Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СТРА́ХОВ

СТРА́ХОВ Ни­ко­лай Ни­ко­лае­вич (псевд. Н. Ко­си­ца) [16(28).10.1828, Бел­го­род – 24.1(5.2).1896, С.-Пе­тер­бург], рос. фи­ло­соф, пуб­ли­цист, лит. кри­тик, д. стат. сов. (1886), чл.-корр. Пе­терб. АН (1889). Сын про­тои­е­рея. Окон­чил Ко­ст­ром­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию (1845), ес­те­ст­вен­но-ма­те­ма­тич. от­де­ле­ние Гл. пе­да­го­гич. ин-та (1851) в С.-Пе­тер­бурге. Со­труд­ник жур­на­лов «Оте­че­ст­вен­ные за­пис­ки» (1867), «За­ря» (1869–72). Биб­лио­те­карь юри­дич. от­де­ла Имп. пуб­лич­ной б-ки (1873–85, ны­не РНБ). Од­но­вре­мен­но чл. Учё­но­го к-та Мин-ва нар. про­све­ще­ния (1874–96). Поч. чл. Сла­вян­ско­го бла­го­тво­рит. об-ва (1893) и Моск. пси­хо­ло­гич. об-ва (1894). Пуб­ли­ко­вал ста­тьи в жур­на­лах «Вре­мя» (1861–63), «Эпо­ха» (1864–65; оба жур­на­ла из­да­ва­лись М. М. и Ф. М. Дос­то­ев­ски­ми), «Рус­ский вест­ник» М. Н. Кат­ко­ва, газ. «Русь» (1880–86) И. С. Ак­са­ко­ва и др.

Раз­ви­вал идеи поч­вен­ни­че­ст­ва, был бли­зок к сла­вя­но­фи­лам. С. вос­при­ни­мал мир как еди­ный ор­га­низм, в ко­то­ром нет ни­че­го «са­мо­го по се­бе» су­ще­ст­вую­ще­го, а че­ло­век – «наи­бо­лее со­вер­шен­ное су­ще­ст­во в при­ро­де», яв­ля­ет­ся цен­тром, в ко­то­ром «схо­дят­ся все лу­чи ми­ро­зда­ния» («Мир как це­лое», 1872, 3-е изд., 2007). Ре­ше­ние со­ци­аль­ных и нрав­ст­вен­ных про­блем счи­тал не­воз­мож­ным без об­ра­ще­ния к Бо­гу и ве­ры в хри­сти­ан­ское уче­ние о спа­се­нии ду­ши как смыс­ла жиз­ни че­ло­ве­ка. В об­ществ. дис­кус­си­ях 1860-х гг. вы­сту­пал по­сто­ян­ным оп­по­нен­том Н. Г. Чер­ны­шев­ско­го, Д. И. Пи­са­ре­ва и др. ре­во­люц. де­мо­кра­тов, под­вер­гал кри­ти­ке ли­бе­раль­ные воз­зре­ния. Ви­дел при­чи­ну упад­ка ду­хов­ной куль­ту­ры на За­па­де и в Рос­сии в не­га­тив­ном влия­нии ма­те­риа­лиз­ма, ни­ги­лиз­ма, по­зи­ти­виз­ма. В 1880–90-е гг. по­ле­ми­зи­ро­вал с дар­ви­ни­ста­ми (рас­смат­ри­вал уче­ние Ч. Дар­ви­на как ме­ха­ни­стич. по­ни­ма­ние раз­ви­тия), с про­тив­ни­ка­ми ре­лиг. ми­ро­со­зер­ца­ния Л. Н. Тол­сто­го (ав­тор ста­тей о нём, мно­го­лет­няя пе­ре­пис­ка С. с пи­са­те­лем из­да­на в 1914). Друг и еди­но­мыш­лен­ник А. А. Гри­горь­е­ва, Н. Я. Да­ни­лев­ско­го (из­да­вал и про­па­ган­ди­ро­вал их со­чи­не­ния). Пер­вый (од­но­вре­мен­но с О. Ф. Мил­ле­ром) био­граф Ф. М. Дос­то­ев­ско­го.

Имя С. но­сит Рус. фи­лос. об-во (с 1997, с 1998 про­во­дит Стра­хов­ские чте­ния).

Соч.: О ме­то­де ес­те­ст­вен­ных на­ук и зна­че­нии их в об­щем об­ра­зо­ва­нии. СПб., 1865. К., 1900; Вос­по­ми­на­ния и от­рыв­ки. СПб., 1892; Фи­ло­соф­ские очер­ки. СПб., 1895. К., 1906; Ли­те­ра­тур­ная кри­ти­ка. СПб., 2000; Из­бран­ные тру­ды. М., 2010.

Лит.: Ни­коль­ский Б. В. Н. Н. Стра­хов. СПб., 1896; Вве­ден­ский А. И. Об­щий смысл фи­лосо­фии Н. Н. Стра­хо­ва. М., 1897; Ав­дее­ва Л. Р. Рус­ские мыс­ли­те­ли: Ап. А. Гри­горь­ев, Н. Я. Да­ни­лев­ский, Н. Н. Стра­хов. М., 1992; Иль­ин Н. П. По­нять Рос­сию. (Н. Н. Стра­хов) // Рос­сий­ский кон­сер­ва­тизм в ли­те­ра­ту­ре и об­ще­ст­вен­ной мыс­ли XIX ве­ка. М., 2003; Ан­то­нов Е. А. Ан­тро­по­цен­три­че­ская фи­ло­со­фия Н. Н. Стра­хо­ва как мыс­ли­те­ля пе­ре­ход­ной эпо­хи. Бел­го­род, 2007; Сне­то­ва Н. В. Фи­ло­со­фия Н. Н. Стра­хо­ва. Пермь, 2010; Н. Н. Стра­хов: фи­ло­соф, ли­те­ра­тур­ный кри­тик, пе­ре­во­дчик: Биб­лио­гра­фи­че­ский указ. Бел­го­род, 2011.

Вернуться к началу