Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОРО́ЗОВЫ

Авторы: Н. А. Филаткина
Архив М. В. Золотарёва Ярлык на товарах Никольской мануфактуры Торгового дома «Савва Морозов с сыновьями». 1870.

МОРО́ЗОВЫ, рос. ку­печ. род, пред­при­ни­ма­те­ли, об­ществ. дея­те­ли, бла­го­тво­ри­те­ли, ме­це­на­ты, кол­лек­цио­не­ры. Ста­ро­обряд­цы. Ро­до­на­чаль­ник – Сав­ва Ва­силь­е­вич [24.4(5.5).1770–15(27).12.1860], про­ис­хо­дил из гус­лиц­ких ста­ро­об­ряд­цев, кре­по­ст­ной по­ме­щи­ков Все­во­лож­ских, за­тем Рю­ми­ных, ра­бо­тал пас­ту­хом, из­воз­чи­ком, тка­чом на шёл­ко­вой фаб­ри­ке в с. Зуе­во Бо­го­род­ско­го у. Моск. губ. (ны­не в чер­те г. Оре­хо­во-Зуе­во), за­ни­мал­ся пе­ре­про­да­жей про­дук­ции гус­лиц­ких кус­та­рей моск. тор­гов­цам. В 1797 от­крыл шёл­ко­ткац­кую мас­тер­скую в Зуе­ве, ко­то­рая к 1820 ста­ла ма­ну­фак­ту­рой с 40 ра­бо­чи­ми. В 1821 С. В. Мо­ро­зов вы­ку­пил­ся на во­лю за 17 тыс. руб., в 1823 при­об­рёл зем­лю в м. Ни­коль­ское По­кров­ско­го у. Вла­ди­мир­ской губ. (ны­не так­же в чер­те г. Оре­хо­во-Зуе­во), по­стро­ил там от­де­лоч­ную (1830), сук­ноп­ря­диль­ную (1844), ткац­кую (1846) и бу­ма­го­пря­диль­ную (1848) фаб­ри­ки, при уча­стии Л. Кно­па ус­та­но­вил на них англ. обо­ру­до­ва­ние, по­ло­жив на­ча­ло мас­со­во­му ос­на­ще­нию ме­ха­нич. стан­ка­ми тек­стиль­ных фаб­рик Цен­траль­но­про­мыш­лен­но­го р-на (тем са­мым спо­соб­ст­во­вал на­ча­лу пром. пе­ре­во­ро­та в стра­не). В 1825 за­вёл собств. бу­ма­гот­кац­кое пред­при­ятие в Мо­ск­ве, в 1830 – кра­силь­но-бе­лиль­ную фаб­ри­ку в Бо­го­род­ске (ны­не Но­гинск). К сер. 19 в. был круп­ней­шим про­из­во­ди­те­лем ка­че­ст­вен­ной бу­маж­ной пря­жи в Рос­сии, в 1850-е гг. имел 7 фаб­рик, на ко­то­рых ра­бо­та­ли св. 2,5 тыс. чел. (39 тыс. ра­бо­чих в 1890). В 1860 ос­но­вал Тор­го­вый дом «Сав­ва Мо­ро­зов с сы­новь­я­ми». Был тес­но свя­зан со ста­ро­об­ряд­че­ской об­щи­ной Пре­об­ра­жен­ско­го клад­би­ща в Мо­ск­ве. Имел пя­те­рых сы­но­вей, чет­ве­ро из них ста­ли осно­ва­те­ля­ми вет­вей ди­на­стии М., пред­ста­ви­те­ли ко­то­рой за­ни­ма­лись пред­при­ни­ма­тель­ст­вом, гл. обр. в сфе­ре тек­стиль­ной пром-сти.

