Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Е́ЛЬЦИН

Е́ЛЬЦИН Борис Николаевич (1.2.1931, село Бутка Талицкого района Уральской области, ныне Свердловской области – 23.4.2007, Москва), первый президент Рос. Федерации [10.7.1991 (до 25.12.1991 – РСФСР) – 31.12.1999], сов. партийный, рос. гос. деятель, пред. ВС РСФСР (29.5.1990–10.7.1991), Главнокомандующий Вооруж. Силами РФ (7.5.1992–31.12.1999).

Окон­чил стро­ит. ф-т Ураль­ско­го по­ли­тех­нич. ин-та (1955). Чл. КПСС (1961–90; вы­шел из пар­тии на 28-м съез­де). В 1955–68 на разл. долж­но­стях в стро­ит. ор­га­ни­за­ци­ях. Зав. от­де­лом строи­тель­ст­ва (1968–75), сек­ре­тарь (1975–76), 1-й сек­ре­тарь (1976–85) Сверд­лов­ско­го об­ко­ма КПСС. Чл. (1981–90), сек­ре­тарь (июль 1985 – февр. 1986) ЦК КПСС; кан­ди­дат в члены По­лит­бю­ро ЦК КПСС (1986–88). С дек. 1985 1-й сек­ре­тарь Моск. гор­. к-та КПСС, про­вёл «чи­ст­ку» кад­ров в моск. парт. ор­га­ни­за­ции, при­об­рёл ре­пу­та­цию ре­ши­тель­но­го бор­ца с кор­руп­ци­ей и но­менк­ла­турны­ми при­ви­ле­гия­ми. На Пле­ну­ме ЦК КПСС (окт. 1987) вы­сту­пил с кри­ти­кой тем­пов пе­ре­строй­ки, на­стаи­вал на бо­лее ре­ши­тель­ных пре­об­ра­зо­ва­ни­ях, кри­ти­ко­вал ру­ко­во­дство КПСС. В но­яб. 1987 от­стра­нён от долж­но­сти ру­ко­во­ди­те­ля Моск. гор. к-та КПСС, назначен 1-м зам. пред. Госстроя СССР в ранге министра, занимал эту должность до марта 1989.

По­пу­ляр­ность Е. воз­рос­ла по­сле его ре­чи на 19-й Все­со­юз­ной парт­кон­фе­рен­ции (июнь – июль 1988), ко­гда он вы­сту­пил с кри­ти­кой парт­но­менк­ла­ту­ры и вы­ска­зал­ся за вве­де­ние пря­мых и тай­ных вы­бо­ров ге­не­раль­но­го сек­ре­та­ря КПСС, ог­ра­ни­че­ние вре­ме­ни пре­бы­ва­ния на этой долж­но­сти (не бо­лее двух сро­ков) и вве­де­ние воз­рас­тно­го цен­за (не стар­ше 65 лет). Вес­ной 1989 Е. по­лу­чил пред­ло­же­ние поч­ти в 200 ок­ру­гах стать кан­ди­да­том на вы­бо­рах в нар. де­пу­та­ты СССР, ко­то­рые впер­вые в стра­не про­во­ди­лись на аль­тер­на­тив­ной ос­но­ве. По­бе­дил с по­дав­ляю­щим пе­ре­ве­сом в го­ло­сах из­би­ра­те­лей. Был вклю­чён в со­став Со­ве­та на­цио­наль­но­стей ВС СССР от РСФСР. Чл. Пре­зи­диу­ма, ру­ко­во­ди­тель К-та строи­тель­ст­ва и ар­хи­тек­ту­ры ВС СССР (до 1990). Во вре­мя ра­бо­ты 1-го Съез­да нар. де­пу­та­тов СССР (май – июнь 1989) из­бран со­пред­се­да­те­лем (на­ря­ду с Ю. Н. Афа­нась­е­вым, В. А. Паль­мом, Г. Х. По­по­вым, А. Д. Са­ха­ро­вым) Меж­ре­гио­наль­ной де­пу­тат­ской груп­пы. В 1990, по­сле смер­ти Са­ха­ро­ва, стал ли­де­ром ли­бе­раль­ной оп­по­зи­ции, офор­мив­шей­ся в об­ществ.-по­ли­тич. дви­же­ние «Де­мо­кра­ти­че­ская Рос­сия».

Вес­ной 1990 из­бран нар. де­пу­та­том РСФСР от Сверд­лов­ска (ныне Ека­те­рин­бург), на 1-м Съез­де нар. де­пу­та­тов – пред. ВС РСФСР. После про­воз­гла­ше­ния гос. су­ве­ре­ни­те­та ря­дом со­юз­ных рес­пуб­лик (Азер­бай­джан, Ар­ме­ния, Гру­зия, Лат­вия, Лит­ва, Эс­то­ния) ини­ции­ров­ал при­ня­тие съез­дом Дек­ла­ра­ции о гос. су­ве­ре­ни­те­те РСФСР (12.6.1990), про­воз­гла­сив­шей вер­хо­вен­ст­во рес­пуб­ли­кан­ских кон­сти­ту­ций и за­ко­нов над со­юз­ны­ми (так­же ВС РСФСР при­нял за­кон от 24.10.1990, пре­дос­тав­ляв­ший рос. ор­га­нам вла­сти пра­во при­ос­та­нав­ли­вать дей­ст­вие со­юз­ных ак­тов в слу­чае, ес­ли они на­ру­ша­ли су­ве­ре­ни­тет РСФСР). В 1990 ВС РСФСР при­нял ряд нор­ма­тив­ных до­ку­мен­тов, на­прав­лен­ных на пе­ре­под­чи­не­ние со­юз­ной соб­ст­вен­но­сти и со­юз­ных струк­тур рос. ор­га­нам вла­сти: 13.7.1990 уч­ре­ж­дён Гос. банк РСФСР, под­от­чёт­ный ВС РСФСР [по за­ко­ну от 2.12.1990 о Цен­траль­ном бан­ке РСФСР (Бан­ке Рос­сии) ему бы­ли пе­ре­да­ны функ­ции глав­но­го бан­ка на тер­ри­то­рии РСФСР], принят За­кон «О соб­ст­вен­но­сти в РСФСР» (24.12.1990) и ряд других. Е. под­пи­сал пря­мые дву­сто­рон­ние до­го­во­ры с УССР и Ка­зах. ССР (но­яб. 1990), Латв., Ли­тов. и Эст. рес­пуб­ли­ка­ми (1991) на ос­но­ве при­зна­ния вза­им­но­го су­ве­ре­ни­те­та, не­вме­ша­тель­ст­ва рес­пуб­лик во внутр. де­ла друг дру­га, не­ру­ши­мо­сти су­ще­ст­вую­щих рес­пуб­ли­кан­ских гра­ниц.

