовского мира 1617 принадлежавшем Швеции; вместе с Петропавловской крепостью и Адмиралтейской крепостью образовала единую оборонительную систему Санкт-Петербурга. Первое укрепление крепости – морской форт «Кроншлот», заложенный зимой 1703–04 на отмели к югу от Котлина для обороны южного (основного) фарватера между Котлином и южным берегом Финского залива (место выбрано Петром I, строительством руководил А. Д. Меншиков). Форт открыт 7(18).5.1704 (этот день считается днём основания К.), представлял собой оснащённую 14 пушками 3-ярусную мазанковую башню в деревянном каркасе, сооружённую на ряжах (деревянных срубах, заполненных камнем и затопленных на мелководье). В 1704 и 1705 форт во взаимодействии с батареями, возведёнными на южном берегу Котлина, и кораблями Балтийского флота (БФ) отразил попытки шведской эскадры прорваться к Санкт-Петербургу. В 1716–24 форт перестроен: воздвигнута вооружённая стенка бастионного типа с внутренней гаванью для стоянки кораблей. В 1706 по предложению К. И. Крюйса на западе Котлина построена крепость «Св. Александр» («Александр-шанец») с 40 орудиями. В 1710-е гг. на Котлине сооружены Военная, Купеческая и Средняя гавани, на стенках которых были установлены орудия. В 1714 силами всех губерний началось гражданское строительство на острове. В 1721–24 построен 2-й морской форт – «Цитадель». С 1722 К. – военный порт (с 1860 – 1-го класса, т. е. главный военный порт) БФ. В 1723–47 на Котлине сооружена Центральная крепость (при закладке названа К., от нем. Krone – корона и Stadt – город); её бастионный фронт был прикрыт рвом, пересекавшим остров с севера на юг и соединённым с морем. В 1780-х гг. начаты работы по перестройке в камне стенок Военной и Купеческой гаваней, а также «Кроншлота» (строительством руководили ген.-инж. Ф. В. Баур, с 1783 адм. С. К. Грейг, с 1788 адм. П. И. Пущин).
В связи с угрозой нападения британского флота в 1800–01 к юго-западу от «Кроншлота» установлен форт на ряжах «Рисбанк» с 70 орудиями, на отмели к северу от Котлина – 2 батареи-платформы на свайных основаниях с 24 орудиями. Накануне русско-шведской войны 1808–09 к западу от «Цитадели» и к югу от «Кроншлота» возведены на свайных основаниях 2 батареи на 43 орудия, с началом войны – Двойная южная батарея на 49 орудий. Одновременно укреплён «Кроншлот», продолжены работы по совершенствованию обороны северного фарватера, где на отмели Котлина сооружены 4 «двойные» батареи. В 1808–10 для заграждения северного фарватера между Котлином и мысом Лисий Нос сооружена сплошная свайная преграда (в 1846–53 заменена ряжевой).
Дерево-земляные укрепления Кронштадтской крепости сильно пострадали во время наводнения в ноябре 1824. Центральная крепость в 1825–40 заново отстроена из камня и кирпича (состояла из оборонительных казарм, круглых башен и полубашен, соединённых стеной с бойницами, вала, рва и др. укреплений). К 1834 на месте форта «Цитадель» возведён по проекту военного инженера Л. Л. Карбонье каменный с гранитной облицовкой форт «Император Пётр I», позднее из гранита, камня и кирпича сооружены форты «Император Александр I» (1836–45), «Император Павел I» (1845–59, на месте форта «Рисбанк», строитель – инж.-ген. В. И. Маслов; форт уничтожен в результате взрыва боеприпасов в 1923), Константиновская батарея (форт «Константин»; 1861, рядом с перестроенной Двойной южной батареей), а также 2 казематированные батареи: «Князь Меншиков» на полубастионе стенки Купеческой гавани (1843–50) и батарея на форте «Кроншлот» (1850–63, руководитель строительства обеих – военный инженер И. А. Заржецкий).