Ели­сей Сав­вич [7(18).6.1798–21.2 (4.3).1868], в 1837 от­де­лил­ся от от­ца и ор­га­ни­зо­вал в Ни­коль­ском собств. ма­ну­фак­ту­ру, на ко­то­рой вы­ра­ба­ты­ва­лись хлоп­ча­то­бу­маж­ные тка­ни. Его сын Ви­ку­ла Ели­сее­вич [1829–28.10(9.11).1894], по­томств. поч. гра­ж­да­нин (с 1870), ма­ну­фак­тур-со­вет­ник, ку­пец 1-й гиль­дии, ро­до­на­чаль­ник вет­ви Мо­ро­зо­вых-«Ви­ку­ло­ви­чей». По­стро­ил в Ни­коль­ском ткац­кую (1847) и бу­ма­гоп­ря­диль­ную (1878) фаб­ри­ки, с 1874 вла­дел Су­хо­бор­ской фаб­ри­кой в Ни­коль­ском; в 1882 уч­ре­дил Т-во ма­ну­фак­тур Ви­ку­лы Мо­ро­зо­ва с сы­новь­я­ми (13,2 тыс. ра­бо­чих в 1914). По­стро­ил при сво­ей ма­ну­фак­ту­ре в Ни­коль­ском шко­лу, боль­ни­цу, бо­га­дель­ню и цер­ковь Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы. Один из круп­ней­ших жерт­во­ва­те­лей на Алек­се­ев­скую пси­хи­ат­рич. боль­ни­цу в Мо­ск­ве, а так­же на Алек­сан­д­ров­ское ком­мерч. уч-ще. За­ве­щал круп­ный ка­пи­тал на строи­тель­ст­во дет­ской боль­ни­цы в Мо­ск­ве (по­строе­на его сы­новь­я­ми в 1901–05 по про­ек­ту арх. И. А. Ива­но­ва-Ши­ца; но­си­ла имя В. Е. Мо­ро­зо­ва, ны­не Мо­ро­зов­ская дет­ская гор. кли­нич. боль­ни­ца).

А. В. Морозов. Портрет работы В. А. Серова. 1909. Национальный художественный музей Республики Беларусь (Минск).

Его сын – Алек­сей Ви­ку­ло­вич [5(17).10.1857–21.12.1934], слу­шал лек­ции по ис­то­рии и ис­то­рии ис­кусств в Моск. ун-те, с 1877 уча­ст­во­вал в де­лах се­мей­ной фир­мы, в 1897 с брать­я­ми и мно­го­лет­ним парт­нё­ром фир­мы И. К. По­ля­ко­вым ос­но­вал Т-во Сав­вин­ской ма­ну­фак­ту­ры Ви­ку­лы Мо­ро­зо­ва с сы­новь­я­ми, ко­то­рое вла­де­ло пря­диль­но-ткац­кой и кра­силь­ной фаб­ри­кой в с. Сав­ви­но Бо­го­род­ско­го у. (в 1909 во­шло в со­став Т-ва ма­ну­фак­тур Ви­ку­лы Мо­ро­зо­ва с сы­новь­я­ми). Со­брал од­ну из луч­ших в Рос­сии кол­лек­ций фар­фо­ра (к 1917 ок. 2,5 тыс. пред­ме­тов), кол­лек­цио­ни­ро­вал так­же гра­виров. и ли­то­гра­фи­ров. порт­ре­ты (ок. 10 тыс. лис­тов к 1912), вы­пус­тил «Ка­та­лог мое­го со­б­ра­ния рус­ских гра­ви­ро­ван­ных и ли­то­гра­фи­ро­ван­ных порт­ре­тов» (т. 1–4, 1912–13). Со­уч­ре­ди­тель Ху­дож.-пром. об-ва при му­зее Стро­га­нов­ско­го уч-ща (1899). Кол­лек­цио­ни­ро­вал ико­ны (к 1917 в его со­б­ра­нии 219 икон 13–17 вв.), ан­тик­вар­ные се­реб­ря­ные ве­щи (220 пред­ме­тов), ми­ниа­тю­ры (156 ра­бот), лу­боч­ные кар­тин­ки, из­де­лия из стек­ла и хру­ста­ля, де­рев. рез­ные иг­руш­ки, тка­ни, вы­шив­ки. В 1918 часть кол­лек­ций по­гиб­ла, дру­гая на­цио­на­ли­зи­ро­ва­на и на её ос­но­ве соз­дан Му­зей-вы­став­ка рус. ху­дож. ста­ри­ны. В 1921 со­б­ра­ние гра­вюр пе­ре­да­но в Му­зей изящ­ных ис­кусств (ны­не ГМИИ), со­б­ра­ние икон – в Ис­то­рич. му­зей, се­реб­ро и ми­ниа­тю­ры – в Треть­я­ков­скую га­ле­рею и Ис­то­рич. му­зей; на ос­но­ве кол­лек­ции фар­фо­ра об­ра­зо­ван Му­зей ке­ра­ми­ки, по­сле пе­ре­во­да ко­то­ро­го в Кус­ко­во (1932) А. В. Мо­ро­зов ра­бо­тал его со­труд­ни­ком.

