Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТРАНССИБИ́РСКАЯ МАГИСТРА́ЛЬ

Авторы: О. А. Кубицкая

ТРАНССИБИ́РСКАЯ МАГИСТРА́ЛЬ (Транс­сиб, Ве­ли­кий Си­бир­ский путь, Си­бир­ская ж. д.), же­лез­ная до­ро­га, со­еди­нив­шая Ев­роп. часть Рос­сии с Даль­ним Вос­то­ком, круп­ней­шая в ми­ре ж.-д. ма­ги­ст­раль (8,3 тыс. км в 1916). Пер­во­на­чаль­но од­но­ко­лей­ная, с 1906 про­кла­ды­вал­ся вто­рой путь. Про­ек­ты строи­тель­ст­ва раз­ра­ба­ты­ва­лись с кон. 1850-х гг. Ре­ше­ние о по­строй­ке за счёт каз­ны при­ня­то имп. Алек­сан­дром III [оформ­ле­но 10(22).12.1892]. Об­щее ру­ко­во­дство строи­тель­ст­вом Т. м. и ме­ро­прия­тия­ми по раз­ви­тию при­ле­гаю­щих к ней тер­ри­то­рий в 1892–1905 осу­ще­ст­в­лял Ко­ми­тет Си­бир­ской же­лез­ной до­ро­ги во гла­ве с вел. кн. Ни­ко­ла­ем Алек­сан­д­ро­ви­чем (с 1894 имп. Ни­ко­лай II). Ис­то­рич. часть (Ми­асс – Че­ля­бинск – Омск – Ир­кутск – Ха­ба­ровск – Вла­ди­во­сток) строи­лась с 1891 уча­ст­ка­ми од­но­вре­мен­но с двух сто­рон: Ус­су­рий­ская ж. д. (1891–97), За­пад­но-Си­бир­ская ж. д. (1892–96), За­бай­каль­ская ж. д. (1895–1900), Кру­го­бай­каль­ская ж. д. (1899–1904, ког­да бы­ло от­кры­то ра­бо­чее дви­же­ние). Дви­же­ние по­ез­дов на отд. ли­ни­ях на­ча­то в 1901. Ре­гу­ляр­ное со­об­ще­ние с Вла­ди­во­сто­ком (час­тич­но че­рез тер­ри­то­рию Ки­тая) ус­та­нов­ле­но от С.-Пе­тер­бур­га (1903) по­сле вво­да в строй Ки­тай­ско-Вос­точ­ной же­лез­ной до­ро­ги (КВЖД), не­пре­рыв­ное ж.-д. рель­со­вое со­об­ще­ние – в 1905 с при­ня­ти­ем в по­сто­ян­ную экс­плуа­та­цию Кру­го­бай­каль­ской ж. д. (до это­го ис­поль­зо­ва­лась па­ром­ная пе­ре­пра­ва че­рез оз. Бай­кал). Сквоз­ное дви­же­ние на Т. м. по тер­ри­то­рии Рос­сии обес­пе­чи­ла Амур­ская ж. д. (1916), по­стро­ен­ная в свя­зи с пе­ре­хо­дом юж. час­ти КВЖД под уп­рав­ле­ние Япо­нии по­сле рус.-япон. вой­ны 1904–05. По тем­пам и объ­ё­мам ра­бот (еже­год­но про­кла­ды­ва­лось по 500–600 км), труд­ным при­род­ным ус­ло­ви­ям Т. м. не име­ла ана­ло­гов в ми­ре. Ряд со­ору­же­ний на Т. м. бы­ли уни­каль­ны­ми по то­му вре­ме­ни. К ним, напр., от­но­сил­ся ж.-д. мост че­рез р. Ени­сей в Крас­но­яр­ске (ин­же­не­ры – Е. К. Кнор­ре, Л. Д. Про­ску­ря­ков, Гран-при на Все­мир­ной вы­став­ке 1900 в Па­ри­же; дей­ст­во­вал до 1999, ра­зо­бран в 2007), пер­вый в ми­ро­вой прак­ти­ке тон­нель в веч­но­мёрз­лом грун­те на Амур­ской ж. д. На Кру­го­бай­каль­ской ж. д., наи­бо­лее слож­ной в тех­нич. от­но­ше­нии, был по­стро­ен 41 тон­нель, соо­ру­же­ны 19 виа­ду­ков и др. Строи­тель­ст­во Т. м. со­про­во­ж­да­лось гео­ло­гич. и то­по­гра­фич. ис­сле­до­ва­ния­ми (в ча­ст­но­сти, вы­яв­ле­ни­ем