ПЕТРАЖИ́ЦКИЙ
-
Рубрика: Отечественная история
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЕТРАЖИ́ЦКИЙ Лев Иосифович [13(25).4.1867, поместье Коллонтаево в Витебском у. Витебской губ. – 15.5.1931, Варшава], рос. и польск. правовед, социолог, философ, стат. сов. (1901); представитель психологической школы права. Из дворян. Окончил юридич. ф-т Ун-та Св. Владимира в Киеве (1890; в 1897–98 преподавал в нём). Учился также в ун-тах в Гейдельберге, Берлине и Париже. Проф. кафедры энциклопедии права (1898–1918) и декан юридич. ф-та (1905–06) С.-Петерб. (Петроградского) ун-та. В 1898 участвовал в создании еженедельной юридич. газ. «Право», один из её постоянных авторов. В 1902 был привлечён в качестве эксперта к работе в Особом совещании о нуждах сельскохозяйственной промышленности. Член Конституционно-демократич. партии, с янв. 1906 член её ЦК. Депутат 1-й Гос. думы от С.-Петербурга (1906), член фракции кадетов. Расходился с руководителями партии по мн. вопросам, в частности выступал против принудительного отчуждения части частновладельч. земель государством за выкуп для передачи крестьянам, настаивал на скорейшем введении гражд. и политич. равноправия для женщин. После досрочного роспуска Думы подписал Выборгское воззвание, за что в 1908, как и др. бывшие депутаты, подписавшие воззвание, отбыл 3-месячное тюремное заключение и был лишён избират. прав. В апр. 1917, после Февр. революции, назначен сенатором 1-го Деп-та Сената (орган адм. юстиции). В сент. 1917 уехал в Финляндию, а из неё – в Польшу. Преподавал на юридич. ф-те Варшавского ун-та (с 1918; с 1919 проф. социологии) и на кафедре законодат. политики Свободного польск. ун-та (с 1921). Был отстранён от преподавания после прихода к власти Ю. Пилсудского (1926). Покончил жизнь самоубийством.
Предпринял одну из первых попыток создать теорию правопонимания, тесно увязывая возникновение юридич. норм с психологич. импульсами и устоявшимися алгоритмами поведения человека. Рассматривал все проявления человеческой деятельности, в т. ч. право и государство, как функцию психики («Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология», 1905; «Теория права и государства в связи с теорией нравственности», 2-е изд., т. 1–2, 1909–10). Традиц. деление психич. явлений на сознание, чувство и волю П. дополнил категорией «эмоция», которую считал гл. определяющим поведение людей фактором.
П. выделял право официальное и неофициальное, позитивное (гетерономное) и интуитивное (автономное). Офиц. право, установленное и гарантированное гос-вом, действует наряду с неофициальным, имеющим индивидуально-изменчивый характер и определяющимся условиями и обстоятельствами жизни каждого человека («интуитивных прав столько, сколько индивидов»). В то же время П. считал, что можно выделить общие черты интуитивного права отд. групп (напр., семьи) и больших масс людей (напр., класса). Полагал, что рациональная деятельность индивидуума лишь в малой степени определяет характер права. Оно формируется как негласные и даже иногда невербализованные конвенции, прежде всего благодаря стихийному развитию правосознания общества, постоянно накапливающего опыт нормотворчества в результате межличностных коммуникаций. В отличие от позитивного права, интуитивное право динамично, в своей эволюции оно способно быстро реагировать на потребности практич. жизни и изменяться в соответствии с этим. Позитивное право должно вбирать в себя «аксиомы» интуитивного права, в противном случае углубляющееся расхождение между ними может стать источником острых конфликтов и социальных потрясений.
Поскольку действие права как психич. фактора обществ. жизни состоит, по мнению П., «в возбуждении или подавлении мотивов к различным действиям и воздержаниям (мотивационное или импульсивное действие права)», а также «в укреплении и развитии одних склонностей и черт человеческого характера, в ослаблении и искоренении других (педагогическое действие права)», П. считал необходимым создание науки «политики права» («эмоциональной социологии») для целенаправленного совершенствования «индивидуального и массового поведения» посредством надлежащей «правовой мотивации».
Психолого-правовые идеи П. оказали влияние на сов. правоведение 1920-х гг. (М. А. Рейснер), а также на развитие юриспруденции в Зап. Европе и США, где они были восприняты благодаря усилиям его учеников – Г. Д. Гурвича, Н. С. Тимашева, П. А. Сорокина.
П. исследовал такие явления, как акционерный капитал и игру на бирже. По его мнению, игра на бирже определяется не столько экономич. конъюнктурой, сколько психологией участников рынка, далеко не всегда рационально осмысленными ожиданиями игроков. Соответственно, столь значимые для экономики изменения биржевых котировок лишь косвенным образом зависят от процессов в сфере производства.