Др. сын В. Е. Мо­ро­зо­ва – Иван Ви­ку­ло­вич [28.8(9.9).1865–3.11.1933], окон­чил юри­ди­че­ский ф-т Моск. ун-та (1885), глас­ный Моск. гор. ду­мы (с 1897), воз­глав­лял Т-во ма­ну­фак­тур Ви­ку­лы Мо­ро­зо­ва с сы­новь­я­ми. Поч. по­пе­чи­тель 2-го Твер­ско­го по­пе­чи­тель­ст­ва о бед­ных, чл. со­ве­та Дет­ской боль­ни­цы им. В. Е. Мо­ро­зо­ва, ру­ко­во­дил её строи­тель­ст­вом. Вме­сте с брать­я­ми и сё­ст­ра­ми Ве­рой Ви­ку­лов­ной (1858–1916; за­му­жем за фаб­ри­кан­том П. А. Шми­том) и На­де­ж­дой Ви­ку­лов­ной [9(21).9.1863–22.2(7.3).1903; за­му­жем за М. С. Куз­не­цо­вым] суб­си­ди­ро­вал строи­тель­ст­во ста­ро­об­рядч. ц. Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва и По­кро­ва Бо­го­ро­ди­цы в Ток­ма­ко­вом пер. в Мо­ск­ве (1905–08, арх. И. Е. Бон­да­рен­ко). Круп­ный кон­но­за­вод­чик, в сво­ём име­нии Ис­лав­ское Зве­ни­го­род­ско­го у. Моск. губ. раз­во­дил рус. ры­са­ков.

Архив М. В. Золотарёва Богородско-Глуховская мануфактура. Почтовая открытка. Нач. 20 в.

