Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РУ́ССКОЕ О́БЩЕСТВО ПАРОХО́ДСТВА И ТОРГО́ВЛИ

Почтово-пассажирский пароход Русского общества пароходства и торговли. Фото. Кон. 19 в. Архив М. В. Золотарёва

РУ́ССКОЕ О́БЩЕСТВО ПАРОХО́ДСТВА И ТОРГО́ВЛИ [РО­ПиТ; в 1870–79 (фак­ти­че­ски до 1878) Рус­ское об­ще­ст­во па­ро­ход­ст­ва и тор­гов­ли и Одес­ской ж. д.], круп­ней­шая в Рос. им­пе­рии па­ро­ход­ная ком­па­ния, пер­вый вер­ти­каль­но ин­тег­ри­ро­ван­ный хол­динг. Прав­ле­ние – в С.-Пе­тер­бур­ге, гл. кон­то­ра – в Одес­се. Уч­ре­ж­де­но фли­гель-адъ­ю­тан­том Н. А. Ар­ка­сом и пред­при­ни­ма­те­лем Н. А. Но­во­сель­ским при под­держ­ке вел. кн. Кон­стан­ти­на Ни­ко­лае­ви­ча, счи­тав­ше­го в пред­две­рии окон­ча­ния Крым­ской вой­ны 1853–56 не­об­хо­ди­мым об­ра­зо­вать круп­ное ком­мерч. па­ро­ход­ст­во на Чёр­ном м. с воз­мож­но­стью ис­поль­зо­вать его су­да в во­ен. це­лях. Ус­тав РО­ПиТ Вы­со­чай­ше ут­вер­ждён 3(15).8.1856 [из­ме­нён 19(31).5.1879 и 22.1(3.2).1891]. Об-ву пре­дос­тав­лен ряд при­ви­ле­гий: по­лу­че­ние от пра­ви­тель­ст­ва по­миль­ной пла­ты и по­со­бия на ре­монт в те­че­ние 20 лет, пра­во на бес­по­шлин­ную по­куп­ку су­дов на 5 лет и пр. Прак­тич. дея­тель­ность РО­ПиТ на­ча­лась 21.5(2.6).1857. К 1913 об-во рас­по­ла­га­ло фло­том собств. су­дов: 44 поч­то­во-пас­са­жир­ски­ми, 4 то­ва­ро-пас­са­жир­ски­ми, 22 гру­зо­вы­ми, 5 бук­сир­ны­ми па­ро­хо­да­ми и 5 па­ро­вы­ми ка­те­ра­ми во­до­из­ме­ще­ни­ем в об­щей слож­но­сти 260 тыс. т. РО­ПиТ в раз­ное вре­мя при­над­ле­жа­ли так­же эл­линг на тер­ри­то­рии Ла­за­рев­ско­го ад­ми­рал­тей­ст­ва в Се­ва­сто­по­ле (1861–97), шах­та «По­кров­ская» на Гру­шев­ском руд­ни­ке в Об­лас­ти вой­ска Дон­ско­го (с 1862), Одес­ская ж. д. (1870–78), ад­ми­рал­тей­ст­во и су­до­ре­монт­ные мас­тер­ские с эл­лин­гом и круп­ней­шим на Чёр­ном м. пла­ву­чим до­ком в Одес­се (по­строе­ны к 1904) и др. Про­из­водств. ба­за РО­ПиТ осо­бен­но рас­ши­ри­лась при ди­рек­то­ре-рас­по­ря­ди­те­ле Н. М. Чи­ха­чё­ве (1862–76). Для под­го­тов­ки мо­ря­ков об-во в 1866 уч­ре­ди­ло ре­мес­лен­ную шко­лу в Се­ва­сто­по­ле, в 1898 пе­ре­ве­ло её в Одес­су.

РО­ПиТ осу­ще­ст­в­ля­ло ре­гу­ляр­ное гру­зо­вое и поч­то­во-пас­са­жир­ское со­об­ще­ние (гл. обр. мор­ское, от­час­ти и реч­ное) по внутр. ли­ни­ям – Крым­ско-Кав­каз­ской (ме­ж­ду Одес­сой и Ба­ту­мом) и др., а так­же по за­гра­нич­ным ли­ни­ям с за­хо­дом во мно­гие пор­ты Сре­ди­зем­но­го и Чёр­но­го мо­рей, Пер­сид­ско­го зал., по Чер­но­мор­ско-Бал­тий­ской гру­зо­вой ли­нии ме­ж­ду Одес­сой и С.-Пе­тер­бур­гом с за­хо­дом в Ре­вель (ны­не Тал­лин), Ри­гу и Ли­ба­ву (ны­не Лие­пая). С 1871 па­ро­хо­ды РО­ПиТ со­вер­ша­ли рей­сы че­рез Су­эц­кий ка­нал ме­ж­ду Одес­сой и пор­та­ми Ин­дии, Ки­тая, Ко­реи, рус. Даль­не­го Вос­то­ка, с 1884 вме­сте с су­да­ми Доб­ро­воль­но­го фло­та пе­ре­во­зи­ли пе­ре­се­лен­цев во Вла­ди­во­сток. Во 2-й пол. 1880-х гг. тан­ке­ры РО­ПиТ на­ча­ли пе­ре­воз­ку ке­ро­си­на из Ба­ту­ма в Одес­су; впо­след­ст­вии они со­вер­ша­ли рей­сы в пор­ты Ад­риа­ти­че­ско­го, Сре­ди­зем­но­го мо­рей и в Ве­ли­ко­бри­та­нию, а так­же из Но­во­рос­сий­ска в Одес­су, Хер­сон и Алек­сан­д­ровск (ны­не г. За­по­ро­жье). В кон. 1909 – нач. 1910 для рек­ла­мы про­дук­ции отеч. пром-сти РОПиТ ор­га­ни­зо­ва­ло пла­ву­чую вы­став­ку на па­ро­хо­де «Им­пе­ра­тор Ни­ко­лай II» (уча­ст­во­ва­ли 135 рос. фирм), ко­то­рый по­бы­вал в 18 иностр. пор­тах на ли­ни­ях об-ва. В ре­зуль­та­те дея­тель­но­сти РО­ПиТ су­ще­ст­вен­но уп­ро­чи­лось ре­гу­ляр­ное тор­го­вое со­об­ще­ние Одес­сы с иностр. пор­та­ми и уве­ли­чи­лось ком­мерч. дви­же­ние на внутр. чер­но­мор­ских и азов­ских ли­ни­ях, что, в част­но­сти, спо­соб­ст­во­ва­ло бес­пре­це­дент­но бы­ст­ро­му раз­ви­тию Юга Рос­сии. По­лу­чил так­же рас­про­стра­не­ние экс­кур­си­он­ный ту­ризм в Кры­му и на Кав­ка­зе, был от­крыт сво­бод­ный до­ступ па­лом­ни­кам к Свя­тым мес­там – на Афон и в Ие­ру­са­лим.