По­сле пре­дос­тав­ле­ния 4-м Съез­дом нар. де­пу­та­тов СССР чрез­вы­чай­ных пол­но­мо­чий по управ­ле­нию стра­ной пре­зи­ден­ту СССР М. С. Гор­ба­чё­ву (дек. 1990) и столк­но­ве­ний гражд. на­се­ле­ния с под­раз­де­ле­ния­ми ар­мии и МВД в Виль­ню­се и Ри­ге (янв. 1991) Е. в вы­сту­п­ле­нии по те­ле­ви­де­нию (19.2.1991) по­тре­бо­вал от Горбачёва не­мед­лен­но уй­ти в от­став­ку, пе­ре­дав всю пол­но­ту вла­сти Со­ве­ту Фе­де­ра­ции, со­сто­яв­ше­му из глав со­юз­ных рес­пуб­лик. Ре­ше­ние о вве­де­нии по­ста Пре­зи­ден­та РСФСР бы­ло под­дер­жа­но на все­рос. ре­фе­рен­ду­ме 17.3.1991. 28.3.1991 на 3-м вне­оче­ред­ном Съез­де нар. де­пу­та­тов РСФСР Е. вы­сту­пил про­тив вы­дви­ну­то­го Гор­ба­чё­вым про­ек­та но­во­го Со­юз­но­го до­го­во­ра, вы­ска­зал­ся за пре­об­ра­зо­ва­ние СССР в «со­юз су­ве­рен­ных го­су­дарств», на­де­лён­ный функ­ция­ми, пе­ре­дан­ны­ми ему рес­пуб­ли­ка­ми (к это­му вре­ме­ни все со­юз­ные рес­пуб­ли­ки СССР при­ня­ли до­ку­мен­ты о гос. су­ве­ре­ни­те­те). В ию­не 1991 на пре­зи­дент­ских вы­бо­рах в РСФСР Е. по­бе­дил с су­ще­ст­вен­ным от­ры­вом от сво­их со­пер­ни­ков. Ука­зом от 20.7.1991 он пре­кра­тил дея­тель­ность ор­га­ни­за­ци­он­ных струк­тур КПСС в гос. ор­га­нах, уч­ре­ж­де­ни­ях и ор­га­ни­за­ци­ях РСФСР. В ус­ло­ви­ях Ав­гу­стов­ско­го кри­зи­са 1991 Е. ук­ре­пил по­зи­ции нац. ли­де­ра. Опе­ра­тив­но со­брав сво­их сто­рон­ни­ков воз­ле зда­ния ВС РСФСР (т. н. Бе­ло­го до­ма), он воз­гла­вил борь­бу с ГКЧП и одер­жал бе­зо­го­во­роч­ную по­бе­ду. В дни пут­ча ВС РСФСР по­ста­нов­ле­ни­ем от 21.8.1991 пре­дос­та­вил Е. пра­во от­стра­нять от долж­но­сти пред­се­да­те­лей Со­ве­тов нар. де­пу­та­тов всех уров­ней в слу­чае не­ис­пол­не­ния ими за­ко­но­да­тель­ст­ва РСФСР, ука­зов Пре­зи­ден­та и ак­тов Пра­ви­тель­ст­ва Рос­сии, а так­же еди­но­лич­но на­зна­чать и ос­во­бо­ж­дать от долж­но­сти глав ад­ми­ни­ст­ра­ций кра­ёв, об­лас­тей и др. (долж­но­сти вве­де­ны этим же по­ста­нов­ле­ни­ем). К кон. 1991 Е. на­зна­чил сво­их пред­ста­ви­те­лей бо­лее чем в 50 ре­гио­нов Рос­сии. Ука­зом от 23.8.1991 Е. при­ос­та­но­вил дея­тель­ность КП РСФСР на том ос­но­ва­нии, что она под­дер­жа­ла по­пыт­ку гос. пе­ре­во­ро­та (ука­зом от 6.11.1991 за­пре­тил на тер­ри­то­рии РСФСР дея­тель­ность КПСС и КП РСФСР; ле­галь­ная дея­тель­ность Ком­му­ни­стич. пар­тии вос­ста­нов­ле­на по ре­ше­нию Кон­сти­ту­ци­он­но­го су­да РФ от 30.11.1992). 2 сент. Е., Гор­ба­чёв и выс­шие ру­ко­во­ди­те­ли со­юз­ных рес­пуб­лик вы­сту­пи­ли с за­яв­ле­ни­ем, в ко­то­ром объ­я­ви­ли о соз­да­нии на пе­ре­ход­ный пе­ри­од (до при­ня­тия но­вой кон­сти­ту­ции) но­во­го ор­га­на – Гос. со­ве­та (Пре­зи­дент СССР и ру­ко­во­ди­те­ли со­юз­ных рес­пуб­лик) для со­гла­со­ва­ния во­про­сов внутр. и внеш­ней по­ли­ти­ки, за­тра­ги­ваю­щих об­щие ин­те­ре­сы рес­пуб­лик. За­ко­ном СССР от 5.9.1991 был уп­разд­нён Ка­би­нет ми­ни­ст­ров СССР.