Вто­рой сын С. В. Мо­ро­зо­ва, За­хар Сав­вич (1802–57), стал ро­до­на­чаль­ни­ком вет­ви Мо­ро­зо­вых-«За­ха­ро­ви­чей». По­лу­чив от от­ца свою до­лю ка­пи­та­ла и кра­силь­но-бе­лиль­ную фаб­ри­ку в Бо­го­род­ске, на­чал са­мо­сто­ят. де­ло. Ку­пил близ Бо­го­род­ска сель­цо Глу­хо­во, в 1844 от­крыл там Бо­го­род­ско-Глу­хов­скую ме­ха­нич. бу­ма­го­пря­диль­ную фаб­ри­ку (450 ра­бо­чих), в 1847 ос­но­вал Глу­хов­скую ма­ну­фак­ту­ру, в 1856 об­ра­зо­вал Ком­па­нию Бо­го­род­ско-Глу­хов­ской ма­ну­фак­ту­ры (к 1914 на пря­диль­но-ткац­кой и от­бель­но-кра­силь­ной фаб­ри­ках, а так­же фаб­ри­ке руч­но­го тка­че­ст­ва, при­над­ле­жав­ших фир­ме, ра­бо­та­ло ок. 12 тыс. чел.). Де­ло про­дол­жи­ли его сы­но­вья, по­томств. поч. гра­ж­да­не Иван За­ха­ро­вич [29.5(10.6).1823–10(22).1.1888] и Ва­си­лий За­ха­ро­вич [6(18).7.1829–3(15).9.1872]. Сын В. З. Мо­ро­зо­ва – Кон­стан­тин Ва­силь­е­вич [1851–24.12.1901(6.1.1902)], пе­ре­шёл из ста­ро­об­ряд­че­ст­ва в ло­но Рус. пра­во­слав­ной церк­ви. Ди­рек­тор прав­ле­ния Ком­па­нии Бо­го­род­ско-Глу­хов­ской ма­ну­фак­ту­ры, тор­го­вал хлоп­ча­то­бу­маж­ны­ми тка­ня­ми под фир­мой «К. и С. бра­тья Мо­ро­зо­вы». Вы­де­лил сред­ст­ва на при­об­ре­те­ние зда­ния для ноч­леж­но­го при­юта в Мо­ск­ве (осу­ще­ст­в­ле­но в 1904: шесть кор­пу­сов на 1300 чел. с бес­плат­ной сто­ло­вой). В 1888 Ком­па­нию Бо­го­род­ско-Глу­хов­ской ма­ну­фак­ту­ры воз­гла­ви­ли сы­но­вья И. З. Мо­ро­зо­ва – Да­вид Ива­но­вич [1849–15(27).5.1896], по­томств. поч. гра­ж­да­нин, ком­мер­ции со­вет­ник, строи­тель ж.-д. ли­нии от Бо­го­род­ска к Мо­с­ков­ско-Ни­же­го­род­ской ж. д. (1885), из­да­тель газ. «Го­лос Мо­ск­вы» (1885–86), вла­дел ж. «Рус­ское обо­зре­ние» (1890-е гг.); Ар­се­ний Ива­но­вич [23.2(7.3).1850–1932], по­томств. поч. гра­ж­да­нин, ма­ну­фак­тур-со­вет­ник, пред. со­ве­та Бо­го­род­ско-Глу­хов­ской ста­ро­об­рядч. об­щи­ны, чл. со­ве­та Ро­гож­ской ста­ро­об­рядч. об­щи­ны. Суб­си­ди­ро­вал строи­тель­ст­во Тих­вин­ско­го ста­ро­об­рядч. хра­ма в Мо­ск­ве (1912). Соз­да­тель ста­ро­об­рядч. ду­хов­но­го («Мо­ро­зов­ско­го») хо­ра. На свои сред­ст­ва из­дал «Круг цер­ков­но­го древ­не­го зна­мен­но­го пе­ния» (ч. 1–6, 1884–85). Спо­соб­ст­во­вал из­да­нию ж. «Ста­ро­об­ряд­че­ская мысль» (с 1910). Кол­лек­цио­нер рус. и зап.-ев­роп. жи­во­пи­си, по­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917 его со­б­ра­ния лег­ли в ос­но­ву ху­дож. от­де­ла Но­гин­ско­го крае­ведч. му­зея. В Бо­го­род­ске и Глу­хо­ве на его сред­ст­ва по­строе­ны хра­мы, боль­ни­цы, учеб­ные за­ве­де­ния и др.

М. А. Морозов. Портрет работы В. А. Серова. 1902. Третьяковская галерея (Москва).

