Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СУСА́НИН

СУСА́НИН Иван (? – 1612/13), вот­чин­ный кре­сть­я­нин Ко­ст­ром­ско­го у., вос­при­ни­мав­ший­ся в раз­ные ис­то­рич. эпо­хи как спа­си­тель ос­но­ва­те­ля рус. цар­ской ди­на­стии Ро­ма­но­вых (пре­им. во 2-й пол. 18 – 1-й четв. 20 вв.) или как спа­си­тель Оте­че­ст­ва (в осн. с 1930-х гг.). При­над­ле­жал ма­те­ри Ми­хаи­ла Фё­до­рови­ча – ино­ки­не Мар­фе (уро­ж­дён­ная К. И. Шес­то­ва). Дос­то­вер­ных све­де­ний о жиз­ни С. не со­хра­ни­лось. Со­глас­но офиц. вер­сии, в кон. 1612 или в нач. 1613, в Смут­ное вре­мя, С. от­ка­зал­ся со­об­щить о ме­сто­на­хо­ж­де­нии Ми­хаи­ла Фё­до­ро­ви­ча «поль­ским и ли­тов­ским лю­дям», ис­кав­шим его в Ко­ст­ром­ском у., за что был под­верг­нут «ве­ли­ким не­мер­ным пыт­кам», от ко­то­рых скон­чал­ся. По-ви­ди­мо­му, ца­рю об этом во вре­мя его па­лом­нич. по­езд­ки в Ма­ка­рие­во-Ун­жен­ский мон. осе­нью 1619 со­об­щил Б. Со­би­нин, зять С. По позд­ней­шей вер­сии по­том­ков С., он по­слал Со­би­ни­на в с. Дом­ни­но пре­ду­пре­дить Ми­хаи­ла Фё­до­ро­ви­ча о гро­зив­шей ему смер­тель­ной опас­но­сти, а сам от­вёл поль­ско-ли­тов. от­ряд в с. Ису­по­во (в нес­коль­ких км от Дом­ни­на), где по­сле пы­ток был по­са­жен на столб и из­руб­лен «в мел­кие час­ти». Жа­ло­ван­ной гра­мо­той ца­ря от 30.11(10.12).1619 Со­би­нин и «весь его род» ос­во­бо­ж­де­ны от уп­ла­ты на­ло­гов и не­се­ния по­вин­но­стей «за служ­бу… кровь, и за тер­пе­ние» С. При­ви­ле­гия под­твер­ж­да­лась и до­пол­ня­лась го­су­да­ря­ми в 1633, 1644, 1691, 1731, 1741, 1767, 1837 и пр.

Об­раз С. на­шёл от­ра­же­ние в со­чи­не­ни­ях С. Н. Глин­ки (1810, 1812), опе­рах К. А. Ка­во­са (1815) и М. И. Глин­ки (1836), ду­ме К. Ф. Ры­лее­ва (1822), кар­ти­не М. И. Скот­ти (1851) и др. По сло­вам еп. Ва­си­лия (Род­зян­ко), С. со­вер­шил «под­виг хри­сти­ан­ско­го му­че­ни­че­ст­ва... во имя спа­се­ния Пра­во­слав­но­го Оте­че­ст­ва на­ше­го и ве­ры Пра­во­слав­ной на­шей». В Ко­ст­ро­ме ус­та­нов­лен па­мят­ник С. и Ми­хаи­лу Фё­до­ро­ви­чу (1851, скульп­тор В. И. Де­мут-Ма­ли­нов­ский; раз­ру­шен в 1918), фи­гу­ра С. по­ме­ще­на в скульп­тур­ной ком­по­зи­ции па­мят­ни­ка «Ты­ся­че­ле­тие Рос­сии» в Нов­го­ро­де (1862, ав­тор про­ек­та – М. О. Ми­ке­шин). В па­мять о С. в дер. Де­ре­вень­ки Буй­ско­го у. Ко­ст­ром­ской губ. (ны­не не су­ще­ст­ву­ет) со­ору­же­на ча­сов­ня во имя Ио­ан­на Пред­те­чи (1913). Имя С. но­сят центр. пло­щадь в Ко­ст­ро­ме, ули­цы во мно­гих го­ро­дах и пр. В его честь ус­та­нов­лен па­мят­ник в Ко­ст­ро­ме (1967, скульп­тор Н. А. Ла­вин­ский).

Ис­точн.: Со­б­ра­ние го­су­дар­ст­вен­ных гра­мот и до­го­во­ров. М., 1822. Ч. 3. № 50; Са­ма­ря­нов В. А. Па­мя­ти И. Су­са­ни­на… Ко­ст­ро­ма, 1882. При­ло­же­ния. № IV, VIII–XI.

Лит.: Зон­ти­ков Н. А. И. Су­са­нин: ле­ген­ды и дей­ст­ви­тель­ность. Ко­ст­ро­ма, 1997; Ве­ли­жев М. Б., Лав­ри­но­вич М. Б. «Су­са­нин­ский миф»: ста­нов­ле­ние ка­но­на // Но­вое ли­те­ра­тур­ное обо­зре­ние. 2003. № 63; Пет­ров П. Е., Бе­ля­ев Л. А., Бу­жи­ло­ва А. П. Ме­ж­ду нау­кой и об­ла­ст­ной ад­ми­ни­ст­ра­ци­ей: опыт фаль­си­фи­ка­ции ос­тан­ков И. Су­са­ни­на... // Фаль­си­фи­ка­ция ис­то­ри­че­ских ис­точ­ни­ков и кон­ст­руи­ро­ва­ние эт­но­кра­ти­че­ских ми­фов. М., 2011; Тол­стов В. А. Н. И. Кос­то­ма­ров и В. А. Са­ма­ря­нов: два взгля­да на ис­то­ри­че­скую дос­то­вер­ность лич­но­сти И. Су­са­ни­на // Смут­ное вре­мя и зем­ские опол­че­ния в на­ча­ле XVII в. Ря­зань, 2011.

Вернуться к началу