Пе­рио­ди­че­ски па­ро­хо­ды РО­ПиТ ис­поль­зо­ва­лись пра­ви­тель­ст­вом гл. обр. как во­ен­но-транс­порт­ные су­да, ре­же уча­ст­во­ва­ли в бое­вых дей­ст­ви­ях. В рус.-тур. вой­ну 1877–78 два ка­те­ра с па­ро­хо­да «Ве­ли­кий князь Кон­стан­тин», пе­ре­обо­ру­до­ван­но­го в мин­ный транс­порт по про­ек­ту С. О. Ма­ка­ро­ва, по­то­пи­ли тур. ка­но­нер­скую лод­ку «Ин­ти­бах», что ста­ло пер­вым в ис­то­рии слу­ча­ем ус­пеш­но­го при­ме­не­ния тор­пед. В 1-ю ми­ро­вую вой­ну с на­ча­лом во­ен. дей­ст­вий на Чёр­ном м. в ночь на 16(29).10.1914 всё ком­мерч. су­до­ход­ст­во там бы­ло пре­кра­ще­но (ра­нее от­ме­не­ны рей­сы РО­ПиТ в Сре­ди­зем­ное м., на Бал­ти­ку, в стра­ны Ближ­не­го Вос­то­ка), св. 50 су­дов РО­ПиТ бы­ли за­чис­ле­ны в со­став Транс­порт­ной фло­ти­лии Чер­но­мор­ско­го фло­та, часть пе­ре­обо­ру­до­ва­на в гид­ро­авиа­нос­цы.

По­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917, во вре­мя ок­ку­па­ции При­чер­но­мо­рья иностр. вой­ска­ми и Гражд. вой­ны 1917–22, часть су­дов РОПиТ бы­ла за­то­п­ле­на на рей­дах, часть уве­де­на за гра­ни­цу при эва­куа­ции из Кры­ма «Рус­ской ар­мии» ген.-л. П. Н. Вран­ге­ля (ме­стом сбо­ра стал Мар­сель; ад­ми­ни­ст­ра­ция РО­ПиТ обос­но­ва­лась в Па­ри­же, за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­лась под име­нем франц. су­до­ход­ной ком­па­нии, су­ще­ст­во­ва­ла до 1932, ко­гда на слом был про­дан по­след­ний из ушед­ших за гра­ни­цу па­ро­хо­дов «Ев­фрат»). Ос­тав­шие­ся су­да в 1920 на­цио­на­ли­зи­ро­ва­ны и в 1922 со­ста­ви­ли яд­ро гос. пред­при­ятия «Чер­но­мор­ско-Азов­ское па­ро­ход­ст­во». По­след­ний па­ро­ход РО­ПиТ «Им­пе­ра­тор Пётр Ве­ли­кий», пе­ре­име­но­ван­ный в «Яку­тию» (с 1953 вхо­дил в со­став Даль­не­во­сточ­но­го мор. па­ро­ход­ст­ва), вы­ве­ден из экс­плуа­та­ции в 1975.

Лит.: Скаль­ков­ский А. А. Рус­ское об­ще­ст­во па­ро­ход­ст­ва и тор­гов­ли. 1857–1869 г. Од., 1870; Рус­ское об­ще­ст­во па­ро­ход­ст­ва и тор­гов­ли: Флот Об­ще­ст­ва. М., 1896; Ило­вай­ский С. И. Ис­то­ри­че­ский очерк пя­ти­де­ся­ти­ле­тия Рус­ско­го об­ще­ст­ва па­ро­ход­ст­ва и тор­гов­ли. Од., 1907; Крат­кий ис­то­ри­че­ский очерк 50-лет­ней дея­тель­но­сти Рус­ско­го об­ще­ст­ва па­ро­ход­ст­ва и тор­гов­ли. СПб., 1907; Пла­ву­чая вы­став­ка рус­ских товаров. 1909–1910. М., [1910]; Три­фо­нов Ю. Н., Ле­мач­ко Б. В. Рус­ское об­ще­ст­во па­ро­ход­ст­ва и тор­гов­ли. 1856–1932. СПб., 2009; Сте­па­нов Д. А. Уч­ре­ж­де­ние Рус­ско­го об­ще­ст­ва па­ро­ход­ст­ва и тор­гов­ли (1856–1857 го­ды) // Вест­ник Че­ля­бин­ско­го го­су­дар­ст­венно­го уни­вер­си­те­та. 2011. Ис­то­рия. Вып. 46. № 22(237).

Вернуться к началу