Во­зоб­но­вив­ший свою ра­бо­ту 28.10.1991 5-й Съезд нар. де­пу­та­тов РСФСР (пер­во­на­чаль­но за­се­дал 10–17.7.1991) рас­ши­рил пол­но­мо­чия Пре­зи­ден­та РСФСР, пре­дос­та­вив Е. пра­во сфор­ми­ро­вать «ка­би­нет ре­форм», са­мо­стоя­тель­но ре­шать кад­ро­вые во­про­сы в сис­те­ме ис­пол­нит. вла­сти, в те­че­ние го­да воз­глав­лять пра­ви­тель­ст­во и из­да­вать ука­зы, имею­щие си­лу за­ко­на, при­ос­та­нав­ли­вать дей­ст­вие ак­тов глав ис­пол­нит. вла­сти рес­пуб­лик в со­ста­ве РСФСР, ес­ли они про­ти­во­ре­чат Кон­сти­ту­ции и за­ко­нам РСФСР, а с янв. 1992 – при­сту­пить к ра­ди­каль­ной эко­но­мич. ре­фор­ме. 6.11.1991 Е. сфор­ми­ро­вал и воз­гла­вил Пра­ви­тель­ст­во РСФСР. 15.11.1991 под­пи­сал па­кет пре­зи­дент­ских ука­зов и пра­ви­тельств. рас­по­ря­же­ний, на­прав­лен­ных на за­ме­ну об­ще­со­юз­ных ор­га­нов управ­ле­ния рос­сий­ски­ми. 8 дек. Е. совм. с ру­ко­во­ди­те­ля­ми УССР и БССР под­пи­сал Бе­ло­веж­ские со­гла­ше­ния 1991, в ко­то­рых бы­ло за­яв­ле­но о пре­кра­ще­нии су­ще­ст­во­ва­ния СССР как гео­по­ли­тич. ре­аль­но­сти и субъ­ек­та ме­ж­ду­нар. пра­ва и о соз­да­нии Со­дру­же­ст­ва Не­за­ви­си­мых Го­су­дарств (СНГ) без еди­ных ор­га­нов вла­сти и управ­ле­ния. Со­гла­ше­ния бы­ли ра­ти­фи­ци­ро­ва­ны по­ста­нов­ле­ни­ем ВС РСФСР от 12.12.1991.

Ос­нов­ны­ми свои­ми за­да­ча­ми Е. счи­тал слом ста­рой, со­циа­ли­стич. сис­те­мы в об­лас­ти по­ли­ти­че­ской, эко­но­ми­че­ской, со­ци­аль­ной; соз­да­ние ос­но­вы но­во­го де­мо­кра­тич. строя, ба­зи­рую­ще­го­ся на ры­ноч­ной эко­но­ми­ке и со­блю­де­нии осн. гражд. сво­бод; со­хра­не­ние тер­ри­то­ри­аль­ной це­ло­ст­но­сти стра­ны и её гео­по­ли­тич. зна­че­ния. Все эти за­да­чи ему при­шлось ре­шать в ус­ло­ви­ях глубокого эко­но­мич. спа­да, вы­зван­но­го рез­ким па­де­ни­ем ми­ро­вых цен на нефть (осн. экс­порт­но­го ре­сур­са РФ), не­га­тив­ных со­ци­аль­но-эко­но­мич. по­след­ст­вий быстрого пе­ре­хо­да с пла­но­вой на ры­ноч­ную эко­но­ми­ку, на­ли­чия мощ­ной по­ли­тич. оп­по­зи­ции, раз­вёр­ты­ва­ния те­не­вой и оли­гар­хич. эко­но­ми­ки при сла­бо­сти гос. управ­ле­ния.

Внутренняя политика

 Столк­нув­шись с на­рас­та­ни­ем де­зин­те­гра­ци­он­ных про­цес­сов, Е. при­нял ме­ры, на­прав­лен­ные на со­хра­не­ние по­ли­ти­ко-эко­но­мич. це­ло­ст­но­сти Рос­сии. По его ини­циа­ти­ве 31.3.1992 в Мо­ск­ве пол­но­моч­ны­ми пред­ста­ви­те­ля­ми РФ и субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции был под­пи­сан Фе­де­ра­тив­ный до­го­вор, ко­то­рый оп­ре­де­лил ос­но­вы взаи­мо­от­но­ше­ний ме­ж­ду субъ­ек­та­ми РФ и фе­де­раль­ным цен­тром.

Вес­ной 1992 под­держ­ка кур­са ре­форм, про­во­ди­мо­го Е., в об­ще­ст­ве и по­ли­тич. кру­гах ста­ла со­кра­щать­ся. Е. столк­нул­ся с ожес­то­чён­ным про­ти­во­стоя­ни­ем оп­по­зи­ци­он­но на­стро­ен­ной час­ти Съез­да нар. де­пу­та­тов по во­про­сам о вла­сти (пол­но­мо­чи­ях пар­ла­мен­та и пре­зи­ден­та), о ме­то­дах, тем­пах и ха­рак­те­ре про­во­ди­мых ре­форм. Офор­мив­шая­ся в ан­ти­пре­зи­дент­ский блок «Рос­сий­ское един­ст­во» оп­по­зи­ция вы­сту­па­ла за ли­ше­ние Е. чрез­вы­чай­ных пол­но­мо­чий и от­став­ку пра­ви­тель­ст­ва Е. Т. Гай­да­ра, выражала рез­кое недовольство ходом экономических ре­форм.

Оп­по­зи­цию под­дер­жал воз­глав­ляв­ший с ию­ля 1991 ВС РСФСР Р. И. Хас­бу­ла­тов. На 9-м вне­оче­ред­ном Съез­де нар. де­пу­та­тов (26–29.3.1993) кон­фликт при­вёл к по­пыт­ке от­ре­ше­ния от долж­ности пре­зи­ден­та (им­пич­мен­та), про­тив­ни­ки Е. не смог­ли на­брать ква­ли­фи­ци­ро­ван­но­го боль­шин­ст­ва го­ло­сов. По ини­циа­ти­ве Е. 25.4.1993 был про­ве­дён ре­фе­рен­дум – фак­ти­че­ски о до­ве­рии пре­зи­ден­ту и Съез­ду нар. де­пу­та­тов, на ко­то­ром боль­шин­ст­во гра­ж­дан под­дер­жа­ло пре­зи­ден­та.

