Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТВЕРИ́ТИНОВ

Авторы: Е. Б. Смилянская

ТВЕРИ́ТИНОВ [Де­рюж­кин (Де­рюш­кин)] Дмит­рий Ев­до­ки­мо­вич (воз­мож­но, 1667, Тверь – не ра­нее 1742), гла­ва «круж­ка» моск. ре­лиг. воль­но­дум­цев, врач. Не позд­нее 1692 по­се­лил­ся в Мо­ск­ве, в Но­во­не­мец­кой сло­бо­де обу­чал­ся ле­кар­ско­му де­лу, где, по-ви­ди­мо­му, по­зна­ко­мил­ся с ре­фор­мац. идея­ми. Уча­ст­ник Азов­ских по­хо­дов 1695–96. Ок. 1700 на­чал в Мо­ск­ве собств. ле­кар­скую прак­ти­ку; ис­поль­зо­вал её для рас­про­стра­не­ния сво­их взгля­дов. В ду­хе Ре­фор­ма­ции от­кры­то по­ри­цал прак­ти­ку по­чи­та­ния икон, по­кло­не­ния Св. кре­сту, мо­щам, свя­тым и Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це, от­вер­гал Цер­ковь и цер­ков­ную ие­рар­хию, на­стаи­вал на пра­ве ка­ж­до­го хри­стиа­ни­на быть «в чи­ну ие­рей­ст­ва» (из всех цер­ков­ных та­инств при­зна­вал кре­ще­ние и по­кая­ние, а Ев­ха­ри­стию счи­тал вос­по­ми­на­ни­ем о Тай­ной ве­че­ре), про­ти­во­пос­та­вил «свя­тей церк­ви» ра­зум, при­зы­вал при­слу­ши­вать­ся боль­ше к сво­им чув­ст­вам, чем к «сло­ве­си Гос­под­ню и си­ле». Во­круг Т. сло­жил­ся «кру­жок» (не менее 6 чел.). Т. мно­го­крат­но уча­ст­во­вал в ре­лиг. дис­пу­тах, в ча­ст­но­сти с Л. Ф. Маг­ниц­ким. В 1713 по ини­циа­ти­ве митр. Ря­зан­ско­го и Му­ром­ско­го Сте­фа­на Явор­ско­го про­тив Т. и его еди­но­мыш­лен­ников воз­бу­жде­но де­ло по об­ви­не­нию в ере­си [ве­лось до кон. 1717 Пат­ри­ар­шим ду­хов­ным и Пре­об­ра­жен­ским при­ка­за­ми (про­тив Т. да­ли по­ка­за­ния св. 70 чел.), два­ж­ды рас­смат­ри­ва­лось в Се­на­те]. В 1714 Т. цер­ков­ным со­бор­ным су­дом пре­дан ана­фе­ме (сня­та в 1723). Ука­зом Пет­ра I от 29.11(10.12).1717 Т. ос­тав­лен в до­ме Сте­фа­на Явор­ско­го «в ле­кар­ской служ­бе» для ис­прав­ле­ния от ере­си. По­лу­чив цер­ков­ное про­ще­ние, Т. слу­жил в Ме­ди­цин­ской кан­це­ля­рии.

В хо­де по­ле­ми­ки с Т. поя­ви­лись ан­ти­ре­фор­мац. со­чи­не­ния: «Рож­нец ду­хов­ный…» Паф­ну­тия Оли­со­ва (ме­ж­ду 1702 и 1710), «Сбор­ник об Ипа­тии Гангр­ском» свящ. Ге­ор­гия Ки­рил­ло­ва (1707–1708), «Ка­мень ве­ры» Сте­фа­на Явор­ско­го (1713–14; изд. в 1728), сбор­ник Си­ме­о­на Мо­хо­ви­ко­ва (1715–16).

Ис­точн.: За­пис­ка Л. Маг­ниц­ко­го по де­лу Тве­ри­ти­но­ва // Па­мят­ни­ки древ­ней пись­мен­но­сти. СПб., 1882. Вып. 38.

Лит.: Ти­хо­нра­вов Н. С. Мо­с­ков­ские воль­но­дум­цы на­ча­ла XVIII в. и Сте­фан Явор­ский // Ти­хо­нра­вов Н. С. Со­чи­не­ния. М., 1898. Т. 2; Сми­лян­ская Е. Б. Вол­шеб­ни­ки. Бо­го­хуль­ни­ки. Ере­ти­ки: На­род­ная ре­ли­ги­оз­ность и «ду­хов­ные пре­сту­п­ле­ния» в Рос­сии XVIII в. М., 2003.

Вернуться к началу