Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СМЕ́РДЫ

Авторы: П. В. Лукин

СМЕ́РДЫ (smardi, smurdi, smardones, smur­dones), ка­те­го­рия на­се­ле­ния в Др.-рус. го­су­дар­ст­ве, ср.-век. Поль­ше и у лу­жиц­ких сер­бов. Лек­се­ма «смерд» вос­хо­дит к пра­сла­вян­ско­му *smьrdъ (по-ви­ди­мо­му, от *smьrděti – «смер­деть» – «из­да­вать смрад, зло­во­ние, во­нять, смер­деть»).

С. упо­ми­на­ют­ся в рус. ис­точ­ни­ках 11–15 вв. Ана­лиз со­ци­аль­но­го ста­ту­са С. ос­лож­ня­ет­ся тем, что в раз­ное вре­мя, в раз­ных по ти­пу ис­точ­ни­ках и в разл. рус. зем­лях и кня­же­ст­вах этим тер­ми­ном мог­ли обо­зна­чать­ся не­оди­на­ко­вые ка­те­го­рии на­се­ле­ния. В ре­зуль­та­те дис­кус­сий в ис­то­рио­гра­фии вы­де­ли­лись 3 осн. кон­цеп­ции, в рам­ках ко­то­рых пред­ла­га­лись разл. ин­тер­пре­та­ции по­ло­же­ния С.: 1) С. – осн. ка­те­го­рия сель­ско­го на­се­ле­ния Др.-рус. гос-ва, т. е. бы­ли как сво­бод­ные, так и за­ви­си­мые С. (сфор­му­ли­ро­ва­на в до­ре­во­люц. ис­то­рио­гра­фии, наи­бо­лее под­роб­но обос­но­ва­на в сов. вре­мя в ра­бо­тах Б. Д. Гре­ко­ва; раз­де­ля­лась впо­след­ст­вии мн. ис­сле­до­ва­те­ля­ми); 2) С. – сво­бод­ные лю­ди (вы­ска­зал Н. М. Ка­рам­зин, позд­нее так­же име­ла сво­их сто­рон­ни­ков); 3) С. – ка­те­го­рия за­ви­си­мо­го сель­ско­го на­се­ле­ния: по от­но­ше­нию к го­су­дар­ст­ву (кня­же­ской вла­сти или в Нов­го­род­ской рес­пуб­ли­ке – к её вла­стям) и/или к ча­ст­ным лицам. Про­ис­хо­ж­де­ние и ха­рак­тер этой за­ви­си­мо­сти оп­ре­де­ля­лись ис­сле­до­ва­те­ля­ми очень по-раз­но­му: в С. ви­де­ли осо­бую груп­пу «по­лу­сво­бод­но­го» на­се­ле­ния (С. В. Юш­ков); за­ви­симых лю­дей, близ­ких по по­ло­же­нию к хо­ло­пам (А. А. Зи­мин); гос. кре­сть­ян (Л. В. Че­реп­нин); осо­бую ка­те­го­рию сель­ско­го на­се­ле­ния, выс­шую по срав­не­нию с обыч­ны­ми сель­ски­ми жи­те­ля­ми и обя­зан­ную кня­зю воен. служ­бой (Б. А. Ры­ба­ков); по­ко­рён­ные не­сла­вян­ские пле­ме­на и «си­дя­щих» на гос. зем­ле плен­ни­ков и их по­том­ков (И. Я. Фроя­нов) и т. д. Пред­ла­га­лись так­же и др. трак­тов­ки.

С. 11–12 вв. яв­но бы­ли юри­ди­че­ски не­пол­но­прав­ны­ми людь­ми, о чём сви­детель­ст­ву­ют нор­мы Рус­ской прав­ды, в ча­ст­но­сти ви­ра за убий­ст­во С., рав­ная 5 грив­нам (та­кая же, как и за убий­ст­во хо­ло­па), и ог­ра­ни­че­ния в пра­ве на­сле­до­ва­ния [ес­ли у С. не бы­ло сы­но­вей, то его иму­ще­ст­во (точ­но не­из­вест­но, дви­жи­мое, не­дви­жи­мое или и то и дру­гое) на­сле­до­вал князь]. В то же вре­мя у С. бы­ли не­ко­то­рые пра­ва, от­ли­чав­шие их от хо­ло­пов; напр., их бы­ло за­пре­ще­но «му­чить» (пы­тать при след­ст­вии) без раз­ре­ше­ния кня­зя. В 13 в. в Га­лиц­ко-Во­лын­ской ле­то­пи­си по­ня­тие «С.» бы­ло ис­поль­зо­ва­но для ха­рак­те­ри­сти­ки ря­до­вых вои­нов, на­бран­ных в сель­ской ме­ст­но­сти. В нов­го­род­ских и псков­ских ис­точ­ни­ках С. вы­сту­па­ют в ка­че­ст­ве сель­ско­го на­се­ле­ния, за­ви­си­мо­го от всех групп сво­бод­ных пол­но­прав­ных го­ро­жан – от бо­яр до чёр­ных лю­дей. С. бы­ли обя­за­ны пла­тить гор. об­щи­нам и вла­стям Нов­го­ро­да и Пско­ва дань, вы­пол­нять в поль­зу гл. го­ро­дов оп­ре­де­лён­ные по­вин­но­сти.