Что­бы обес­пе­чить пра­во­вой вы­ход из уг­луб­ляв­ше­го­ся кри­зи­са гос. вла­сти, гро­зив­ше­го раз­ва­лом стра­ны и по­те­рей су­ве­ре­ни­те­та, Е. 20.5.1993 из­да­ёт Указ «О со­зы­ве Кон­сти­ту­ци­он­но­го со­ве­ща­ния и за­вер­ше­нии под­го­тов­ки про­ек­та Кон­сти­ту­ции РФ». На ос­но­ва­нии про­ек­тов, пред­ло­жен­ных пре­зи­ден­том и Кон­сти­ту­ци­он­ной ко­мис­си­ей Съез­да нар. де­пу­та­тов, а так­же мно­го­числ. за­ме­ча­ний и пред­ло­же­ний, по­сту­пив­ших от гра­ж­дан, гос. и об­ще­ств. ор­га­ни­за­ций, Кон­сти­ту­ци­он­ное со­ве­ща­ние под­го­то­ви­ло про­ект но­вой Кон­сти­ту­ции РФ. Ука­зом от 21.9.1993 Е. по­ста­но­вил «пре­рвать осу­ще­ст­в­ле­ние за­ко­но­да­тель­ной, рас­по­ря­ди­тель­ной и кон­троль­ной функ­ций Съез­дом на­род­ных де­пу­та­тов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и Вер­хов­ным Со­ве­том Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» и до на­ча­ла ра­бо­ты но­во­го двух­па­лат­но­го пар­ла­мен­та – Фе­де­раль­но­го со­б­ра­ния РФ ру­ко­во­дство­вать­ся ука­за­ми пре­зи­ден­та и по­ста­нов­ле­ния­ми пра­ви­тель­ст­ва. Нар. де­пу­та­ты ока­за­ли со­про­тив­ле­ние, раз­ра­зил­ся Ок­тябрь­ский кри­зис 1993, за­кон­чив­ший­ся по­бе­дой Е.

12.12.1993 на все­на­род­ном го­ло­со­ва­нии бы­ла при­ня­та Кон­сти­ту­ция РФ и из­бра­на Гос. ду­ма. Кон­сти­ту­ция 1993 оп­ре­де­ли­ла ос­но­вы гос. строя, ор­га­ни­за­цию гос. вла­сти, от­но­ше­ния гра­ж­да­ни­на и го­су­дар­ст­ва. Кон­сти­ту­ция Е. су­ще­ст­вен­но из­ме­ни­ла струк­ту­ру выс­ших ор­га­нов гос. вла­сти, от­ка­за­лась от идеи «все­вла­стия Со­ве­тов», ввела прин­цип раз­де­ле­ния вла­стей и за­ло­жи­ла ос­но­вы де­мо­кра­тич. фе­де­ра­тив­но­го уст­рой­ст­ва Рос­сии. При­зна­вая и га­ран­ти­руя пра­ва че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на, в рав­ной ме­ре за­щи­щая все фор­мы соб­ст­вен­но­сти, Кон­сти­ту­ция 1993 обес­пе­чи­ва­ла в стра­не раз­ви­тие гра­жд. об­ще­ст­ва. Е. со­дей­ст­во­вал ста­нов­ле­нию и ук­ре­п­ле­нию но­вых для пост­со­вет­ской Рос­сии ин­сти­ту­тов гра­жд. об­ще­ст­ва. Од­ним из при­ори­те­тов внутр. по­ли­ти­ки ста­ло обес­пе­че­ние сво­бо­ды сло­ва и раз­ви­тие отеч. СМИ. В стра­не дей­ст­во­ва­ла де­мо­кра­тич. из­би­ра­тель­ная сис­те­ма, су­ще­ст­во­ва­ла ре­аль­ная мно­го­пар­тий­ность. В со­от­вет­ст­вии с рос. ци­ви­ли­за­ци­он­ны­ми осо­бен­но­стя­ми и ме­ж­ду­на­род­но-пра­во­вы­ми обя­за­тель­ст­ва­ми Е. бы­ла вы­строе­на сис­те­ма от­но­ше­ний го­су­дар­ст­ва с тра­диц. кон­фес­си­ями и др. ре­лиг. ор­га­ни­за­ция­ми. Вы­сту­пая кон­сти­ту­ци­он­ным га­ран­том прав че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на, Е. со­з­дал и ук­ре­пил за­ко­но­дат. ос­но­вы право­за­щит­ной дея­тель­но­сти.

В ус­ло­ви­ях уг­луб­ляю­ще­го­ся со­ци­аль­но-эко­но­мич. кри­зи­са, про­явив­ше­го­ся в об­валь­ном на­рас­та­нии не­пла­те­жей, спа­де в пром-сти и с. х-ве, ост­рой со­ци­аль­ной не­за­щи­щён­но­сти на­се­ле­ния, разгуле пре­ступ­но­сти, Е. вес­ной 1994 про­воз­гла­сил курс на дос­ти­же­ние об­ществ. со­гла­сия. Од­на­ко ле­том и осе­нью 1994 по­литич. кри­зис в став­шей де-фак­то не­за­ви­си­мой Че­чен­ской Рес­пуб­ли­ке вы­лил­ся в ряд кро­во­про­лит­ных во­оруж. столк­но­ве­ний, уг­ро­жав­ших рас­про­стра­не­ни­ем тер­ро­ри­стич. ак­тив­но­сти на со­пре­дель­ные рес­пуб­ли­ки Северного Кав­ка­за. На вос­ста­нов­ле­ние кон­сти­ту­ци­он­но­го по­ряд­ка в «мя­теж­ном» ре­гио­не был на­прав­лен ряд ука­зов Е., в т. ч. Указ «О ме­рах по пре­се­че­нию дея­тель­но­сти не­за­кон­ных воо­ру­жён­ных фор­ми­ро­ва­ний на тер­ри­то­рии Че­чен­ской Рес­пуб­ли­ки», на ос­но­ва­нии ко­то­ро­го 11.12.1994 в Чеч­ню во­шли под­раз­де­ле­ния Мин-ва обо­ро­ны и МВД Рос­сии и на­ча­лась 1-я че­чен­ская кам­па­ния (1994–96). Бое­вые дей­ст­вия при­ня­ли за­тяж­ной ха­рак­тер и при­ве­ли к мно­го­числ. жерт­вам, рос­ту ан­ти­рос­сий­ских на­строе­ний в Чеч­не и рез­ко­му уси­ле­нию кри­ти­ки дей­ст­вий Е. и фе­де­раль­ных вла­стей на Северном Кав­ка­зе, в т. ч. со сто­ро­ны под­дер­жи­вав­ших Е. пра­воли­бе­раль­ных сил («Де­мо­кра­ти­че­ский вы­бор Рос­сии», «Яблоко»).