В начале Крымской войны 1853–56 на косе в западной части Котлина возведены несколько батарей, люнетов и редутов, на южном и северном фарватерах построены 9 временных морских батарей, установлены минные заграждения, на которых в 1855 получили повреждения 4 корабля из состава британско-французской эскадры, пытавшейся овладеть К. С учётом опыта Крымской войны в 1860–80-х гг. под общим руководством военного инженера Э. И. Тотлебена проведена реконструкция Кронштадтской крепости: вместо временных батарей по проектам военного инженера К. Я. Зверева воздвигнуты постоянные каменные форты № 1–7 на северном и № 1–3 на южном фарватерах. В 1864 на Константиновской батарее впервые в отечественной практике установлены броневые брустверы в гранитной облицовке для защиты орудий. Начато перевооружение крепости 11-дюймовыми нарезными орудиями. В 1868–79 на южном фарватере построена башенная морская батарея № 3 (с 1880 форт «Граф Милютин»), орудия которой размещались в броневых вращающихся башнях. В 1868 на северных морских батареях № 4 и № 6 впервые в России применено асфальтовое покрытие. В кон. 1870-х гг. в фортах и на батареях крепости введено электрическое освещение. К кон. 19 в. сооружены 17 морских батарей и фортов, 54 км ряжевых, 8 км каменных и 40 км свайных подводных преград. В 1890-х гг. началось строительство бетонных укреплений, которые оснащались дальнобойными орудиями крупных калибров, способными поражать противника на дальних подступах к К. В 1896 разоружены форты «Император Пётр I», «Император Александр I», «Император Павел I», «Кроншлот», батареи «Князь Меншиков», № 3 и № 5. В 1897–1915 на северном фарватере к западу и северо-западу от номерных батарей воздвигнуты морские форты «Тотлебен» и «Обручев» (инженер А. А. Шишкин). В ходе Революции 1905–07 в крепости произошли Кронштадтские восстания 1905 и 1906. В 1908 с учётом опыта русско-японской войны 1904–05 решено вынести приморскую оборону К. на 60 км к западу от Санкт-Петербурга. С этой целью на юж. берегу Финского зал. к 1916 построены форты «Алексеевский» (затем «Красная Горка») и «Серая Лошадь», на сев. берегу – форт «Николаевский» («Ино»), перекрывавшие огнём всю восточную часть Финского зал. В 1909–15 на западной оконечности Котлина возведён форт «Риф». Во время 1-й мировой войны огневая мощь К. заставила германское командование отказаться от планов прорыва в Финский залив.
С 1719 К. в составе Санкт-Петербургской губернии (в 1914–24 – Петроградская губ., в 1924–27 – Ленинградская губ.). В 1724–1917 управлялся главным командиром Кронштадтского порта, который с 1809 также являлся военным губернатором К. Ок. 1717 на о. Котлин открыт госпиталь, при котором с 1733 действовала лекарская школа – одно из первых специальных медицинских учебных заведений в России. Для строительства, ремонта и снаряжения военных кораблей в К. основаны Котлинское (1752; с 1860 Доковое) и Новое (1800) адмиралтейства. В 1847–58 построен Пароходный завод (впоследствии Кронштадтский морской завод, в процессе реорганизации, 2009). Во 2-й пол. 19 в. К. – развитый торговый порт; из-за мелководья в устье Невы здесь товары перегружались с морских судов на речные и наоборот. В 1771–98 в К. действовал Морской шляхетный кадетский корпус. С 1804 публикуются результаты наблюдений по кронштадтскому футштоку. В кронштадтской гавани и на рейде испытаны первая в мире подводная лодка с металлическим корпусом (К. А. Шильдера, 1834) и подводная лодка И. Ф. Александровского (водоизмещением 360 т, 1868), произведены первые опыты радиотелеграфирования (А. С. Попов, весна 1897). В К. основаны первые в России Морская астрономическая лаборатория (1857) и Компасная обсерватория (1864), которые в 1886 объединены в Морскую астрономическую и компасную обсерваторию. В К. вёл свою пастырскую деятельность прот. Иоанн Кронштадтский.
В ходе Февральской революции 1917 в К. матросами и солдатами гарнизона было убито несколько десятков офицеров, в т. ч. главный командир Кронштадтского порта и военный губернатор К. адм. Р. Н. Вирен, нач. штаба Кронштадтского порта адм. А. Г. Бутаков. Кронштадтский совет рабочих и солдатских депутатов играл существенную политическую роль в событиях 1917, в мае заявил об отказе признавать власть комиссара Временного правительства, что имело большой обществ. резонанс. Кронштадтскому совету было разрешено выбирать правительств. комиссара. Гарнизон К. участвовал в июльских событиях 1917, Октябрьской революции 1917, борьбе с Корнилова выступлением 1917 и Керенского – Краснова выступлением 1917, а также в Гражданской войне 1917–22, активно поддержав власть большевиков. После Ледового похода Балтийского флота 1918 К. стал единственной базой БФ (оставался ею до 1940, когда была создана главная база БФ в Таллине). В 1918 ввиду угрозы занятия финляндскими войсками форт «Ино» взорван гарнизоном. Артиллерия крепости сыграла большую роль в ходе Петрограда обороны 1919, отбила атаку британских торпедных катеров на стоявшие в гавани корабли (18.8.1919). В К. произошло одно из крупнейших вооружённых выступлений против советской власти – Кронштадтское восстание 1921.