Тре­тий сын С. В. Мо­ро­зо­ва – Аб­рам (Ав­ра­мий) Сав­вич [22.9(4.10).1806–24.6(6.7).1856], вла­дев­ший пред­при­ятия­ми в Тве­ри, стал ро­до­на­чаль­ни­ком вет­ви Мо­ро­зо­вых-«Твер­ских», или Мо­ро­зо­вых-«Аб­ра­мо­ви­чей». Его сын – Да­вид Абра­мо­вич [12(24).9.1843–24.12.1893 (5.1.1894)], по­томств. поч. гра­ж­да­нин. Пе­ре­шёл в еди­но­ве­рие. Сов­ла­де­лец Т-ва Твер­ской ма­ну­фак­ту­ры бу­маж­ных из­де­лий (од­на из круп­ней­ших тек­стиль­ных фирм, ос­но­ва­на в 1858, ус­тав ут­вер­ждён в 1859; ра­бо­чих – св. 5,5 тыс. в сер. 1880-х гг., 12,1 тыс. чел. в 1910, в ас­сор­ти­мен­те св. 400 ви­дов тка­ни), чл. со­ве­та Моск. ку­печ. бан­ка (1873–93). В 1887 по­жерт­во­вал круп­ную сум­му на уст­рой­ст­во и со­дер­жа­ние бо­га­дель­ни в Мо­ск­ве (от­кры­та в 1891), по­лу­чив­шей его имя. Его же­на Ели­за­ве­та Пав­лов­на (уро­ж­дён­ная Со­ро­ко­умов­ская) (1853–1933), в 1896–97 рас­ши­ри­ла бо­га­дель­ню им. Д. А. Мо­ро­зо­ва со 144 до 204 мест. Вме­сте с дру­ги­ми Е. П. Мо­ро­зо­ва жерт­во­ва­ла сред­ст­ва на строи­тель­ст­во Ги­не­ко­ло­гич. кли­ни­ки мед. фа­куль­те­та Моск. ун-та. Др. сын А. С. Мо­ро­зо­ва, Аб­рам Аб­ра­мо­вич [22.10(3.11).1839–25.2(9.3).1882], был же­нат на В. А. Мо­ро­зо­вой, уро­ж­дён­ной Хлу­до­вой. Их сын – Ми­ха­ил Аб­ра­мо­вич [7(19).8.1870–12(25).10.1903], по­томств. поч. гра­ж­да­нин, окон­чил ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­гич. фа­куль­тет Моск. ун-та (1893), не­дол­го пре­по­да­вал там же. Был же­нат на М. К. Мо­ро­зо­вой, урождённой Мамон­то­вой. С 1895 чл. прав­ле­ния Т-ва Твер­ской ма­ну­фак­ту­ры бу­маж­ных из­де­лий, од­на­ко ком­мерч. де­ла­ми за­ни­мал­ся ма­ло, пе­ре­до­ве­рив их бра­ту и ма­те­ри. Глас­ный Моск. гор. ду­мы (1897–1900), пред. Моск. ку­печ. со­б­ра­ния (1897). Жерт­во­вал зна­чит. сред­ст­ва на за­ве­де­ния Ве­дом­ст­ва уч­ре­ж­де­ний имп. Ма­рии, Моск. кон­сер­ва­то­рии (был её ка­зна­че­ем), на соз­да­ние Ин-та для ле­че­ния стра­даю­щих зло­ка­че­ст­вен­ны­ми опу­хо­ля­ми при Моск. ун-те (Ра­ко­вый ин-т им. Мо­ро­зо­вых, от­крыт в 1903, ны­не Моск. н.-и. он­ко­ло­ги­че­ский ин-т им. П. А. Гер­це­на). Взял на се­бя рас­хо­ды по соз­да­нию за­ла др.-греч. иск-ва Му­зея изящ­ных ис­кусств (ны­не ГМИИ). Уча­ст­во­вал в дея­тель­но­сти и фи­нан­си­ро­вал Моск. об-во лю­би­те­лей ху­до­жеств, Об-во ли­те­ра­то­ров и учё­ных, Рус. муз. об-во, Фи­лар­мо­нич. об-во. Ста­рос­та Ус­пен­ско­го со­бо­ра Моск. Крем­ля (1898–1903), со­би­рал ма­те­риа­лы по его ис­то­рии. В 1890-х гг. ув­лёк­ся кол­лек­цио­ниро­ва­ни­ем. Пер­во­на­чаль­но при­об­ре­тал по­лот­на рус. ху­дож­ни­ков, а так­же ико­ны, в даль­ней­шем со­би­рал тво­ре­ния но­вей­ших франц. ху­дож­ни­ков (Э. Де­га, М. Де­ни, К. Ко­ро, Э. Ма­не, К. Мо­не, О. Ре­нуа­ра, П. Се­зан­на, А. де Ту­луз-Лот­ре­ка и др.), пер­вым из рос. кол­лек­цио­не­ров оце­нил твор­че­ст­во П. Го­ге­на, В. Ван Го­га, П. Бон­на­ра, по­зна­ко­мил с их ра­бо­та­ми моск. лю­би­те­лей жи­во­пи­си, при­влёк к ним вни­ма­ние др. кол­лек­цио­не­ров, в т. ч. бра­та – И. А. Мо­ро­зо­ва. В моск. особ­ня­ке М. А. Мо­ро­зо­ва и его же­ны со­би­ра­лись мн. пред­ста­ви­те­ли ху­дож. ин­тел­ли­ген­ции – ху­дож­ни­ки В. А. Се­ров, К. А. Ко­ро­вин, М. А. Вру­бель, А. М. и В. М. Вас­не­цо­вы, В. И. Су­ри­ков и др. Сын М. А. Мо­ро­зо­ва, Ми­ха­ил Ми­хай­ло­вич [18.2(2.3).1897–9.5.1952], «Ми­ка Мо­ро­зов» с из­вест­но­го порт­ре­та В. А. Се­ро­ва (1901, ны­не в ГТГ), один из ос­но­ва­те­лей отеч. шекс­пи­ро­ве­де­ния, ру­ко­во­ди­тель Ка­би­не­та Шекс­пи­ра и за­ру­беж­но­го те­ат­ра при Все­рос. те­ат­раль­ном об-ве (1937–47), ав­тор кн. «Ком­мен­та­рии к пье­сам Шекс­пи­ра» (1941), пе­ре­во­дов на рус. яз. пьес У. Шекс­пи­ра «Винд­зор­ские на­смеш­ни­цы» (совм. с С. Я. Мар­ша­ком), «Два ве­рон­ца», «Ко­нец – де­лу ве­нец» (обе – совм. с В. Ле­ви­ком).

