Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОЛО́НЕЦКАЯ ГУБЕ́РНИЯ

Авторы: А. М. Пашков
Герб Олонецкой губернии.

ОЛО́НЕЦКАЯ ГУБЕ́РНИЯ, адм.-терр. еди­ни­ца на се­ве­ро-за­па­де Рос. им­пе­рии, Рос­сии и РСФСР. Об­ра­зо­ва­на ука­зом имп. Ека­те­ри­ны II от 22.5(2.6).1784 пу­тём пе­ре­име­но­ва­ния Оло­нец­кой обл. С.-Пе­терб. губ. в Оло­нец­кое на­ме­ст­ни­че­ст­во. Центр – г. Пет­ро­за­водск. Пл. 127,8 тыс. км2 (1897). Нас. ок. 206 тыс. чел. (1785), ок. 255,5 тыс. чел. (1847), 366 тыс. чел. (1897, в т. ч. око­ло 78% рус­ских, 16% ка­рел, 4,4% веп­сов, 0,6% фин­нов), 460 тыс. чел. (1914).

Пер­во­на­чаль­но де­ли­лась на 5 уез­дов: Вы­те­гор­ский, Кар­го­поль­ский, Оло­нец­кий, Пет­ро­за­вод­ский, По­ве­нец­кий. Ука­зом имп. Ека­те­ри­ны II от 16(27).5.1785 ста­тус го­ро­да по­лу­чи­ли Кемь, Ло­дей­ное По­ле и Пу­дож, об­ра­зо­ва­ны Кем­ский, Ло­дей­но­поль­ский и Пу­дож­ский уез­ды. На тер­ри­то­рии на­ме­ст­ни­че­ст­ва рас­по­ла­гал­ся важ­ный центр ста­ро­об­ряд­цев-бес­по­пов­цев – Вы­го-Лек­син­ское об­ще­жи­тель­ст­во (су­ще­ст­во­ва­ло до сер. 1850-х гг.). Оп­ре­де­ляю­щую роль в пром. раз­ви­тии О. г. на про­тя­же­нии 18 – нач. 20 вв. иг­ра­ли Оло­нец­кие гор­ные за­во­ды (возникли в 17 в.). Со 2-й пол. 18 в. ве­лись раз­ра­бот­ки де­ко­ра­тив­но­го кам­ня (тив­дий­ский), соз­да­ва­лись ле­со­пиль­ные и сте­коль­ные за­во­ды. До 1830 дей­ст­во­ва­ла Ло­дей­но­поль­ская верфь (ос­но­ва­на в 1702). Зна­чит. раз­ви­тие по­лучи­ло льно­вод­ст­во (в Пу­дож­ском у., в кон. 18 в. до 655 тонн льна на про­да­жу). Круп­ная яр­мар­ка про­хо­ди­ла в с. Шунь­га. Важ­ней­шей транс­порт­ной ар­те­ри­ей яв­лял­ся С.-Пе­тер­бур­го-Ар­хан­гель­ский тракт.

Ука­зом имп. Пав­ла I от 12(23).12.1796 Оло­нец­кое на­ме­ст­ни­че­ст­во пе­ре­име­но­ва­но в О. г., ко­то­рая тем же ука­зом уп­разд­ня­лась. При этом её юж. часть (Вы­те­гор­ский, Кар­го­поль­ский, Ло­дей­но­поль­ский, Оло­нец­кий, Пет­ро­за­вод­ский уез­ды и часть По­ве­нец­ко­го у.) пе­ре­да­ва­лась в со­став Нов­го­род­ской губ., а сев. часть (Кем­ский, Пу­дож­ский уез­ды и б. ч. По­ве­нец­ко­го у.) во­шла в Ар­хан­гель­скую губ. Ука­зом имп. Пав­ла I от 15(26).7.1799 под­твер­жда­лось уп­разд­не­ние Ло­дей­но­поль­ско­го, По­ве­нец­ко­го и Пу­дож­ско­го уез­дов.

Ука­зом имп. Алек­сан­д­ра I от 9(21).9.1801 О. г. вос­ста­нав­ли­ва­лась в преж­нем ви­де. 10(22).10.1802 под­твер­жда­лось вос­ста­нов­ле­ние уезд­ного ста­ту­са го­ро­дов Ло­дей­ное По­ле, По­ве­нец и Пу­дож, од­но­вре­мен­но Кемь и Кем­ский у. бы­ли за­кре­п­ле­ны в со­ста­ве Ар­хан­гель­ской губ. С 1810 че­рез тер­ри­то­рию О. г. про­хо­ди­ла трас­са Ма­ри­ин­ской вод­ной сис­те­мы. В 1826 поя­ви­лись пер­вые ка­зён­ные па­ро­хо­ды-бук­си­ры на Онеж­ском оз., в 1831 – пер­вые ча­ст­ные па­ро­хо­ды. В 1861 от­кры­лось ре­гу­ляр­ное па­ро­ход­ное со­об­ще­ние на ли­нии С.-Пе­тер­бург – Пет­ро­за­водск, в 1873–76 – по ли­ни­ям Пет­ро­за­водск – По­ве­нец, Пет­ро­за­водск – Пу­дож, Пу­дож – Под­по­ро­жье. С кон. 19 в. раз­ви­ва­лась ж.-д. сеть: в 1898 от­кры­то по­сто­ян­ное дви­же­ние по про­шед­шей че­рез Кар­го­поль­ский у. уз­ко­ко­лей­ной ли­нии Во­ло­гда – Ар­хан­гельск (пе­ре­ши­та на ши­ро­кую ко­лею в 1915–16); в 1915/16 – по ли­нии Ду­бо­ви­ки – Ло­дей­ное По­ле, в 1916 – по ли­ни­ям – Ло­дей­ное По­ле – Пет­ро­за­водск и Пет­ро­за­водск – Ро­ма­нов-на-Мур­ма­не.