В 1922–37 и 1946–54 крепость модернизирована. В 1927–31 К. входил в состав Ленинградской области, с 1931 в административном подчинении Ленинграда (в 1991 переименован в Санкт-Петербург). В начале советско-финляндской войны 1939–40 его артиллерия была применена при уничтожении финляндских укреплений на северном берегу Финского зал. В августе 1941, вскоре после начала Великой Отечественной войны, в К. из Таллина прибыла основная часть БФ. Артиллерия крепости активно участвовала в Ленинградской битве 1941–44 (блокировала попытки противника продвинуться к Ленинграду на приморских направлениях и захватить т. н. Ораниенбаумский пятачок) и начальной стадии Выборгско-Петрозаводской операции 1944. После переноса главной базы БФ в Балтийск Кронштадтская военно-морская крепость утратила своё значение, в 1956 вместе с Ленинградской военно-морской базой составила Ленинградский военно-морской район (форты быв. Кронштадтской крепости вскоре разоружены), который в 1961 переформирован в Ленинградскую военно-морскую базу 1-го разряда. С 1996 К. открыт для свободного посещения гражданами РФ и иностранцами, началось развитие туристической отрасли города. Порт К. остаётся учебной, ремонтной и тыловой базой БФ. Указом президента РФ Д. А. Медведева от 27.4.2009 К. присвоено звание «Город воинской славы».
Архитектура
В городе сохраняется регулярная планировка петровского времени (проект застройки утверждён в 1721, архитекторы Ж. Б. Леблон, Д. Трезини; дополнялся генпланами 1761, 1827, 1948, 1960) с доками, каналами (канал Петровского дока, 1719–26, 1734–52 по проекту Петра I и Э. Лейна, инж. И. Л. фон Люберас; канал Амазонка и др.), доковым бассейном с насосной станцией и отводным каналом (реконструированы в 19–20 вв.), Итальянским прудом (1717–27, Пётр I, Лейн; облицован гранитом в 1780–90-е гг.), эллингами, искусств. гаванями 18 в. Старая часть К. расположена на юго-вост. оконечности о. Котлин внутри Центр. крепости, которая включает стены с круглой северо-восточной (1830) и полукруглыми (1833, 1836–38) башнями, Санкт-Петербургские ворота с гауптвахтой (1831–32, перестроены в 1872–73), 2-этажные казармы (1826–39, 5-я северная – 1871–73), оборонит. крепостной ров (Кронверкский канал, 1710–24, Пётр I, Лейн; перестроен в 1761–64, 1825–27).
На Адмиралтейском острове, отделённом от остальной части города Обводным каналом (1783–1844), расположены: т. н. Итальянский дворец [1720–24, арх. И. Ф. Браунштейн, перестроен в 1728–33, 1771–73 (арх. С. И. Чевакинский), 1843–48, новые корпуса – 1890–1900]; т. н. дом Миниха (комплекс зданий Первого учебного мор. экипажа, 1711–16, 1719–20, архитекторы Г. И. Шедель, И. Ф. Браунштейн, И. Х. Шедель; позднее перестраивался; корпус казарм 1714–24, архитекторы А. Шлютер, Браунштейн, позднее перестраивался) с садами (ограда с фонарями, 1830–31); т. н. губернские дома (1717–25, арх. Браунштейн, позднее перестроены); комплекс Адмиралтейства, построенный в связи с планом переноса петербургского Адмиралтейства в К. (не реализован), с Канатным прядильным заводом (1784–86, М. Н. Ветошников; 1829–30, И. Г. Гомзин), парусными мастерскими (1785–86, Ветошников), 7 провиантскими «магазинами» (складами, 1787–98, Ветошников, в 1845–51 застроены разрывы), Лесным сараем (1794–95, В. И. Баженов), сухарным заводом (1796–97, Баженов; перестроен в 19–20 вв.); Голландская кухня (1804–05), здание офицерских арт. классов (1806–07, предположительно арх. Ч. Камерон); Арсенал (1832–36, арх. Гомзин, позднее перестроен); Летний сад (18 – сер. 19 вв., ограда 1872–73, В. В. Виндельбандт); Петровский (1861–82, садовый мастер К. Рауглер) и Овражный (1901) парки. В сев. части острова, на самой высокой точке К., доминирует Мор. Никольский собор в неовизантийском стиле (1902–06, отделка до 1914, арх. В. А. Косяков; с 1980 музей «Кронштадтская крепость»), окружённый Соборным садом (1911–14, садовый мастер Э. Г. Гильбих; ограда с фонарями, 1913–14, по рисункам В. А. Косякова).
