Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОРУЖЕ́ЙНАЯ ПАЛА́ТА

Авторы: М. А. Зинько, Н. А. Истомина
Здание Оружейной палаты. 1806–12. Архитектор И. В. Еготов (разобрано в 1950-х гг.). Из книги «Картины России и быт разноплеменных её народов из путешествий П. П. Свиньина» (СПб., 1839). Гравюра неизве...

ОРУЖЕ́ЙНАЯ ПАЛА́ТА (Оруж­ни­чая па­лата, Ору­жей­ный при­каз), цент­раль­ное гос. уч­ре­ж­де­ние в Рос­сии в 16–18 вв., ве­дав­шее из­го­тов­ле­ни­ем, по­куп­кой и хра­не­ни­ем ог­не­стрель­но­го и хо­лод­но­го ору­жия, юве­лир­ных из­де­лий, про­из­ве­де­ний ико­но­пи­си и жи­во­пи­си; один из ста­рей­ших рос. му­зе­ев (с 1806). Впер­вые упо­мя­нута в ис­точ­ни­ках в 1547. Рас­по­ла­га­лась в Мо­с­ков­ском Крем­ле, на Ка­зён­ном дво­ре ме­ж­ду Ар­хан­гель­ским и Бла­го­ве­щен­ским со­бо­ра­ми (в 1737 зда­ние сго­ре­ло, спа­сён­ные цен­но­сти пе­ре­не­се­ны в Те­рем­ной дво­рец). Воз­глав­ля­лась пер­во­на­чаль­но оруж­ни­чим (до нач. 17 в. и в 1647–90), за­тем, как пра­ви­ло, боя­ра­ми и околь­ни­чи­ми (по­сле­до­ва­тель­но кн. Б. А. Реп­ни­ным, Г. Г. Пуш­ки­ным, Б. М. Хит­ро­во, И. М. Язы­ко­вым, П. В. Ше­ре­ме­те­вым, М. Т. Ли­ха­чё­вым, Ф. А. Го­ло­ви­ным и др.). Ру­ко­во­ди­ла при­ка­за­ми, ко­то­рые по­сле уп­разд­не­ния вклю­ча­лись в её со­став, – Брон­ным (дей­ст­во­вал в по­след­ней тре­ти 16 – нач. 17 вв.), Икон­ным (1621–38), Со­бор­но­го де­ла (1642–43, 1653–54), Стволь­ным (1647–95), Муш­кет­но­го де­ла (1653–54), а так­же Се­реб­ря­ной (1613–1700) и Зо­ло­той (1633–1700) па­ла­та­ми, за­ни­мав­ши­ми­ся из­го­тов­ле­ни­ем цен­ных пред­ме­тов для цар­ско­го и пат­ри­ар­ше­го дво­ров. В под­чи­не­нии О. п. на­хо­ди­лись ору­жей­ные [в Брон­ной сло­бо­де Мо­ск­вы, в сло­бо­дах Ту­лы, Ус­тюж­ны Же­ле­зо­поль­ской (ны­не г. Ус­тюж­на), Сер­пу­хо­ва и др.], юве­лир­ные, ико­но­пис­ная, жи­во­пис­ная, зо­ло­то­пис­ная и др. мас­тер­ские. В раз­ные го­ды при О. п. со­стоя­ли ору­жей­ни­ки Г. Н. и А. Г. Вят­ки­ны, Н. Да­вы­дов, И. Про­свит, ико­но­пис­цы и ху­дож­ни­ки И. А. Без­мин, И. Вла­ди­ми­ров, К. И. Зо­ло­та­рёв, Ф. Е. Зу­бов, Н. Е. Пав­ло­вец, С. Ф. Уша­ков, гра­вё­ры Л. К. Бу­нин, А. Ф. Зу­бов, И. Ф. Зу­бов, юве­ли­ры, се­реб­ря­ни­ки и эмаль­е­ры Г. О. Ов­до­ки­мов (Ев­до­ки­мов), И. По­пов, Д. Оси­пов и др., а так­же иностр. мас­те­ра (Г. Якуб, Д. Вух­терс, С. Ло­пуц­кий, Б. Сал­та­нов и др.) (все­го ок. 40 штат­ных мас­те­ров