Вы­бо­ры в Гос. ду­му в дек. 1995 при­ве­ли к со­кра­ще­нию по­ли­тич. под­держ­ки Е. в выс­шем за­ко­но­дат. ор­га­не стра­ны. За ис­клю­че­ни­ем ори­ен­ти­ро­ван­ной на пред­се­да­те­ля Пра­ви­тель­ства РФ В. С. Чер­но­мыр­ди­на фрак­ции «Наш дом – Рос­сия» и вы­ра­жав­шей ин­те­ре­сы глав ре­гио­нов–до­но­ров де­пу­тат­ской груп­пы «Но­вая ре­гио­наль­ная по­ли­ти­ка», боль­шин­ст­во в па­ла­те со­став­ля­ли пред­ста­ви­те­ли пра­вой и ле­вой оп­по­зи­ции.

Во вре­мя пре­зи­дент­ских вы­бо­ров вес­ной – ле­том 1996 во­круг Е. спло­ти­лись по­ли­тич. си­лы, по­ста­вив­шие сво­ей це­лью не до­пус­тить в стра­не ком­му­ни­стич. «ре­ван­ша». За­няв­ший 3-е ме­сто в 1-м ту­ре го­ло­со­ва­ния ген. А. И. Ле­бедь, вы­сту­пав­ший с на­цио­нал-пат­рио­тич. пред­вы­бор­ной про­грам­мой, при­звал сво­их сто­рон­ни­ков под­дер­жать кан­ди­да­ту­ру Е., и 3.7.1996 во 2-м ту­ре го­ло­со­ва­ния Е. стал пре­зи­ден­том на сле­дую­щий срок.

31.8.1996 под­пи­са­ни­ем Ха­са­вюрт­овских со­гла­ше­ний за­кон­чи­лась 1-я че­чен­ская кам­па­ния, так и не ре­шив­шая во­про­сы ста­ту­са Че­чен­ской Рес­пуб­ли­ки в со­ста­ве РФ. Ре­ги­он был фак­ти­че­ски от­дан под власть по­ле­вых ко­ман­ди­ров, что оз­на­ме­но­ва­ло раз­гул тер­ро­риз­ма и пре­ступ­но­сти.

Внут­ри­по­ли­ти­че­ской «ре­ак­ци­ей» на по­бе­ду Е. на пре­зи­дент­ских вы­бо­рах ста­ла кон­со­ли­да­ция ком­му­ни­стич. оп­по­зи­ции, су­мев­шей вы­иг­рать гу­бер­на­тор­ские вы­бо­ры в це­лом ря­де рос. ре­гио­нов и уси­лить своё влия­ние в Фе­де­раль­ном со­б­ра­нии. Под­держ­ка цен­три­ст­ских сил («Наш дом – Рос­сия») и тя­го­тев­ших к ним де­пу­та­тов-од­но­ман­дат­ни­ков, с од­ной сто­ро­ны, и ком­про­мисс­ная по­зи­ция глав ис­пол­нит. и за­ко­но­дат. вла­сти, со­став­ляв­ших Со­вет Фе­де­ра­ции, – с дру­гой, в 1996–98 ос­та­ва­лись осн. ре­сур­са­ми ад­ми­ни­ст­ра­ции Е. для влия­ния на внут­ри­по­ли­тич. си­туа­цию. 2-й пре­зи­дент­ский срок Е. был бес­пре­це­ден­тен по чис­лу вы­не­сен­ных пре­зи­дент­ских «ве­то» на при­ня­тые Гос. ду­мой за­ко­ны.

В мар­те 1998 был отправлен в от­став­ку с по­ста пред­се­да­те­ля пра­ви­тель­ст­ва В. С. Чер­но­мыр­дин, бес­смен­но воз­глав­ляв­ший ка­би­нет ми­ни­ст­ров с 1992. Но­вое пра­ви­тель­ст­во, сфор­ми­ро­ван­ное С. В. Ки­ри­ен­ко, при­дер­жи­вав­ше­го­ся пра­воли­бе­раль­ных по­ли­тич. взгля­дов, не смог­ло за не­пол­ных 4 ме­ся­ца вы­пра­вить пе­ре­ко­сы в фи­нан­со­во-кре­дит­ной и эко­но­мич. по­ли­ти­ке и пре­до­твра­тить де­фолт в авг. 1998. Вне­се­ние Е. в Гос. ду­му кан­ди­да­ту­ры Е. М. При­ма­ко­ва в ус­ло­ви­ях раз­ра­зив­ше­го­ся в конце ав­гу­ста – начале сен­тяб­ря по­ли­тич. кри­зи­са ста­ло ре­зуль­та­том ком­про­мис­са с ле­вой оп­по­зи­ци­ей, но не смяг­чи­ло ожес­то­чён­но­го про­ти­во­стоя­ния пре­зи­ден­та и ком­му­ни­стов.

Осе­нью 1998 Гос. ду­ма по пред­ло­же­нию фрак­ции КПРФ вновь ини­ции­ро­ва­ла про­цесс от­ре­ше­ния Е. от долж­но­сти, предъ­я­вив ему об­ви­не­ния в раз­ва­ле СССР, раз­го­не пар­ла­мен­та в 1993, раз­вя­зы­ва­нии вой­ны в Чеч­не, раз­ва­ле ар­мии и ге­но­ци­де про­тив собств. на­ро­да, но при го­ло­со­ва­нии 15.5.1999 ни по од­но­му из 5 пунк­тов не бы­ло на­бра­но ква­ли­фи­ци­ров. боль­шин­ст­ва го­ло­сов. В мае 1999 Е. от­правил в от­став­ку пра­ви­тель­ст­во При­ма­ко­ва, и в стра­не раз­вер­ну­лась ост­рая по­ли­тич. борь­ба по вы­бо­рам в Гос. ду­му. По­зи­ции про­пра­ви­тель­ст­вен­ной пар­тии «Наш дом – Рос­сия» за­мет­но ос­ла­бе­ли, и на цен­три­ст­ском по­ле сло­жи­лась силь­ная по­ли­тич. коа­ли­ция «Оте­че­ст­во – Вся Рос­сия», объ­е­ди­нив­шая­ся во­круг мэ­ра Мо­ск­вы Ю. М. Луж­ко­ва, пре­зи­ден­та Рес­пуб­ли­ки Та­тар­стан М. Ш. Шай­мие­ва и экс-пре­мье­ра При­ма­ко­ва.