Также в К. сохранились: ансамбль офицерских казарм со зданием офицерского собрания (1785–88, арх. М. Н. Ветошников, достроен в сер. 19 в.), 6 служительскими флигелями (1785–96, Ветошников) и Мор. б-кой (1910–26, арх. Г. А. Косяков); Толбухин маяк (1810, арх. А. Д. Захаров), Англиканская ц. (1819–22; ныне в распоряжении прихода ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери), Рыбные ряды (1827–28), Гостиный двор (1833–35, перестроен в 1870-е гг.), ансамбль Воен.-мор. госпиталя (гл. здание 1833–52, арх. Э. Х. Анерт) с церковью-часовней Св. Николая (1905, арх. В. А. Косяков) и Госпитальным садом (1839–40), присутственные места (1834–1837, архитекторы Анерт, А. П. Брюллов), лютеранская ц. Св. Елизаветы (1834–36, арх. Анерт; ныне производств. помещения Водоканала), почтамт (1851, арх. А. Кавос; перестроен в 1912), ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери в русском стиле (с 1902 собор; 1875–77, отделка до 1882, арх. Х. И. Грейфан), часовня ц. Богоявления Господня (1903–04, архитекторы В. А. Косяков, А. И. Виксель, восстановлена в 2003), ц. Св. кн. Владимира в сев. оборонит. казарме (1831–34, помещение перестроено под храм в 1911), дом общины сестёр милосердия (1915, арх. В. М. Лопатин), жилые дома кон. 18 – нач. 20 вв. После начала возведения в 1979 сооружений защиты Ленинграда от наводнений, затопляющих и о. Котлин, гор. застройка вышла за пределы крепостной стены. На территории Мор. кадетского корпуса – часовня Св. Фёдора Ушакова (2004–05).
Памятники: мичману А. А. Домашенко (1828, арх. И. И. Шарлемань), Петру I (1841, скульптор Т. Н. Жак), адмиралу Ф. Ф. Беллинсгаузену (1870, скульптор И. Н. Шредер, арх. И. А. Монигетти), морякам клипера «Опричник» (1873), мореплавателю П. К. Пахтусову (1886, скульптор Н. А. Лаверецкий, арх. И. А. Силин), адм. С. О. Макарову (1913, скульптор Л. В. Шервуд), А. С. Попову (1945, скульптор В. С. Чеботарёв), героям-подводникам (1965) и др. В составе памятников Санкт-Петербурга историческая застройка К. включена в список Всемирного наследия.
Центры науки и культуры
Среди вузов – Кронштадтский комплекс непрерывного образования (подразделение Северо-Западного государственного заочного технического университета), факультет технических средств управления Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций, филиал Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики, Морской кадетский корпус (1995). Центральная районная библиотека (основана в 1832 как Флотская библиотека), Центральная районная детская библиотека (1870). Музеи: Исторический архитектурно-художественный (1991; с 2006 в здании водозаборной машины, 1836–39), «Кронштадтская крепость» (основан в 1953 как Музей истории Кронштадта, с 1973 филиал Центрального военно-морского музея, с 1980 самостоятельный музей в здании Морского Никольского собора); Мемориальный музей-кабинет А. С. Попова (1906), Музей-квартира Иоанна Кронштадтского (1999). Драматический театр Балтийского флота (1930).
Хозяйство
В городе действуют: «Кронштадтский морской завод» (ведёт историю с 1858; в составе «Объединённой судостроительной корпорации»; ремонт кораблей и судов, металлообработка и ремонт механизмов и оборудования), мясоперерабатывающий завод и др. предприятия пищевой промышленности, паромно-перегрузочный комплекс «Моби Дик» (контейнерный терминал, пункт пропуска через государственную границу «База Литке, остров Котлин», таможенный пост Балтийской таможни «Кронштадтский»). Б. ч. жителей К. занята на предприятиях Санкт-Петербурга.