в 1610-е гг., св. 450 в 1680-е гг.). О. п. ор­га­ни­зо­вы­ва­ла ра­бо­ты по рос­пи­си, а так­же рес­тав­ра­ции со­бо­ров Мо­с­ков­ско­го Крем­ля, Гра­но­ви­той па­ла­ты, строе­ний во мно­гих мо­на­сты­рях и го­ро­дах, по оформ­ле­нию и бла­го­ус­т­рой­ст­ву цар­ских двор­цов в сё­лах Во­робь­ё­во, Из­май­ло­во и Ко­ло­мен­ское близ Мо­ск­вы (ны­не все в чер­те го­ро­да) и пр., с 1712 – по из­го­тов­ле­нию зна­мён для ка­ва­ле­рий­ских и пех. пол­ков. Обу­ча­ла ху­дож. ре­мёс­лам, ико­но­пи­си и жи­во­пи­си. Кон­тро­ли­ро­ва­ла клей­ме­ние из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов (1651–1711), из­го­тав­ли­ва­ла гер­бо­вую бу­ма­гу, ста­вя спец. клей­ма (с 1699), пе­ре­да­ва­ла её для про­да­жи в Бур­ми­стер­скую па­ла­ту (Ра­ту­шу), а с 1714 – на­пря­мую в гу­бер­нии, по­лу­ча­ла гер­бо­вый сбор при оформ­ле­нии сде­лок на этой бу­ма­ге (1699–1722). Управ­ля­ла Шко­лой ма­те­ма­ти­че­ских и на­ви­гац­ких на­ук (с 1701), спо­соб­ст­во­ва­ла под­го­тов­ке Л. Ф. Маг­ниц­ким пер­во­го отеч. учеб­ни­ка по ма­те­ма­ти­ке. Уча­ст­во­ва­ла в ор­га­ни­за­ции в Мо­ск­ве тор­жеств. празд­но­ва­ния по­бе­ды Рос­сии в Се­вер­ной вой­не 1700–21. Ука­зом Се­на­та от 24.8(4.9).1722 функ­ции О. п. по про­из-ву ору­жия пе­ре­да­ны Во­ен­ной кол­ле­гии, по клей­ме­нию гер­бо­вой бу­ма­ги – Ма­ну­фак­тур-кол­ле­гии, по по­лу­че­нию гер­бо­во­го сбо­ра – Штатс-кон­то­ре. Ука­зом Вер­хов­но­го тай­но­го со­ве­та от 23.12.1726(3.1.1727) О. п. объ­еди­не­на с Мас­тер­ской па­ла­той, пе­ре­да­на в управ­ле­ние кн. В. Ю. Одо­ев­ско­го на­ря­ду с Ка­зён­ным при­ка­зом (см. в ст. Каз­на) и каз­ной Ко­ню­шен­но­го при­ка­за. Под­чи­ня­лась Се­на­ту. По­лу­ча­ла для хра­не­ния ко­рон­ные цен­но­сти (напр., имп. ре­га­лии Пет­ра II в 1728), «курь­ёз­ные», зо­ло­тые и се­реб­ря­ные ве­щи (с 1732), до­ро­гие кон­ские убо­ры (мунд­шту­ки, уз­ды, сёд­ла) и ру­жья (с 1736), кон­фи­ско­ван­ные цен­ные пред­ме­ты (с 1738). В 1755 со­вет­ник Ма­ну­фак­тур-кол­ле­гии А. М. Ар­га­ма­ков пред­ло­жил про­ект му­зее­фи­ка­ции О. п., пре­ду­смат­ри­вав­ший строи­тель­ст­во но­во­го зда­ния для от­кры­тия в нём пуб­лич­но­го му­зея (со­ору­же­но в 1756–1764 ря­дом с Бла­го­ве­щен­ским со­бо­ром по про­ек­ту арх. Д. В. Ух­том­ско­го, од­на­ко в 1770-х гг. сне­се­но для воз­ве­де­ния Крем­лёв­ско­го двор­ца, ко­то­рый пла­ни­ро­ва­лось по­стро­ить по про­ек­ту арх. В. И. Ба­же­но­ва).