Др. сын А. А. Мо­ро­зо­ва – Ар­се­ний Аб­ра­мо­вич [13(25).2.1874–24.12.1908 (6.1.1909)], по­томств. поч. гра­ж­да­нин, сов­ла­де­лец Т-ва Твер­ской ма­ну­фак­ту­ры бу­маж­ных из­де­лий. По­пе­чи­тель 4-го Ро­гож­ско­го муж­ско­го уч-ща, поч. чл. 3-го Ро­гож­ско­го по­пе­чи­тель­ст­ва о бед­ных, чл. со­ве­та Моск. об-ва при­зре­ния, вос­пи­та­ния и обу­че­ния сле­пых де­тей. Чл. Фи­лар­мо­нич. об-ва. В Мо­ск­ве в 1894–99 вы­стро­ил особ­няк в «мав­ри­тан­ском» сти­ле по про­ек­ту арх. В. А. Ма­зы­ри­на.

Чет­вёр­тый сын С. В. Мо­ро­зо­ва – Иван Сав­вич [21.6(3.7).1812–19(31).10.1864], ос­но­ва­тель вет­ви Мо­ро­зо­вых-«Ива­но­ви­чей», ко­то­рая ра­но пре­сек­лась. Его же­на Фео­до­сия Ер­ми­лов­на (уро­ж­дён­ная Мед­ве­де­ва) (1836–1912) от­кры­ла неск. учи­лищ в Моск. губ., в па­мять об умер­шем сы­не по­строи­ла на тер­ри­то­рии Ро­гож­ской об­щи­ны при­дел Сер­гия Ра­до­неж­ско­го при хра­ме Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы (1907), боль­ни­цу с ам­бу­ла­то­ри­ей и ап­те­кой, по­ме­ще­ние для про­жи­ва­ния пев­чих ста­ро­об­рядч. хра­мов и шко­лу. Бы­ла од­ной из гл. жерт­во­ва­тель­ниц на строи­тель­ст­во хра­ма По­кро­ва Бо­го­ро­ди­цы ста­ро­об­рядч. За­мо­ск­во­рец­кой об­щи­ны в Мо­ск­ве (1908–10, арх. В. П. Де­ся­тов). Вне­сла круп­ную сум­му на строи­тель­ст­во ц. По­кро­ва По­кров­ско-Ус­пен­ской об­щи­ны в Мо­ск­ве (1906–11, арх. И. Е. Бон­да­рен­ко). По­жерт­во­ва­ла ко­ло­ко­ла ря­ду моск. ста­ро­об­рядч. хра­мов в па­мять рас­пе­ча­ты­ва­ния ал­та­рей, в т. ч. хра­му-ко­ло­коль­не Ро­гож­ской об­щи­ны (1912). Их сын – Сер­гей Ива­но­вич [2(14).8.1861–31.12.1904(13.1.1905)], по­томств. поч. гра­ж­да­нин, ини­циа­тор строи­тель­ст­ва в Мо­ск­ве гос­ти­нич­но-де­ло­во­го ком­плек­са «Бо­яр­ский двор» (1901, арх. Ф. О. Шех­тель), жерт­во­вал сред­ст­ва на строи­тель­ст­во зда­ния Ин-та для ле­че­ния стра­даю­щих зло­ка­че­ст­вен­ны­ми опу­хо­ля­ми.

