Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАХАЧКАЛА́

Авторы: В. М. Муханов (история), П. С. Павлинов (архитектура) /2011/. Актуализация: редакция БРЭ /2020/
Махачкала. Панорама города. Rosfoto / К. Скоробогатько

МАХАЧКАЛА́, го­род в Рос­сии, сто­ли­ца Да­ге­ста­на. Население 601,3 тыс. человек (2019). Рас­по­ло­же­на на При­мор­ской низ­мен­но­сти, у под­но­жия го­ры Тар­ки­тау. Морской порт на западном по­бе­ре­жье Кас­пий­ско­го моря. Железнодорожная стан­ция. Че­рез М. про­хо­дит фе­де­раль­ная ав­то­ма­ги­ст­раль «Кав­каз» (Крас­но­дар – Гроз­ный – Ма­хач­ка­ла – гра­ни­ца с Азер­бай­джа­ном). Ме­ж­ду­народный аэ­ро­порт Уйташ.

История

В 1844, во вре­мя Кав­каз­ской вой­ны 1817–64, на хол­ме Анд­жи-Ар­ка близ Тар­ков – сто­ли­цы Тар­ков­ско­го шам­халь­ст­ва за­ло­же­но русское ук­ре­п­ле­ние Пет­ров­ское, на­зван­ное в па­мять о Пер­сид­ском по­хо­де 1722–23, ор­га­ни­зо­ван­ном и про­ве­дён­ном имп. Пет­ром I. По­строй­ка Пет­ров­ско­го пре­сле­до­ва­ла несколько це­лей: уси­ле­ние кон­тро­ля за про­хо­див­шей че­рез Тар­ки до­ро­гой по кас­пий­ско­му по­бе­режью на Дер­бент (ста­рей­ший путь, со­еди­няв­ший стра­ны Вос­то­ка с Сев. Кав­ка­зом и Рос­си­ей); по­вы­ше­ние безо­пас­но­сти са­мих Тар­ков; за­щи­та при­бреж­ной тер­ри­то­рии, при­год­ной для соз­да­ния в даль­ней­шем морского пор­та. С 1857 пор­то­вый го­род Пет­ровск (по­сте­пен­но за­кре­пи­лось назв. Пет­ровск-Порт); под­чи­нял­ся ко­манд. вой­ска­ми и управ­ляю­ще­му гражданской ча­стью в При­кас­пий­ском крае. С 1860 уезд­ный го­род Да­ге­стан­ской об­лас­ти (на­ря­ду с Дер­бен­том имел гражд. управ­ле­ние). Со 2-й пол. 19 в. в го­ро­де ак­тив­но раз­ви­ва­лась промышленность, по­строе­ны пи­во­ва­рен­ный за­вод, 2 та­бач­ные фаб­ри­ки, в 1861–70 – ис­кусственная га­вань и морской порт, в 1900 – бу­ма­гоп­ря­диль­ная фаб­ри­ка «Кас­пий­ская ма­ну­фак­ту­ра», в 1914 – неф­те­пе­ре­гон­ный за­вод. Од­ним из при­ори­тет­ных на­прав­ле­ний раз­ви­тия го­ро­да ста­ло ры­бо­лов­ст­во. В 1894 от­кры­то дви­же­ние по железнодорожной ли­нии Бес­лан – Пет­ровск-Порт, в 1900 – Пет­ровск-Порт – Дер­бент, в кон. 1915 – Ша­мхал – Те­мир-Хан-Шу­ра (со­еди­ни­ла го­род с На­гор­ным Да­ге­ста­ном) Вла­ди­кав­каз­ской же­лез­ной до­ро­ги.

