ТИХОМИ́РОВ
-
Рубрика: Отечественная история
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТИХОМИ́РОВ Лев Александрович [19(31).1.1852, крепость Геленджик Черноморской береговой линии – 16.10.1923, Сергиев Моск. губ., ныне Сергиев Посад], рос. революц., обществ. деятель, философ, публицист; стат. сов. (1908). Дворянин. Сын воен. врача. Учился на юридич. (1870) и мед. (1870–73) ф-тах Моск. ун-та (не окончил). Чл. моск. кружка «чайковцев» (с осени 1871). В 1873 в С.-Петербурге вёл революц. пропаганду среди рабочих, арестован. На «процессе 193-х» (1877–78) Т. в качестве наказания зачтено предварит. заключение. После освобождения отдан под надзор полиции; с нач. 1878 на нелегальном положении. Сотрудничал в журналах «Слово», «Отечественные записки», «Дело» (до 1884, псевдонимы И. Каратаев, И. Кольцов, К. М. Григорьев и др.). Чл. партии «Народная воля» (с 1879), её Исполнит. к-та, Распорядит. комиссии, один из авторов программных документов, ведущий публицист партии. В 1882, в ходе массовых арестов народовольцев, уехал за границу. Совм. с П. Л. Лавровым участвовал в издании и редактировании «Вестника "Народной воли"» (Женева, 1883–86). Зимой 1886/87 пережил идейный и духовный кризис, после чего обратился к монархизму, славянофильству и православию. В 1888 заявил о разрыве с революц. движением («Почему я перестал быть революционером»), был помилован имп. Александром III и вернулся в Россию. В 1890 освобождён от надзора полиции, поселился в Москве. Сотрудник (с 1890) и ред. (1909–13) газ. «Московские ведомости». Чл. Предсоборного присутствия (1906). Чл. Совета Гл. управления по делам печати МВД (1908–09). Противопоставлял либеральным и революц. идеям монархизм и православие как коренные устои рус. жизни. Пытался синтезировать религ. и правовое обоснование монархич. власти («Монархическая государственность», ч. 1–4, 1905; 2010). Один из идеологов «полицейского социализма», по поручению пред. Совета министров П. А. Столыпина подготовил ряд записок по рабочему вопросу, доказывая необходимость создания рабочих союзов, связанных с Православной церковью и основанных на идее корпоративизма. В 1913 отошёл от активной деятельности, жил в посаде Сергиевский, входил в «Кружок ищущих христианского просвещения» М. А. Новосёлова. После Окт. революции 1917 делопроизводитель школы им. М. Горького.
Опубликованы его воспоминания (частично; 1927, 2003) и дневник за 1905–1907 (2015) и 1915–17 (2008).