М. Ф. Морозова. Портрет работы В. А. Серова. 1897. Русский музей (С.-Петербург).
Сергей Т. Морозов. Фото. Нач. 20 в.

Млад­ший сын С. В. Мо­ро­зо­ва – Т. С. Мо­ро­зов, один из круп­ней­ших пред­ста­ви­те­лей ро­да, ос­но­ва­тель вет­ви Мо­ро­зо­вых-«Ти­мо­фее­ви­чей», или Мо­ро­зо­вых-«Ни­коль­ских», в 1873 пре­об­ра­зо­вал Тор­го­вый дом «Сав­вы Мо­ро­зо­ва сын и Кo» в Т-во Ни­коль­ской ма­ну­фак­ту­ры «Сав­вы Мо­ро­зо­ва сын и Кo», став­шее круп­ней­шей тек­стиль­ной фир­мой в Рос­сии (в 1914 на бу­ма­гоп­ря­диль­ной, трёх ткац­ких, от­бель­но-кра­силь­но-на­бив­ной и от­бель­но-от­де­лоч­ной фаб­ри­ках фир­мы за­ня­то 22 тыс. ра­бо­чих). Его же­на – Ма­рия Фё­до­ров­на (уро­ж­дён­ная Си­мо­но­ва) [9(21).2.1830–18(31).7.1911], по­сле смер­ти му­жа унас­ле­до­ва­ла его до­лю в Т-ве Ни­коль­ской ма­ну­фак­ту­ры и фак­ти­чес­ки воз­гла­ви­ла фир­му. В 1909 по­строи­ла кор­пус для нерв­ных боль­ных на 101 кой­ку при Ста­ро­ека­те­ри­нин­ской боль­ни­це (арх. А. И. Гер­ман). Вме­сте с Ф. Е. Мо­ро­зо­вой бы­ла гл. жерт­во­ва­тель­ни­цей на строи­тель­ст­во ц. По­кро­ва Бо­го­ро­ди­цы в Мо­ск­ве и хра­ма-ко­ло­коль­ни на Ро­гож­ском клад­би­ще, фи­нан­си­ро­ва­ла строи­тель­ст­во об­ще­жи­тия для сес­тёр Мар­фо-Ма­ри­ин­ской оби­те­ли, ла­бо­ра­то­рии ме­ха­нич. тех­но­ло­гии во­лок­ни­стых ве­ществ Имп. моск. тех­нич. уч-ща, двух ноч­леж­ных до­мов на 800 чел., а так­же зда­ния Бир­жи тру­да (от­кры­та в 1914). Поч. чл. Об-ва вспо­мо­ще­ст­во­ва­ния ну­ж­даю­щим­ся сту­ден­там Имп. моск. тех­нич. уч-ща, чл. к-та по уст­рой­ст­ву сту­денч. об­ще­жи­тия имп. Ни­ко­лая II, поч. по­пе­чи­тель­ни­ца бес­плат­ной ле­чеб­ни­цы во­ен. вра­чей, чл. Об-ва рас­про­стра­не­ния по­лез­ных книг. По­строи­ла бо­га­дель­ню с при­ютом и ц. Апо­сто­ла Ти­мо­фея, а так­же ц. Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца при на­чаль­ном уч-ще в Зуе­ве. Её сы­но­вья: Сав­ва Т. Мо­ро­зов; Сер­гей Ти­мо­фее­вич [17(29).7.1863–11.12.1944], дея­тель кус­тар­ной пром-сти, окон­чил юри­дич. фа­куль­тет Моск. ун-та (1887). С 1888 чл. ко­мис­сии Моск. гу­берн­ско­го зем­ст­ва по со­дей­ст­вию кус­тар­ным про­мыс­лам, один из ос­но­ва­те­лей Моск. кус­тар­но­го му­зея (ны­не Фонд нар. ху­дож. про­мы­слов РФ), в 1890–97 за­ве­до­вал им (за­тем поч. по­пе­чи­тель), на свои сред­ст­ва по­стро­ил зда­ние му­зея (1903, арх. С. У. Со­ловь­ёв), фи­нан­си­ро­вал соз­да­ние зем­ских учеб­ных мас­тер­ских – кор­зи­ноч­ной (близ ст. Го­ли­цы­но Мос­ков­ско-Бре­ст­ской ж. д., 1891), иг­ру­шеч­ной (Сер­ги­ев По­сад, 1892). Ди­рек­тор-рас­по­ря­ди­тель Т-ва Ни­коль­ской ма­ну­фак­ту­ры «Сав­вы Мо­ро­зо­ва сын и Кo» (1911–17). По­жерт­во­вал Моск. гу­берн­ско­му зем­ст­ву 100 тыс. руб. на соз­да­ние коо­пе­ра­тив­ных ар­те­лей кус­та­рей. Вла­де­лец име­ния Ус­пен­ское Зве­ни­го­род­ско­го у. Моск. губ., где у не­го гос­ти­ли мн. дея­те­ли рус. куль­ту­ры (в т. ч. его друг И. И. Ле­ви­тан). По­пе­чи­тель Стре­ка­лов­ской шко­лы Об-ва по­ощ­ре­ния тру­до­любия, чл. К-та по уст­рой­ст­ву Му­зея изящ­ных ис­кусств в Мо­ск­ве. Чл. Об-ва воз­ро­ж­де­ния ху­дож. Ру­си. Суб­си­ди­ро­вал из­да­ние ж. «Мир ис­кус­ст­ва». Пай­щик Т-ва для уч­ре­ж­де­ния в Мо­ск­ве обще­доступ­но­го те­ат­ра, соз­дан­но­го для строи­тель­ст­ва МХТ. Ос­но­вал круп­ней­ший в Мо­ск­ве ро­диль­ный при­ют на 100 мест при Ста­ро­ека­те­ри­нин­ской боль­ни­це. В 1914 по­жерт­во­вал круп­ную сум­му Моск. гор. об­ществ. управ­ле­нию в свя­зи с ну­ж­да­ми во­ен. вре­ме­ни. В 1920-х гг. слу­жил кон­суль­тан­том Моск. кус­тар­но­го му­зея, в 1925 эмиг­ри­ро­вал во Фран­цию. Же­на – Оль­га Ва­силь­ев­на (1866–1953), уро­ж­дён­ная Кри­во­шеи­на, се­ст­ра А. В. Кри­во­шеи­на.

