Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТРЕТЬЯКО́В

Авторы: Т. В. Юденкова
П.М. Третьяков. Офорт В.В. Матэ с портрета работы И.Н. Крамского. 1900-е гг.

ТРЕТЬЯКО́В Па­вел Ми­хай­ло­вич [14(26).12.1832, Мо­ск­ва – 4(16).12.1898, там же], рос. пред­при­ни­ма­тель, об­ществ. дея­тель, кол­лек­цио­нер, бла­го­тво­ри­тель, ме­це­нат, ком­мер­ции со­вет­ник (1880), д. чл. АХ (1893). По­томств. поч. гра­ж­да­нин (с 1856), поч. гра­ж­да­нин г. Мо­ск­ва (с 1897). Из ро­да Треть­я­ко­вых (в 1-м зна­че­нии). Брат С. М. Треть­я­ко­ва. По­лу­чил до­маш­нее об­ра­зо­ва­ние. Ку­пец 1-й гиль­дии. Унас­ле­до­вал (вме­сте с бра­том) от­де­лоч­ную и бу­ма­го­кра­силь­ную фаб­ри­ку в Мо­ск­ве. Сов­ла­де­лец тор­го­во­го до­ма «П. и С. бра­тья Треть­я­ко­вы и В. Кон­шин» (с 1860), со­уч­ре­ди­тель и с 1866 один из ди­рек­то­ров прав­ле­ния Т-ва Но­вой Ко­ст­ром­ской льня­ной ма­ну­фак­ту­ры. Один из уч­ре­ди­те­лей Моск. ку­печ. бан­ка (1866), то­ва­рищ пред. прав­ле­ния, чл. со­ве­та Моск. ку­печ. об-ва вза­им­но­го кре­ди­та. Чл. ком­мерч. су­да (с 1863). Вы­бор­ный Моск. ку­печ. об-ва (1863–98) и Моск. бир­жево­го об-ва (1870–88). Чл. к-та Моск. от­де­ле­ния Со­ве­та тор­гов­ли и ма­ну­фак­тур (1868–89), пра­ви­тельств. ко­мис­сии для из­ме­не­ния про­ек­та но­во­го ус­та­ва АХ (1890). Один из круп­ней­ших жерт­во­ва­те­лей в поль­зу моск. гор. управ­ле­ния (ок. 3 млн. руб. вме­сте с же­ной и бра­том) и Моск. ку­печ. об-ва (св. 1 млн. руб.).

Пер­вую кар­ти­ну сво­его ху­дож. со­б­ра­ния («Стыч­ка с фин­лянд­ски­ми кон­тра­бан­ди­ста­ми» В. Г. Ху­дя­ко­ва, 1853) при­об­рёл 10(22).5.1856, тем са­мым за­ло­жив ос­но­ву Треть­я­ков­ской га­ле­реи. С кон. 1860-х гг. при­сту­пил к соз­да­нию порт­рет­ной га­ле­реи пи­са­те­лей, ху­дож­ни­ков, му­зы­кан­тов, об­ществ. дея­те­лей, что сти­му­ли­ро­ва­ло раз­ви­тие рус. порт­рет­но­го иск-ва 2-й пол. 19 в. По за­ка­зу Т. ис­пол­не­ны порт­ре­ты Ф. М. Дос­то­ев­ско­го (ху­дож­ник В. Г. Пе­ров, 1872), Л. Н. Тол­сто­го (И. Н. Крам­ской, 1873), М. П. Му­сорг­ско­го (И. Е. Ре­пин, 1881), А. А. Фе­та (И. Е. Ре­пин, 1882), И. И. Ле­ви­та­на (В. А. Се­ров, 1893), А. П. Че­хо­ва (И. Э. Браз, 1898) и др. В 1870–80-х гг. кол­лек­ция Т. на­ча­ла при­об­ре­тать ха­рак­тер му­зей­но­го со­б­ра­ния. Т. за­дал­ся це­лью пред­ста­вить ис­то­рию отеч. иск-ва на­чи­ная с 18 в. во всём его мно­го­об­ра­зии, дис­тан­ци­ру­ясь от сию­ми­нут­ных спо­ров и ин­триг. Со­ста­вил пер­вую «Опись кар­тин» сво­его со­б­ра­ния (1873, ру­ко­пис­ная). Раз­мес­тил кол­лек­цию в собств. до­ме в Лав­ру­шин­ском пе­ре­ул­ке в Мо­ск­ве. Вме­сте с бра­том рас­ши­рял экс­по­зиц. пло­ща­ди, при­страи­вая к до­му му­зей­ные за­лы при уча­стии моск. ар­хи­тек­то­ра и сво­его зя­тя А. С. Ка­мин­ско­го. Сде­лал со­б­ра­ние дос­туп­ным для обо­зре­ния зна­ко­мым (1874), всем же­лаю­щим (1881). Вы­да­вал кар­ти­ны для экс­по­ни­ро­ва­ния на Все­мир­ных вы­став­ках в Лон­до­не (1862), Па­ри­же (1867, 1878, 1889), Ве­не (1873) и др. В 1887 от­крыл от­дел «ак­ва­ре­лей и чёр­ных ри­сун­ков». В 1892, ис­пол­няя во­лю скон­чав­ше­го­ся С. М. Тре­ть­я­ко­ва, пе­ре­дал объ­е­ди­нён­ную кол­лек­цию, свою и бра­та, в дар г. Мо­ск­ва. Гор. ду­ма 15(27).9.1892 на­зна­чи­ла Т. по­жиз­нен­ным по­пе­чи­те­лем (про­дол­жал по­пол­нять со­б­ра­ние, при­об­ре­тал про­из­ве­де­ния В. М. Вас­не­цо­ва, И. И. Ле­ви­та­на, С. В. Ма­лю­ти­на, А. Н. Бе­нуа, К. А. Со­мо­ва, В. А. Се­ро­ва, Н. К. Ре­ри­ха и др.). 30.4(12.5).1893 га­ле­рея офи­ци­аль­но на­зва­на име­на­ми бр. П. М. и С. М. Треть­я­ко­вых. С это­го вре­ме­ни в неё на­ча­ли по­сту­пать в дар кар­ти­ны от ху­дож­ни­ков и вла­дель­цев. Т. опуб­ли­ко­вал «Опись ху­до­же­ст­вен­ных про­из­ве­де­ний го­род­ской га­ле­реи брать­ев Пав­ла и Сер­гея Треть­я­ко­вых» (1893), за­тем из­да­вал опи­си (в 1897–98 ка­та­ло­ги) еже­год­но, в т. ч. на иностр. язы­ках. В ду­хов­ном за­ве­ща­нии 1896 Т. рас­по­ря­дил­ся на­прав­лять про­цен­ты с вы­де­лен­но­го ка­пи­та­ла на ре­монт га­ле­реи и на при­об­ре­те­ние но­вых про­из­ве­де­ний (в 1898 сде­лал при­пис­ку к за­ве­ща­нию о не­же­ла­тель­но­сти по­пол­нять со­б­ра­ние по­сле его смер­ти).