Сме­на С. В. Сте­па­ши­на, воз­глав­ляв­ше­го пра­ви­тель­ство в мае – августе 1999, на В. В. Пу­ти­на на по­сту пред­се­да­те­ля пра­ви­тель­ст­ва про­ис­хо­ди­ла в об­ста­нов­ке рез­ко­го обо­ст­ре­ния во­ен­но-по­ли­тиче­ской си­туа­ции во­круг Че­чен­ской Рес­пуб­ли­ки и на­ча­ла 2-й че­чен­ской кам­па­нии. Взры­вы жи­лых до­мов в Буй­нак­ске, Мо­ск­ве и Вол­го­дон­ске в сент. 1999 по­ка­за­ли, что в тер­ро­ри­стической дея­тель­но­сти че­чен­ские бое­ви­ки не на­ме­ре­ны ог­ра­ни­чи­вать­ся Северным Кав­ка­зом. Воз­ник­ла серь­ёз­ная уг­ро­за нац. безо­пас­но­сти и гос. су­ве­ре­ни­те­ту. По­сле ме­ся­ца возд. бом­бар­ди­ро­вок баз бое­ви­ков рос­сий­ски­ми ВВС 30 сент. на­ча­лась на­зем­ная опе­ра­ция, в ре­зуль­та­те ко­то­рой к дек. 1999 фе­де­раль­ные си­лы кон­тро­ли­ро­ва­ли всю рав­нин­ную часть тер­ри­то­рии Че­чен­ской Рес­пуб­ли­ки.

Соз­дан­ный при под­держ­ке ад­ми­ни­ст­ра­ции Е. избирательный блок «Един­ст­во» занял 2-е место по числу голосов на вы­бо­рах в Гос. ду­му в дек. 1999.

В об­лас­ти эко­но­ми­ки Е. был по­сле­дова­тель­ным сто­рон­ни­ком ра­ди­каль­ных ры­ноч­ных ре­форм и счи­тал воз­мож­ным в ко­рот­кие сро­ки про­вес­ти ко­рен­ную пе­ре­строй­ку эко­но­мич. сис­те­мы стра­ны. В 1990-е гг. бы­ла соз­да­на но­вая эко­но­мич. ин­фра­струк­ту­ра: сис­те­ма совр. ча­ст­ных бан­ков, ин­ве­сти­ци­он­ных ком­па­ний, бирж, ста­ли при­ме­нять­ся совр. фи­нан­со­вые ин­ст­ру­мен­ты. 2.1.1992 всту­пил в си­лу указ Е. о ли­бе­ра­ли­за­ции цен (под­пи­сан 3.12.1991). 29.1.1992 под­пи­сан Указ «О сво­бо­де тор­гов­ли». Ли­бе­ра­ли­за­ция цен при­ве­ла к их стре­ми­тель­но­му рос­ту (в 25 раз к кон. 1992), ги­пер­ин­фля­ция унич­то­жи­ла мно­го­лет­ние сбе­ре­же­ния гра­ж­дан, рез­ко ухуд­ши­лось по­ло­же­ние пен­сио­не­ров и ра­бот­ни­ков бюд­жет­ной сфе­ры. В пром-сти со­кра­щал­ся объ­ём вы­пус­кае­мой про­дук­ции при зна­чит. рос­те цен на из­де­лия. В ре­зуль­та­те пре­кра­ще­ния фи­нан­си­ро­ва­ния го­су­дар­ст­вом не­рен­та­бель­ных пред­при­ятий осо­бен­но ост­рым стал пла­тёж­ный кри­зис. Борь­ба пра­ви­тель­ст­ва с де­фи­ци­том гос. бюд­же­та (20% ВВП) при­ве­ла к со­кра­ще­нию рас­хо­дов на здра­во­охра­не­ние, об­ра­зо­ва­ние, обо­ро­ну, нау­ку, куль­ту­ру. В то же вре­мя по­тре­би­тель­ский ры­нок на­пол­нил­ся то­ва­ра­ми. В 1992–98 рос. ВВП со­кра­тил­ся на 44%, объ­ём пром. произ-ва – на 56%. Аб­со­лют­ный уро­вень ин­ве­сти­ций в 1990–98 сни­зил­ся на 3/4, а ин­ве­сти­ций про­из­вод­ст­вен­но­го на­зна­че­ния – на 4/5. Экс­порт ка­пи­та­ла из Рос­сии со­став­лял де­сят­ки млрд. долл., им­порт (без гос. зай­мов) – 3–4 млрд. долл. в год. По­сто­ян­ный де­фи­цит гос. бюд­же­та по­кры­вал­ся за счёт внутр. и внеш­них зай­мов (внутр. долг к сер. 1998 пре­вы­сил 25% ВВП, внеш­ний долг дос­тиг, по разл. под­счётам, от 135 до 170 млрд. долл.). К кон. 1990-х гг. су­ще­ст­вен­но вы­рос удель­ный вес те­не­вой эко­но­ми­ки. 17.8.1998 пра­ви­тель­ст­во объ­яви­ло де­фолт по внутр. дол­гу, что при­ве­ло к де­валь­ва­ции руб­ля по от­но­ше­нию к дол­ла­ру в 3 раза.