Во вре­мя Гражданской вой­ны 1917–22 Пет­ровск-Порт не­од­но­крат­но пе­ре­хо­дил из рук в ру­ки. В кон. 1917 – мар­те 1918 и в апр. – сент. 1918 один из цен­тров советской вла­сти в Да­ге­ста­не. Вес­ной 1918 два­ж­ды за­ни­мал­ся от­ря­да­ми Н. Го­цин­ско­го. В авг. 1918 оса­ж­дён от­ря­дом Л. Ф. Би­че­ра­хо­ва (см. в ст. Би­че­ра­хо­вы) при под­держ­ке ко­раб­лей Кас­пий­ской фло­ти­лии, за­нят им 3 октября, 8 но­ября за­нят час­тя­ми турецкой ар­мии, во­шёл в со­став т. н. Гор­ской рес­пуб­ли­ки (см. в ст. Гор­ские пра­ви­тель­ст­ва) и пе­ре­име­но­ван в Ша­миль-Ка­лу. 8.5.1919 взят час­тя­ми ВСЮР и на­хо­дил­ся под их кон­тро­лем вплоть до вес­ны 1920. За­нят час­тя­ми РККА 30.3.1920 в хо­де Се­ве­ро-Кав­каз­ской на­сту­пательной опе­ра­ции. В 1921–94 сто­ли­ца Дагестанской АССР, с 1994 – Рес­пуб­ли­ки Да­ге­стан. По­ста­нов­ле­ни­ем ВЦИК от 10.7.1922 го­род пе­ре­име­но­ван в Ма­хач-Ка­лу (за­кре­пи­лось на­пи­са­ние «Махачкала») в честь из­вест­но­го дагестанского ре­во­лю­цио­не­ра Ма­го­мед-Али (Ма­ха­ча) Да­ха­дае­ва (1882–22.9.1918; в мае – сентябре 1918 во­енный ко­мис­сар Дагестанской области). В 1970 го­род серь­ёз­но по­стра­дал в ре­зуль­та­те зем­ле­тря­се­ния. В 1999 ад­ми­ни­ст­ра­ция и жи­те­ли Махачкалы ак­тив­но спо­соб­ст­во­ва­ли из­гна­нию тер­ро­ри­стических групп во вре­мя их втор­же­ния в Да­ге­стан.

Архитектура

Махачкала. Гостиница «Дагестан». 1938–39. Архитектор Г. Гримм. Фото П. С. Павлинова

В ста­рой при­бреж­ной час­ти го­ро­да рас­по­ло­же­ны: ма­як у под­но­жия хол­ма Анд­жи-Ар­ка (1860-е гг.), Ус­пен­ский ка­фед­раль­ный со­бор в не­ови­зан­тий­ском сти­ле (1905–06; при­дел Св. Алек­сан­д­ра Нев­ско­го – 2004), по­строй­ки 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. в ду­хе эк­лек­тиз­ма (зда­ния пуб­лич­ной библиотеки – 1899–1900, бывшей жен­ской гим­на­зии – 1903, и др.). В 1920–1930-е гг. ве­лось ак­тив­ное строи­тель­ст­во го­ро­да, в т. ч. по ген­пла­нам 1931 и 1938 с пря­мо­уголь­ной сет­кой улиц; воз­ве­де­ны Глав­поч­тамт в сти­ле кон­ст­рук­ти­виз­ма (1920-е гг.), Дом пра­ви­тель­ст­ва в ду­хе нео­ро­ман­тиз­ма с ис­поль­зо­ва­ни­ем восточных мо­ти­вов (1927–28, арх. И. В. Жол­тов­ский; ны­не с.-х. ака­де­мия), гос­ти­ни­ца «Да­ге­стан» в ду­хе не­оре­нес­сан­са (1938–39, арх. Г. Гримм). По­сле Великой Отечественной вой­ны по­строе­ны административное зда­ние на Ле­нин­ском проспекте (1956, арх. А. М. Ал­ха­зов), ста­ди­он «Труд» (от­крыт в 1958, до­строен в 1961), Дом пио­не­ров (1961, арх. А. Г. Орус­ха­нов), университет (1964, арх. Ш. И. Ке­ри­мов, Г. М. Шей­хов). По ген­пла­ну 1961 (арх. К. В. Чер­но­ко­зов) ор­га­ни­зо­ва­ны: При­мор­ский буль­вар (1962, ар­хи­тек­то­ры Н. И. Озёр­ная, А. Г. Орус­ха­нов; ны­не Городской сад с Ро­доп­ским буль­ва­ром) с па­мят­ни­ком по­эту Су­лей­ма­ну Сталь­ско­му (1949, скульп­тор Х. Н. Ас­кар-Са­рыд­жа, арх. Ал­ха­зов) и драматическим те­ат­ром (1967, арх. Г. Я. Мов­чан и др.; ны­не в зда­нии раз­ме­ща­ют­ся Авар­ский и Ку­мык­ский музыкально-дра­ма­тический те­ат­ры), центральная пло­щадь с но­вым До­мом пра­ви­тель­ст­ва (1967, арх. Ал­ха­зов) и па­мят­ни­ком В. И. Ле­ни­ну (1960, скульп­тор З. И. Аз­гур, арх. Г. А. За­ха­ров). По ген­пла­ну 1973 воз­ве­дён ряд зда­ний для уч­ре­ж­де­ний куль­ту­ры и др. Сре­ди по­стро­ек 1990–2000-х гг. – центральная Джу­ма-ме­четь (1997), Северо-Кав­каз­ский ис­лам­ский университет. Многие до­ма ук­ра­ше­ны мо­заи­кой, го­рель­е­фа­ми. Па­мят­ни­ки: Г. Ца­да­се (1956, скульп­тор Ас­кар-Са­рыд­жа, арх. А. М. Ал­ха­зов), С. М. Ки­ро­ву (1975, скульп­тор Б. А. Та­на­ев и др.), дагестанским боль­ше­ви­кам, рас­стре­лян­ным бе­ло­гвар­дей­ца­ми в 1919 (1980, скульп­тор Г. Н. Гей­ба­тов), За­щит­ни­ку Оте­че­ст­ва (2006, скульп­тор Ш. Ш. Шах­мар­да­нов); в пар­ке им. Ле­нин­ско­го ком­со­мо­ла – ме­мо­ри­ал вои­нам, пав­шим в Великой Отечественной вой­не (1976, скульп­тор Ю. П. По­мер и др., арх. В. А. Бе­де­ров, под рук. А. А. Эмир­бе­ко­ва), и па­мят­ник спорт­сме­ну Али Али­е­ву (1998, скульп­тор Гей­ба­тов).