Фото Д. В. Соловьёва Здание Оружейной палаты. 1844–51. Архитектор К. А. Тон. Фото 2012.

Ука­зом имп. Алек­сан­д­ра I от 10(22).3.1806 по про­ек­ту глав­но­управ­ляю­ще­го Экс­пе­ди­ци­ей Крем­лёв­ско­го строе­ния П. С. Ва­луе­ва О. п. бы­ла пре­об­ра­зо­ва­на в двор­цо­вый имп. му­зей, для ко­то­ро­го бы­ло по­строе­но но­вое зда­ние на Се­нат­ской пл. (арх. И. В. Его­тов, 1806–12, не сохр.). С 1851 и до­ны­не му­зей рас­по­ла­га­ет­ся в зда­нии у Бо­ро­виц­ких во­рот (1844–51, арх. К. А. Тон), по­стро­ен­ном в рус­ско-ви­зан­тий­ском сти­ле и яв­ляю­щем­ся ча­стью ком­плек­са Боль­шо­го Крем­лёв­ско­го двор­ца. Хра­нит па­мят­ни­ки де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го иск-ва и ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ры. На про­тя­же­нии 19–20 вв. со­б­ра­ние О. п. по­пол­ня­лось кол­лек­ция­ми П. Ф. Ка­ра­ба­но­ва (1851), М. П. По­го­ди­на (1852), ар­хео­ло­гич. на­ход­ка­ми. В 1914, с на­ча­лом 1-й ми­ро­вой вой­ны, в О. п. пе­ре­ве­зе­ны ко­рон­ные дра­го­цен­но­сти Рос. им­пе­рии. По­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917 в О. п. пе­ре­да­ва­лись пред­ме­ты из ча­ст­ных кол­лек­ций, мо­на­сты­рей и хра­мов, из Пат­ри­ар­шей риз­ни­цы и со­бо­ров Мо­с­ков­ско­го Крем­ля. В 1960 О. п. во­шла в со­став Му­зе­ев Мо­с­ков­ско­го Крем­ля. В кол­лек­ции О. п. на­хо­дят­ся пред­ме­ты рус., ви­зант., зап.-ев­роп. и ближ­не­во­сточ­но­го иск-ва 4–20 вв., она вклю­ча­ет в се­бя со­б­ра­ния ору­жия и дос­пе­хов, во­ин­ских тро­фе­ев, па­мят­ни­ков во­ин­ской сла­вы, гос. ре­га­лии, пред­ме­ты па­рад­но­го це­ре­мо­ниа­ла, свет­ские и цер­ков­ные одея­ния и тка­ни (с 14 в.), т. н. по­соль­ские да­ры, эки­па­жи и кон­ское уб­ран­ст­во. Сре­ди экс­по­на­тов: шап­ка Мо­но­ма­ха, тро­ны пер­вых ца­рей ди­на­стии Ро­ма­но­вых (в т. ч. един­ст­вен­ный в ми­ре двой­ной трон), па­рад­ные ка­ре­ты имп. Ека­те­ри­ны II, юве­лир­ные из­де­лия Фа­бер­же и др. С 1962 дей­ст­ву­ет фи­ли­ал О. п. в Пат­ри­ар­ших па­ла­тах Мо­с­ков­ско­го Крем­ля – Му­зей при­клад­но­го иск-ва и бы­та 17 в. С 1967 на 1-м эта­же О. п. на­хо­дит­ся по­сто­ян­ная вы­став­ка «Ал­маз­ный фонд».

Лит.: Ар­сень­ев Ю. В. Ору­жей­ный при­каз при ца­ре Ми­хаи­ле Фе­до­ро­ви­че. СПб., 1903; Бо­го­яв­лен­ский СК. При­каз­ные су­дьи XVII в. М.; Л., 1946; Ору­жей­ная па­ла­та. М., 1964; Ми­хай­лов­ский ЛА. О дея­тель­но­сти бе­ло­рус­ских мас­те­ров в Ору­жей­ной па­ла­те Мо­с­ков­ско­го Крем­ля во вто­рой по­ло­ви­не XVII в. // Во­про­сы ис­то­рии. Минск, 1968; Шмидт СО. Пер­вое упо­ми­на­ние об Ору­жей­ной па­ла­те и ми­ниа­тю­ры Цар­ст­вен­ной кни­ги // Мо­с­ков­ский Кремль. Му­зей. Ма­те­риа­лы и ис­сле­до­ва­ния. М., 1976. Вып. 2; Мо­ле­ва Н. М. Пер­вые рус­ские жи­во­пис­цы-про­фес­сио­на­лы (XVII в.) // Во­про­сы ис­то­рии. 1982. № 3; Пи­сар­ская Л. В., Мар­ты­но­ва МВ. Ору­жей­ная па­ла­та. 6-е изд. М., 1987; Пав­ло­вич М. К. К изу­че­нию био­гра­фий мас­те­ров Ору­жей­ной па­ла­ты XVIII в. // Ге­неа­ло­ги­че­ские ис­сле­до­ва­ния. М., 1994; Пав­лен­ко А. А. Жи­во­пис­ное и ико­но­пис­ное де­ло в Ору­жей­ной па­ла­те во вто­рой по­ло­ви­не XVII в. // Но­во­де­ви­чий мо­на­стырь в рус­ской куль­ту­ре. М., 1998; Ле­вы­кин А. К. Ору­жей­ная па­ла­та в XVI сто­ле­тии // Мо­с­ков­ский Кремль. Му­зей. Ма­те­риа­лы и ис­сле­до­ва­ния. М., 1998. Вып. 11; Се­лез­не­ва И. А. Зо­ло­тая и Се­реб­ря­ная па­ла­ты. М., 2001; Гон­ча­рен­ко В. С., На­рож­ная В. И. Ору­жей­ная па­ла­та: Пу­те­во­ди­тель. 6-е изд. М., 2012.

Вернуться к началу