В Поль­ше С. упо­ми­на­ют­ся в ис­точ­ни­ках 12–13 вв. От­но­си­тель­но их по­ло­же­ния ис­сле­до­ва­те­ля­ми так­же вы­ска­зы­ва­лись разл. мне­ния, од­на­ко в лю­бом слу­чае это бы­ли сель­ские жи­те­ли, на­ходив­шие­ся в за­ви­си­мо­сти от кня­зя, о чём сви­де­тель­ст­ву­ют упо­ми­на­ния об их раз­да­че мо­на­сты­рям. По-ви­ди­мо­му, они бы­ли тес­но свя­за­ны с кня­же­ским хо­зяй­ст­вом. В то же вре­мя поль­ские С., как и рус­ские, не бы­ли ра­ба­ми в уз­ком смыс­ле сло­ва.

По­лаб­ские (сер­бо-лу­жиц­кие) С. фи­гу­ри­ру­ют в ис­точ­ни­ках 11–13 вв. (гра­мо­ты герм. им­пе­ра­то­ров, пред­ста­ви­те­лей свет­ской и ду­хов­ной зна­ти), от­но­ся­щих­ся к об­лас­тям ср.-век. Гер­ма­нии, ко­то­рые ра­нее бы­ли на­се­ле­ны сла­вя­на­ми. В них С. пред­ста­ют в ка­че­ст­ве сель­ских жи­те­лей, при­над­ле­жав­ших к са­мым низ­шим ка­те­го­ри­ям на­се­ле­ния, но в то же вре­мя не сли­вав­ших­ся с ра­ба­ми. В од­ной из гра­мот (1181) сер­бо-лу­жиц­кие С. ото­жде­ст­в­ле­ны с ли­та­ми, ко­то­ры­ми в 11–12 вв., как пра­ви­ло, на­зы­ва­ли по­лу­сво­бод­ных кре­сть­ян (или, со­глас­но тер­ми­но­ло­гии герм. ис­то­рио­гра­фии, Min­der­freien или minderfreie Bauern), имев­ших в поль­зо­ва­нии не­боль­шие зе­мель­ные уча­ст­ки.

Лит.: Юш­ков С. В. К во­про­су о смер­дах // Уч. за­пис­ки Са­ра­тов­ско­го го­су­дар­ст­вен­но­го уни­вер­си­те­та им. Н. Г. Чер­ны­шев­ско­го. 1923. Т. 1. Вып. 4; Schlesinger W. Die Verfassung der Sorben // Siedlung und Verfassung der Slaven zwischen Elbe, Saale und Oder / Hrsg. von H. Ludat. Giessen, 1960; Kötzschke R. Zur Sozialgeschichte der West­slaven. Beo­bach­tungen aus dem Mittel­gebiet // Kötzschke R. Deutsche und Slaven im mittel­deutschen Osten. Darm­s­tadt, 1961; Ры­ба­ков Б. А. Смер­ды // Ис­то­рия СССР. 1979. № 1–2; Сверд­лов М. Б. Ге­не­зис и струк­ту­ра фео­даль­но­го об­ще­ст­ва в Древ­ней Ру­си. Л., 1983; Mod­ze­lewski K. Chłopi w monarchii wczesnopias­tow­skiej. Wrocław, 1987; Гре­ков Б. Д. Ки­ев­ская Русь. М., 2004; Фроя­нов И. Я. За­ви­си­мые лю­ди Древ­ней Ру­си (че­лядь, хо­ло­пы, дан­ни­ки, смер­ды). СПб., 2010; Лу­кин П. В. Древ­не­рус­ские смер­ды и сак­сон­ские ли­ты: По­пыт­ка но­во­го об­ра­ще­ния к ста­рой те­ме // Вос­точ­ная Ев­ро­па в древ­но­сти и Сред­не­ве­ковье. М., 2013.

Вернуться к началу