Центры науки и культуры

В го­ро­де дей­ст­ву­ют: Дагестанский на­учный центр РАН (1991), вклю­чаю­щий св. 10 на­учных уч­ре­ж­де­ний, в т. ч. Институт фи­зи­ки им. Х. И. Амир­ха­но­ва, Институт ис­то­рии, ар­хео­ло­гии и эт­но­гра­фии, Институт язы­ка, литературы и искусства им. Г. Ца­да­сы, На­учное объ­е­ди­не­ние «ИВТАН»; Дагестанский на­учный центр РАМН (1993); При­кас­пий­ский зо­наль­ный НИИ ве­те­ри­на­рии; на­учно-про­из­водственное объ­е­ди­не­ние «Да­гаг­ро­вин­пром» и др. Дагестанские государственные ву­зы: университет (ос­но­ван в 1931 как пе­да­го­гический институт; с 1957 современные название и ста­тус), пе­да­го­гический университет (от­крыт в 1917; вос­ста­нов­лен в 1931, с 1943 жен­ский учи­тель­ский институт, с 1963 пе­да­го­гический институт, с 1994 современные название и ста­тус), сельскохозяйственная ака­де­мия (ос­но­ва­на в 1932 как пло­до­ви­но­град­ный институт), медицинская ака­де­мия (ос­но­ва­на в 1932 как медицинский институт; зда­ние в сти­ле не­оре­нес­санс, 1935, арх. Г. С. Тег­ка­ев), тех­нический университет (ос­но­ван в 1972 как по­ли­тех­нический институт, с 1995 современное название), Дагестанский государственный университет народного хозяйства (1991); фи­лиа­лы государственных ву­зов Мо­ск­вы, С.-Пе­тер­бур­га, Рос­то­ва и др. Ра­бо­та­ют рес­пуб­ли­кан­ские биб­лио­те­ки: на­цио­наль­ная им. Р. Гам­за­то­ва (1900; зда­ние – 1974–1997), для сле­пых (1962), дет­ская (1969), юно­ше­ская им. А. С. Пуш­ки­на (1997), а так­же городская библиотека (1930) с 15 фи­лиа­ла­ми. Му­зеи: Дагестанский государственный объ­е­ди­нён­ный ис­то­ри­ко-ар­хитектурный му­зей им. А. А. Та­хо-Го­ди (ос­но­ван в 1923 как крае­ведческий му­зей, с 1977 современное название), име­ет фи­ли­алы, в т. ч. Му­зей бое­вой сла­вы, Му­зей ис­то­рии Махачкалы; Рес­пуб­ли­кан­ский му­зей изо­бра­зительных ис­кусств им. П. С. Гам­за­то­вой (1958); Му­зей ис­то­рии те­ат­ров Да­ге­ста­на (ос­но­ван в 1984, от­крыт в 1990).