Дей­ст­вит. чл. Моск. от­де­ле­ния Рус. муз. об-ва (с 1860), чл. к-та Моск. об-ва лю­би­те­лей ху­до­жеств (1864–97, с пе­ре­ры­ва­ми), дей­ст­вит. чл. Моск. ху­дож. об-ва (1871/72–1893/94), поч. чл. ОПХ (1871–1898). Пред. по­пе­чи­тель­ско­го к-та Ар­ноль­дов­ско­го (с 1900 Ар­ноль­до-Треть­я­ков­ское) уч-ща для глу­хо­не­мых де­тей (1869–98). Пе­ре­чис­лял сред­ст­ва на ну­ж­ды слав. на­ро­дов, с 1869 уча­ст­во­вал в дея­тель­но­сти Моск. сла­вян­ско­го бла­го­тво­рит. к-та.

Был же­нат (с 1865) на Ве­ре Ни­ко­лаев­не Ма­мон­то­вой (1844–99), до­че­ри Н. Ф. Ма­мон­то­ва (из ро­да Ма­мон­то­вых); она по­лу­чи­ла муз. об­ра­зо­ва­ние, ор­га­низо­вы­ва­ла муз. ве­че­ра (при­гла­ша­лись П. И. Чай­ков­ский, бр. А. Г. Ру­бин­штейн и Н. Г. Ру­бин­штейн, др. рус. и зап.-ев­роп. му­зы­кан­ты), со­стоя­ла по­пе­чи­тель­ни­цей Пят­ниц­ко­го жен­ско­го гор. на­чаль­но­го уч-ща.

По­сле смер­ти Т. в га­ле­рее на­счи­ты­валось (вклю­чая со­б­ра­ние из 62 икон) св. 3,3 тыс. про­из­ве­де­ний: рус. жи­во­пи­си – 1622, гра­фи­че­ских – св. 1600; 12 скульп­тур­ных и 84 про­из­ве­де­ния зап.-ев­роп. жи­во­пи­си и ри­сун­ка.

Т. был по­хо­ро­нен на Да­ни­лов­ском клад­би­ще в Мо­ск­ве; в 1948 ос­тан­ки Т., его суп­ру­ги и бра­та пе­ре­за­хо­ро­не­ны на Но­во­де­вичь­ем клад­би­ще.

Изо­бра­жён на порт­ре­тах: жи­во­пис­ном (1876) И. Н. Крам­ско­го, двух жи­во­пис­ных (1883, 1901) и гра­фи­че­ском (1896) И. Е. Ре­пи­на, жи­во­пис­ном (1911) Н. В. До­се­ки­на и др.; в скульп­ту­ре ра­бо­ты С. М. Вол­ну­хи­на (1899), В. А. Бек­ле­ми­ше­ва (1900) и др. (все – в ГТГ).

Лит.: Го­су­дар­ст­вен­ная Треть­я­ков­ская га­ле­рея: Очер­ки ис­то­рии. 1856–1917 / Отв. ред. Я. В. Брук. Л., 1981; Зи­ло­ти В. П. В до­ме Треть­я­ко­ва. М., 1998; Тер­кель Е. А. За­ве­щание П. М. Треть­я­ко­ва: Ошиб­ка и ре­аль­ность // Треть­я­ков­ская га­ле­рея. 2005. № 4; П. и С. Треть­я­ко­вы. Жизнь. Кол­лек­ция. Му­зей. М., 2006; Не­на­ро­ко­мо­ва И. С. П. Треть­я­ков и его га­ле­рея. М., 2011; Бот­ки­на А. П. П. М. Треть­я­ков в жиз­ни и ис­кус­ст­ве. М., 2012; Юден­ко­ва Т. В. Бра­тья П. М. и С. М. Треть­я­ко­вы: ми­ро­воз­зрен­че­ские ас­пек­ты кол­лек­цио­ни­ро­ва­ния во вто­рой по­ло­ви­не XIX ве­ка. М., 2015.

Вернуться к началу