В нач. 1992 пра­ви­тель­ст­во при­сту­пи­ло к при­ва­ти­за­ции гос. и му­ни­ци­паль­но­го иму­ще­ст­ва. Про­грам­ма при­ва­ти­за­ции пер­во­на­чаль­но на ос­но­ва­нии За­ко­на РФ «О при­ва­ти­за­ции го­су­дар­ст­вен­ных и му­ни­ци­паль­ных пред­при­ятий в РФ» (3.7.1991) и Ука­за Пре­зи­ден­та РФ «Об ус­ко­ре­нии при­ва­ти­за­ции го­су­дар­ст­вен­ных и му­ни­ци­паль­ных пред­при­ятий» (29.12.1991) пре­ду­смат­ри­ва­ла ак­цио­ни­ро­ва­ние гос. пред­при­ятий, а так­же их кон­курс­ную или аук­ци­он­ную про­да­жу. Так­же пред­по­ла­га­лось от­кры­тие имен­ных при­ва­ти­за­ци­он­ных сче­тов гра­ж­дан и вы­пуск имен­ных при­ва­ти­за­ци­он­ных че­ков, ко­то­рые гра­ж­да­не мог­ли бы об­ме­нять на ак­ции. Но уже вес­ной 1992 6-й Съезд нар. де­пу­та­тов при­знал ход эко­но­мич. ре­форм не­удов­ле­тво­ри­тель­ным. Под влия­ни­ем про­мыш­лен­ни­ков в пра­ви­тельств. про­грам­му при­ва­ти­за­ции бы­ли вне­се­ны кор­рек­ти­вы, по­зво­ляв­шие тру­до­вым кол­лек­ти­вам вы­ку­пать по ос­та­точ­ной стои­мо­сти 51% ак­ций сво­их пред­при­ятий (указ от 1.7.1992), что на де­ле оз­на­ча­ло за­кре­п­ле­ние пре­иму­ществ за ад­ми­ни­ст­ра­ция­ми пе­ре­хо­див­ших в соб­ст­вен­ность объ­ек­тов. Од­на­ко уже в авг. 1992 Пре­зи­дент из­дал Указ «О вве­де­нии в дей­ст­вие сис­те­мы при­ва­ти­за­ци­он­ных че­ков в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» (14.8.1992), на ос­но­ва­нии ко­то­ро­го на­чал­ся вы­пуск че­ков «на предъ­я­ви­те­ля» (вау­че­ров), что, в свою оче­редь, при­ве­ло к их мас­со­вой скуп­ке и кон­цен­тра­ции в ру­ках не­мно­гих лиц. В со­от­вет­ст­вии с ука­зом Е. от 28.6.1994, ут­вер­див­шим но­вый по­ря­док при­ва­ти­за­ции, на­чал­ся «де­неж­ный» этап раз­го­су­дар­ст­вле­ния соб­ст­вен­но­сти. Указ Пре­зи­ден­та от 31.8.1995 пре­ду­смат­ри­вал пе­ре­да­чу на кон­курс­ной ос­но­ве кон­троль­ных па­ке­тов ак­ций круп­ней­ших гос. пред­при­ятий за­ин­те­ре­со­ван­ным бан­кам, ак­цио­нер­ным ком­па­ни­ям и др. в об­мен на кре­ди­ты (т. н. за­ло­го­вые аук­цио­ны), что фак­ти­че­ски вы­ли­лось в не­кон­ку­рент­ную про­да­жу ак­ций по за­ни­жен­ным це­нам.

Внешняя политика

По­сле рас­па­да СССР Рос­сия про­воз­гла­си­ла се­бя его пра­во­пре­ем­ни­цей и за­ня­ла в кон­це дек. 1991 ме­сто СССР в ООН и ОБСЕ. Со­ци­аль­ные и эко­но­мич. труд­но­сти, с ко­то­ры­ми столк­ну­лась Рос­сия в го­ды пре­зи­дент­ст­ва Е., ска­за­лись и на внеш­не­по­ли­тич. по­зи­ци­ях стра­ны. Обес­пе­че­ние нац. ин­те­ре­сов Рос­сии бы­ло за­труд­не­но, её су­ве­ре­ни­тет ока­зал­ся ос­лаб­лен из-за рез­ко­го сни­же­ния во­ен. и эко­но­мич. по­тен­циа­ла. Боль­шие внеш­ние фи­нан­со­вые кре­ди­ты вы­да­ва­лись на оп­ре­де­лён­ных политич. ус­ло­ви­ях. Всту­п­ле­ние в Па­риж­ский клуб на­ло­жи­ло на РФ обя­за­тель­ст­ва в пер­вую оче­редь вер­нуть кре­ди­ты, ко­то­рые ев­роп. стра­ны да­ва­ли СССР.

В 1992 бы­ли под­пи­са­ны дек­ла­ра­ция пре­зи­ден­тов Рос­сии и США и Хар­тия рос.-амер. парт­нёр­ст­ва и друж­бы, пре­ду­смат­ри­вав­шие от­каз сто­рон рас­смат­ри­вать друг дру­га в ка­че­ст­ве про­тив­ни­ков, при­вер­жен­ность пра­вам че­ло­ве­ка, эко­но­мич. сво­бо­де, под­держ­ку США ли­бе­раль­но­го кур­са Рос­сии, про­дол­же­ние про­цес­са со­кра­ще­ния во­ору­же­ний и со­труд­ни­че­ст­во в под­дер­жа­нии ре­гио­наль­ной и стра­те­гич. ста­биль­но­сти. В 1993 Рос­сия и США под­пи­са­ли До­го­вор о даль­ней­шем со­кра­ще­нии и ог­ра­ни­че­нии стра­те­гич. на­сту­пат. воо­ру­же­ний (СНВ-2), об­ра­зо­ва­ли меж­пра­ви­тельств. рос.-амер. ко­мис­сию по эко­но­мич. и тех­но­ло­гич. со­труд­ни­че­ст­ву (все­го в 1990-е гг. бы­ло под­пи­са­но св. 200 дву­сто­рон­них до­ку­мен­тов). Соз­на­вая, что раз­ру­ше­ние ба­лан­са сил де­ла­ет Рос­сию уяз­ви­мой пе­ред гло­баль­ны­ми пре­тен­зия­ми США, Е. без­ус­пеш­но пы­тал­ся про­ти­во­сто­ять по­пыт­кам рас­ши­ре­ния НАТО за счёт стран – быв. чле­нов Орг-ции Вар­шав­ско­го до­го­во­ра (Поль­ши, Че­хии, Венг­рии) и рес­пуб­лик быв. СССР (Лит­вы, Лат­вии, Эс­то­нии). 27.5.1997 в Па­ри­же Е., ге­не­раль­ный сек­ре­тарь НАТО Х. Со­ла­на и пред­ста­ви­те­ли 16 стран – чле­нов НАТО под­пи­са­ли Ос­но­во­по­ла­гаю­щий акт о вза­им­ных от­но­ше­ни­ях, со­труд­ни­че­ст­ве и безо­пас­но­сти, оп­ре­де­лив­ший це­ли и ме­ха­низм кон­суль­та­ций и со­труд­ни­че­ст­ва, со­вме­ст­но­го при­ня­тия ре­ше­ний и со­вме­ст­ных дей­ст­вий РФ и НАТО. В 1999 Е. пы­тал­ся про­ти­во­дей­ст­во­вать аг­рес­сии НАТО про­тив Юго­сла­вии, ко­то­рую оце­нил как серь­ёз­ный удар по сис­те­ме ме­ж­ду­нар. безо­пас­но­сти.

