ТИ́ХВИН
-
Рубрика: Отечественная история
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТИ́ХВИН, город в России, в Ленинградской обл., центр Тихвинского р-на. Население 58,1 тыс. чел. (2019). Расположен на р. Тихвинка. Ж.-д. узел. Близ Т. проходит автодорога Новая Ладога – Вологда.
История
Впервые упоминается в 1383 в связи с обретением Тихвинской иконы Божией Матери. На месте обретения была построена деревянная ц. Успения Пресвятой Богородицы, вокруг которой сложился Пречистенский Тихвинский погост. С 1478 в составе Обонежской пятины Новгородской земли, ставшей частью Русского государства. По указу великого князя московского Василия III Ивановича между 1507 и 1515 на месте деревянной церкви возведён 6-столпный 5-главый Успенский собор [мастера Фрязин и Д. И. Сырков; в 1560 при нём устроен Успенский (Богородице-Успенский) мужской монастырь], между 1510 и 1515 основан Николаевский Беседный мужской монастырь, позднее открыт (вероятно, в 1560) Введенский женский монастырь. В 16 в. погост превратился в торгово-ремесленный Тихвинский посад. В мае – сент. 1613 сильно пострадал в ходе столкновений между русскими и шведскими войсками во время шведской интервенции начала 17 в. Вскоре восстановлен, активно развивался вплоть до кон. 17 в. Неоднократно страдал от пожаров (1623, 1693, 1697, 1770 и др.). Уездный город Новгородской губернии (1773–1918; в 1776–96 – Новгородского наместничества). В 1811 открыто судоходство по Тихвинской водной системе. В 1906 начато движение по прошедшей через город ж.-д. линии Обухово – Вологда. Советская власть установлена в марте 1918. Уездный город Череповецкой губернии (1918–1927), районный центр Ленинградской области (с 1927). В Великую Отечественную войну, 8.11.1941, оккупирован германскими войсками. Освобождён 9.12.1941 в ходе Тихвинской наступательной операции. В 1942 открыто движение по ж.-д. линии Тихвин – Будогощь. В 1945–2006 город областного подчинения. С 1960-х гг. развивался как важный промышленный центр. Город воинской славы (2010).
Архитектура
В центр. части города, на левом берегу р. Тихвинка, сохранился ансамбль Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря (закрыт в 1933, возобновлён в 1995) с Успенским собором (6-ярусный резной иконостас установлен после пожара 1623; росписи – 1690), трапезной палатой с Покровской ц. (1581–83), 5-пролётной звонницей (1593–1600), Святыми воротами с ц. Вознесения Господня (1591–93, перестроена в 1641 и 1770); больничной ц. Двенадцати Апостолов (1676–1679), кельями (1682–1700), Крестовоздвиженской ц. (1699–1702, перестроена в 1761 и 1871–77, арх. Н. Л. Бенуа). Монастырь окружён стенами с башнями и воротами (17–18 вв.). Над зап. башней (заложена в 1669) надстроена ц. Тихвинской иконы Божией Матери (1791; в 1860–65 пристроена часовня «Крылечко», арх. Бенуа). На правом берегу р. Тихвинка – Введенский женский монастырь (закрыт в 1924, возобновлён в 2009): Введенский собор (1-я пол. 17 в., перестроен в 1882), трапезная с ц. Рождества Богородицы (1645, перестроена), надвратная колокольня с ц. Святых Екатерины и Августы (1834–1836, арх. И. И. Шарлемань). На быв. Торговой пл. (ныне пл. Свободы) – 5-главый Преображенский собор (1693–1748, перестроен в 1872–83, арх. И. И. Буланов), гостиный двор (1780-е гг.). Также сохранились церкви: Всехсвятская (полковая) (1771–75, арх. В. Поливанов), Знамения Пресвятой Богородицы (1832) и Святого Иова Многострадального (1852–56, арх. И. Н. Роут), часовня Святого Александра Невского (1878, арх. М. А. Щурупов). На юго-зап. окраине города – ц. Святителя Николая (1767, перестроена в 19–20 вв.) быв. Николаевской Новой Мавриной Боровинской пустыни (основана ок. 1547, упразднена в 1769).
Близ Т., в дер. Заручевье, – усадьба Римских-Корсаковых с ц. Святителя Николая (1711) и дерев. домом (кон. 19 в.).
Центры культуры
Государственный историко-мемориальный и архитектурно-художественный музей (основан в 1913, совр. назв. с 1988), Государственный мемориальный дом-музей Н. А. Римского-Корсакова (1944; в родовом доме, 1801).
Хозяйство
Крупный промышленный центр области. Производство узлов и деталей для ж.-д. грузовых вагонов (Тихвинский сборочный завод «Титран-Экспресс»), грузовых вагонов (Тихвинский вагоностроительный завод), специализированных грузовых вагонов (Тихвинспецмаш), вагонов-цистерн (Тихвинхиммаш; все четыре – в составе научно-производственной корпорации «Объединённая вагонная компания»), феррохрома (Тихвинский ферросплавный завод), специальной техники (Техстроймаш; дорожно-строительной, для нужд лесной промышленности и др.), узлов и деталей для тракторов, мебели («ИКЕА Индастри Тихвин») и др. Предприятия деревообрабатывающей, лёгкой (трикотажная фабрика «Комацо») и пищевой промышленности.