зо­ло­то­нос­ных рай­онов), а так­же изу­че­ни­ем при­род­ных ус­ло­вий, осу­ще­ст­в­ле­ни­ем ме­же­вых, гид­ро­тех­нич. и гид­ро­ло­гич. ра­бот, что со­дей­ст­во­ва­ло ко­ло­ни­за­ции об­шир­ных об­лас­тей с су­ро­вы­ми при­род­но-кли­ма­тич. ус­ло­вия­ми. Т. м. с се­тью об­слу­жи­вав­ших её мас­тер­ских, де­по и др. пред­при­ятий ста­ла круп­ней­шим гос. хол­дин­гом в Рос­сии (43 тыс. ра­бо­чих и слу­жа­щих в 1913). Она обес­пе­чи­ла бур­ное со­ци­аль­но-эко­но­мич. раз­ви­тие Си­би­ри в нач. 20 в. (напр., был на­ла­жен мас­со­вый экс­порт си­бир­ско­го хле­ба и мас­ла че­рез пор­ты Балт. мо­ря в Да­нию и Ве­ли­ко­бри­та­нию), воз­ник­нове­ние мн. но­вых го­ро­дов (в т. ч. Но­во­ни­ко­ла­евск, ны­не Но­во­си­бирск), соз­да­ла ус­ло­вия для круп­но­мас­штаб­но­го пе­ре­се­лен­че­ст­ва при осу­ще­ст­в­ле­нии сто­лы­пин­ской аг­рар­ной ре­фор­мы. В до­ре­во­люц. пе­ри­од на­чаль­ным пунк­том Транс­си­ба счи­тал­ся Моск. во­кзал в С.-Пе­тер­бур­ге, а на­чаль­ны­ми точ­ка­ми в Мо­ск­ве – Кур­ско-Ни­же­го­род­ский (ны­не Кур­ский), за­тем до сер. 1920-х гг. – Ря­зан­ский (ны­не Ка­зан­ский) во­кза­лы. С 1956 гл. пас­са­жир­ский ход Т. м. на­чи­на­ет­ся на Яро­слав­ском во­кза­ле в Мо­ск­ве (в 2001 там ус­та­нов­лен ки­ло­мет­ро­вый ж.-д. столб с ну­ле­вой от­мет­кой и от­мет­кой «9298»; во Вла­ди­во­сто­ке в 1996 – с от­мет­кой «9288»). Элек­три­фи­ка­ция до­ро­ги на всём её про­тя­же­нии за­вер­ше­на в 2002. Ны­не Т. м. яв­ля­ет­ся ча­стью ме­ж­ду­нар. транс­порт­но­го ко­ри­до­ра «Транс­сиб» (TS): Центр. Ев­ро­па – Мо­ск­ва – Ека­те­рин­бург – Крас­но­ярск – Ха­ба­ровск – Вла­ди­во­сток/На­ход­ка с сис­те­мой от­ветв­ле­ний (на С.-Пе­тер­бург, Ки­ев, Но­во­рос­сийск, в Ка­зах­стан, Мон­го­лию, Ки­тай и Ко­рею), ко­то­рый на тер­ри­то­рии Рос­сии и со­пре­дель­ных стран со­пря­га­ет­ся с об­ще­ев­ро­пей­ски­ми ко­ри­до­ра­ми № 2, 3 и 9. Уча­ст­ки Т. м. вхо­дят в Юж­но-Ураль­скую, Вос­точ­но-Си­бир­скую, Крас­но­яр­скую, За­пад­но-Си­бир­скую и Даль­не­во­сточ­ную же­лез­ные до­ро­ги.

Лит.: Си­бирь и Ве­ли­кая Си­бир­ская же­лез­ная до­ро­га. 2-е изд. СПб., 1896; Саб­лер С. В., Со­снов­ский И. В. Си­бир­ская же­лез­ная до­ро­га в ее про­шлом и на­стоя­щем. СПб., 1903; Бор­зу­нов В. Ф. Ар­хив­ные ма­те­риа­лы по ис­то­рии строи­тель­ст­ва Си­бир­ской же­лез­ной до­ро­ги (1880–1905 гг.) // Ис­то­ри­че­ский ар­хив. 1960. № 5; Во­ро­нин М. И. Ве­ли­кий Си­бир­ский путь // Транс­порт­ное строи­тель­ст­во. 1975. № 9; Ка­ли­ни­чев В. П. Ве­ли­кий Си­бир­ский путь. М., 1991; Крат­кие све­де­ния о раз­ви­тии оте­че­ст­вен­ных же­лез­ных до­рог с 1838 по 1990 г. / Сост. Г. М. Афо­ни­на. М., 1996.

Вернуться к началу