Те­ат­ры: Рес­пуб­ли­кан­ский русский дра­ма­тический им. М. Горь­ко­го (1925; зда­ние – 1984, арх. Х. В. Чхе­ид­зе), Ку­мык­ский музыкально-дра­ма­ти­че­ский (1930, с 1955 им. А. П. Са­ла­ва­то­ва), Лак­ский музыкально-дра­ма­ти­че­ский (ос­но­ван в 1935 в с. Ку­мух, с 1952 им. Э. Ка­пие­ва), Авар­ский музыкально-дра­ма­ти­че­ский (ос­но­ван в 1935 в с. Хун­зах, с 1951 им. Г. Ца­да­сы), ку­кол (1941), Дагестанский государственный те­атр опе­ры и ба­ле­та (1999). Государственная фи­лар­мо­ния им. Т. Му­ра­до­ва (ос­но­ва­на в 1945; в её со­ста­ве – Ка­мер­ный ор­кестр, 1988). Государственный сим­фо­нический ор­кестр, Государственный хор, Государственный ор­кестр народных ин­ст­ру­мен­тов Рес­пуб­ли­ки Да­ге­стан (все 2004). Народный хор русской пес­ни «Вол­на» (1957); Ан­самбль пес­ни и пля­ски Да­ге­ста­на, ан­самбли тан­ца: «Лез­гин­ка», на­ро­дов Кав­ка­за «Мо­ло­дость Да­ге­ста­на». Тра­ди­ции древ­не­го искусства ка­на­то­ход­цев раз­ви­ва­ют кол­лек­ти­вы «Да­ге­стан­ские ка­на­то­ход­цы» и «Цов­кра». Ме­ж­ду­народный фес­ти­валь фольк­ло­ра и тра­диционной куль­ту­ры «Гор­цы» (с 2004).

Спорт

Фут­боль­ный клуб «Ан­жи» (ос­но­ван в 1991), уча­ст­ник ря­да чем­пио­на­тов Рос­сии в Высшем дивизионе и Премьер-лиге (2000–02, 2010–14, 2015–19; бронзовый призёр в 2013), ро­зы­гры­ша Куб­ка УЕФА (сезоны 2000/01, 2012/13 и 2013/14), фи­на­лист Куб­ка Рос­сии (2001 и 2013); до 2003 вы­сту­пал на ста­дио­не «Ди­на­мо» (от­крыт в 1927, осн. по­строй­ки – 1949, арх. А. С. Саа­кян; ре­кон­ст­руи­ро­ван в 1968 и 2000, свыше 15 тыс. мест), после – на ста­дио­не «Анжи Арена» (прежде – «Ха­зар»; расположен в г. Каспийск; от­крыт в 2003; вме­сти­мость 26 400 зрителей). Другие футбольные клубы города: «Динамо-Дагестан-Анжи» (основан в 1927 как «Динамо»; обладатель Кубка РСФСР 1967), «Легион Динамо» (2015), «Махачкала» (2019).

Хозяйство

Махачкала – ве­ду­щий промышленный центр Да­ге­ста­на. Наи­бо­лее раз­ви­ты ма­ши­но­строе­ние, лёг­кая и пи­ще­вая промышленность; важ­ное зна­че­ние име­ют неф­те­пе­ре­ра­бот­ка и про­изводство строй­ма­те­риа­лов. Круп­ней­шие пред­при­ятия: за­вод им. Гад­жие­ва (судовое и нефтегазовое оборудование, насосы и др.), «Авиа­аг­ре­гат» (аэ­ро­дром­ное обо­ру­до­ва­ние и сред­ст­ва на­зем­но­го об­слу­жи­ва­ния са­мо­лё­тов, уз­лы и ком­плек­тую­щие из­де­лия для авиа­тех­ни­ки, лег­ко­вых ав­то­мо­би­лей), «Эль­тав» (мик­ро­схе­мы, тран­зи­сто­ры и др.), НИИ «Сап­фир» (ав­то­ма­тические ра­дио­пе­лен­га­то­ры, сис­те­мы для про­вер­ки бор­то­во­го на­ви­гационного обо­ру­до­ва­ния), за­вод се­па­ра­то­ров (про­дук­ция для пред­при­ятий пи­ще­вой промышленности), «Научно-производственный комплекс "Русская радиоэлектроника"» (cистемы навигации и связи, антенны). Дей­ст­ву­ют так­же за­во­ды: неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щие «Кас­пий-1» и «Дагнотех», ла­ко­кра­соч­ных из­де­лий (един­ст­вен­ный в Да­ге­ста­не). Вы­пуск мебели (ме­бель­ные фаб­ри­ки «Кас­пий», «Tronmebel», «Агама» и др.), хлоп­ча­то­бу­маж­ных тка­ней («Кас­пий­ская ма­ну­фак­ту­ра»), три­ко­таж­но­го по­лот­на, чу­лоч­но-но­соч­ных из­де­лий («Даг­тек­стиль»); вы­дел­ка кож, пе­ре­ра­бот­ка ме­хо­во­го сы­рья и шер­сти и др. Сре­ди ве­ду­щих пред­при­ятий пи­ще­вой промышленности – мя­со­ком­би­нат, «Махачкалинский гормолзавод», «Даг­рыб­хоз» (рыб­ная про­дук­ция), «Ма­хач­ка­лах­ле­бо­про­дукт». Развито производство алкогольной продукции: пи­во­ва­рен­ный за­вод «Порт-Пет­ровск», «Кас­пий­вин­пром», комбинат шам­пан­ских вин, винзавод, «Диамонд» (выпуск водки)  и «Дагестан-Этанол» (производство спирта). Роз­лив ми­неральных вод и выпуск  безалкогольных напитков (компании «Де­неб», «Старт», «АРС»). До­мо­стро­ительные ком­би­на­ты «Даг­ст­рой­ин­ду­ст­рия» и Ма­хач­ка­лин­ский; заводы: железобетонных изделий и кир­пич­ный («Си­ли­кат»), выпуск стекловолокна.