В 19 в. в О. г. ши­ро­кие мас­шта­бы при­об­ре­ло от­ход­ни­че­ст­во (гл. обр. в С.-Пе­тер­бург, Мо­ск­ву, Ри­гу), важ­ную роль для ме­ст­но­го кре­сть­ян­ст­ва иг­ра­ли охо­та и ры­бо­лов­ст­во. Во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. раз­ви­ва­лась ме­тал­лур­гич. и лес­ная пром-сть. В 1860–70-е гг. по­строе­ны ча­ст­ные ме­тал­лур­гич. за­во­ды, сре­ди них – Тул­мо­зер­ский, Вид­лиц­кий, Куй­теж­ский. Пет­ро­за­вод­ский, По­ве­нец­кий и Пу­дож­ский уез­ды ста­ли осн. рай­она­ми ле­со­раз­ра­бо­ток (в По­ве­нец­ком у. в кон. 19 в. еже­год­но за­го­тав­ли­ва­лось до 200 тыс. брё­вен). К 1898 в О. г. дей­ст­во­ва­ли 11 ле­со­пиль­ных за­во­дов.

В 19 – нач. 20 вв. (до 1916) О. г. яв­ля­лась ме­стом ссыл­ки, здесь её от­бы­вали пет­ра­шев­цы, чле­ны Ки­рил­ло-Ме­фо­ди­ев­ско­го брат­ст­ва, на­род­ни­ки, со­ци­ал-де­мо­кра­ты (в т. ч. М. И. Ка­ли­нин, С. Г. Стру­ми­лин, А. Д. Цю­ру­па).

В хо­де Гражд. вой­ны 1917–22 и ино­стр. во­ен. ин­тер­вен­ции зна­чит. тер­ри­то­рии О. г. к ле­ту 1919 бы­ли за­ня­ты Со­юз­ным экс­пе­диц. кор­пу­сом, Се­вер­ной об­лас­ти вой­ска­ми и от­ря­да­ми «бе­ло­фин­нов». По­ста­нов­ле­ни­ем НКВД от 30.4.1919 Кар­го­поль­ский у. был пе­ре­дан в со­став Во­ло­год­ской губ. В бо­ях под Пет­ро­за­вод­ском, близ сёл Вид­ли­ца и Лиж­ма (ле­том – осе­нью 1919), РККА ос­та­но­ви­ла на­сту­п­ле­ние про­тив­ни­ков, а в февр. – мар­те 1920 взя­ла под кон­троль тер­ри­то­рию О. г. В 1920 б. ч. Оло­нец­ко­го и Пет­ро­за­вод­ско­го уез­дов и часть По­ве­нец­ко­го у. ото­шли к об­ра­зо­ван­ной 8.6.1920 Ка­рель­ской тру­до­вой ком­му­не (см. в ст. Ка­ре­лия). 

О. г. уп­разд­не­на дек­ре­том ВЦИК от 18.9.1922. Вы­те­гор­ский и Ло­дей­но­поль­ский уез­ды при­сое­ди­не­ны к Пет­ро­град­ской губ., По­ве­нец­кий у. и б. ч. Пу­дож­ско­го у. – к Ка­рель­ской тру­до­вой ком­му­не, часть во­лос­тей Пу­дож­ско­го у. к Кар­го­поль­ско­му у. Во­ло­год­ской гу­бер­нии.

Лит.: Даш­ков В. Опи­са­ние Оло­нец­кой гу­бер­нии в ис­то­ри­че­ском, ста­ти­сти­че­ском и эт­но­гра­фи­че­ском от­но­ше­ни­ях. СПб., 1842; Оло­нец­кая гу­бер­ния. Ста­ти­сти­че­ский спра­воч­ник. Пет­ро­за­водск, 1913; Очер­ки ис­то­рии Ка­ре­лии. Пет­ро­за­водск, 1957. Т. 1; Ис­то­рия Ка­ре­лии с древ­ней­ших вре­мен до на­ших дней. Пет­ро­за­водск, 2001; Ефи­мо­ва ВВ. К во­про­су о взаи­мо­от­но­ше­ни­ях на­ме­ст­ни­ков и гу­бер­на­то­ров в кон­це XVIII в. (на при­ме­ре Оло­нец­кой гу­бер­нии) // Дер­жа­вин­ский сбор­ник. Пет­ро­за­водск, 2004; Ко­раб­лев НА., Мо­ши­на ТА. Оло­нец­кие гу­бер­на­то­ры и ге­не­рал-гу­бер­на­то­ры. Пет­ро­за­водск, 2006.

Вернуться к началу