Пре­дот­вра­ще­нию даль­ней­ше­го ухуд­ше­ния гео­по­ли­тич. по­зи­ций Рос­сии в Ев­ро­пе и Азии спо­соб­ст­во­ва­ли Со­гла­ше­ние о парт­нёр­ст­ве и со­труд­ни­че­ст­ве с ЕС (1994), при­сое­ди­не­ние к «Боль­шой се­мёр­ке» (Ве­ли­ко­бри­та­ния, Гер­ма­ния, Ита­лия, Ка­на­да, США, Фран­ция, Япо­ния) и пре­вра­ще­ние её в «Боль­шую вось­мёр­ку» (1998). В 1996 Рос­сия ста­ла пол­но­прав­ным парт­нё­ром по диа­ло­гу с АСЕАН по со­вме­ст­но­му ре­ше­нию об­щих со­ци­аль­но-эко­но­мич. и по­ли­тич. во­про­сов.

Е. про­во­дил по­ли­ти­ку со­гла­со­ва­ния ин­те­ре­сов Рос­сии и стран СНГ. 15.5.1992 со­вме­ст­но с пре­зи­ден­та­ми шес­ти стран – чле­нов СНГ под­пи­сал в Таш­кен­те До­го­вор о кол­лек­тив­ной безо­пас­но­сти. Позд­нее к до­го­во­ру при­сое­ди­ни­лись Азер­бай­джан, Бе­ло­рус­сия, Гру­зия (1993). В нач. 1996 Е. сме­нил ру­ко­во­дство МИД. На­зна­че­ние на пост мин. ин. дел Е. М. При­ма­ко­ва вме­сто А. В. Ко­зы­ре­ва оз­на­чало пе­ре­ход к раз­но­век­тор­но­му кур­су, где от­но­ше­ния со стра­на­ми СНГ ста­ли од­ним из гл. при­ори­те­тов.

Осо­бое вни­ма­ние Е. уде­лял вос­соз­да­нию еди­но­го эко­но­мич. и фи­нан­со­во­го про­стран­ст­ва с Бе­ло­рус­си­ей. 2.4.1996 Е. и пре­зи­дент Республики Беларусь А. Г. Лу­ка­шен­ко под­пи­са­ли До­го­вор об об­ра­зо­ва­нии Со­об­ще­ст­ва Рос­сии и Беларуси (вес­ной 1997 пе­ре­име­но­ва­но в Со­юз, пред. его Ис­пол­нит. к-та стал Е.), в дек. 1998 они под­пи­са­ли Дек­ла­ра­цию о даль­ней­шем еди­не­нии Рос­сии и Бе­ло­рус­сии, 8.12.1999 – До­го­вор о соз­да­нии Со­юз­но­го го­с-ва и про­грам­му его реа­ли­за­ции. Од­на­ко ре­аль­но­го сбли­же­ния двух рес­пуб­лик не про­изош­ло.

Ука­зом от 31.12.1999 Е. сло­жил с се­бя пол­но­мо­чия пре­зи­ден­та и воз­ло­жил врем. ис­пол­не­ние его обя­зан­но­стей на председателя пра­ви­тель­ст­ва В. В. Пу­ти­на. По­сле 2000 ото­шёл от ак­тив­ной по­ли­тич. дея­тель­но­сти.

На­гра­ж­дён ор­де­на­ми Ле­ни­на (1981), «За за­слу­ги пе­ред Оте­че­ст­вом» 1-й сте­пе­ни (2001) и др.

Похоронен с воинскими почестями на  Новодевичьем кладбище в Москве. На могиле  надгробие в виде развевающегося флага России, выполненное из  белого мрамора, голубой византийской мозаики и красного порфира (скульптор Г. В. Франгулян).

Памятник Е. установлен в Екатеринбурге (2011, скульптор Г. В. Франгулян). Имя Е. носят Уральский федеральный университет, Кыргызско-Российский Славянский университет (Бишкек), улица в Екатеринбурге, пик на Тянь-Шане. В С.-Петербурге открыта Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина (2009). В Екатеринбурге в ноябре 2015 при участии двух преемников Е. – В. В. Путина и Д. А. Медведева, открыт мемориальный Ельцин-центр, объединяющий музейную экспозицию, архив, библиотеку, научно-исследовательский и образовательный компоненты.

Соч.: Ис­по­ведь на за­дан­ную те­му. М., 1990; За­пис­ки пре­зи­ден­та. М., 1994; Пре­зи­дент­ский ма­ра­фон. М., 2000.

Источ.: Переписка Президента Российской Федерации Бориса Николаевича Ельцина с главами государств и правительств, 1996–1999. Т. 1–2. М., 2011.

  • Е́ЛЬЦИН Борис Николаевич (1.2.1931–23.4.2007), первый президент Рос. Федерации, сов. партийный, рос. гос. деятель, пред. ВС РСФСР, Главнокомандующий Вооруж. Силами РФ (2007)
Вернуться к началу