Од­на из зна­чи­мых от­рас­лей городской эко­но­ми­ки – транс­порт­ные ус­лу­ги. Махачкала – главный морской порт Да­ге­ста­на, ведёт историю с 1870, един­ст­вен­ный прак­ти­че­ски не за­мер­заю­щий российский порт на Кас­пий­ском море; включает сухогрузную гавань  мощностью 3 млн. тонн грузооборота в год, причалы для генеральных, навалочных грузов и контейнеров мощностью до 1,2 млн. тонн в год, железнодорожный и автопаромный терминал мощностью 1,3 млн. тонн и зерновой терминал мощностью 0,5 млн. тонн в год. Основные гру­зы: ми­не­раль­но-стро­ительное сы­рьё, нефть и неф­те­про­дук­ты, зер­но. 

Лит.: Ко­зуб­ский Е. И. Да­ге­стан­ский сбор­ник: Вып. 2. Те­мир-Хан-Шу­ра, 1904; Та­хо-Го­ди А. А. Ре­во­лю­ция и контр­ре­во­лю­ция в Да­ге­ста­не. Ма­хач­ка­ла, 1927; Борь­ба за ус­та­нов­ле­ние и уп­роч­не­ние Со­вет­ской вла­сти в Да­ге­ста­не в 1917–1921 гг.: Сбор­ник до­ку­мен­тов и ма­териа­лов. М., 1958; Вик­то­ров А. Ф., Каж­ла­ев Д. Г. Ма­хач­ка­ла: Экономико-географический очерк. Ма­хач­ка­ла, 1958; Каж­ла­ев А. Н. Воз­ник­но­ве­ние и эко­но­ми­че­ское раз­ви­тие Ма­хач­ка­лы. Ма­хач­ка­ла, 1967; Ис­то­рия Да­ге­ста­на: В 4 т. М., 1967–1969. 4 т.; Ата­ев Д., Гад­жи­ев К. Пу­те­во­ди­тель по Да­ге­ста­ну. 2-е изд. Ма­хач­ка­ла, 1969; Мар­ко­вин В. И. До­ро­га­ми и тро­па­ми Да­ге­ста­на. 2-е изд. М., 1988; Юсу­пов М. С., Ма­го­ме­дов И. М. Ма­хач­ка­ла вче­ра, се­го­дня, зав­тра. 2-е изд. Ма­хач­ка­ла, 1989; Бу­ла­тов Б. Б. Да­ге­стан на ру­бе­же XIX–XX вв. Ма­хач­ка­ла, 1996; Ка­мы­шо­ва С. Г. К во­про­су об ар­хи­тек­тур­ном об­ли­ке Ма­хач­ка­лы в 1920–30-е гг. // Из­вес­тия Да­ге­стан­ско­го го­су­дар­ст­вен­но­го пе­да­го­ги­че­ско­го уни­вер­си­те­та. Об­ще­ст­вен­ные и гу­ма­ни­тар­ные нау­ки. 2007. № 1.

Вернуться к началу