Архив М. В. Золотарёва З. Г. Морозова. Фото 1887.

Же­на Сав­вы Т. Мо­ро­зо­ва – Зи­наи­да (Зи­но­вия) Гри­горь­ев­на (1867–1.9.1947), дочь бо­го­род­ско­го куп­ца 2-й гиль­дии Г. Е. Зи­ми­на, в 1-м бра­ке за­му­жем за Сер­ге­ем Ви­ку­ло­ви­чем Мо­ро­зо­вым (1860–1921; раз­ве­лась), в 3-м бра­ке – за А. А. Рейн­бо­том, моск. гра­до­на­чаль­ни­ком в 1906–07; хо­зяй­ка са­ло­на, в ко­то­ром бы­ва­ли пи­са­те­ли Л. Н. Ан­д­ре­ев и А. П. Че­хов, ху­дож­ни­ки М. А. Вру­бель и И. И. Ле­ви­тан, ак­тёр В. И. Ка­ча­лов, ис­то­рик В. О. Клю­чев­ский, реж. К. С. Ста­ни­слав­ский, пе­вец Ф. И. Ша­ля­пин, кол­лек­цио­нер кн. С. А. Щер­ба­тов, вел. кн. Ели­за­ве­та Фё­до­ров­на и др. За­ни­ма­лась ор­га­ни­за­ци­ей кон­цер­тов, верб­ных ба­за­ров, сбо­ром средств в поль­зу го­ло­даю­щих и ра­не­ных вои­нов в 1-ю ми­ро­вую вой­ну. Поч. чл. 2-го Твер­ско­го по­пе­чи­тель­ст­ва о бед­ных. На свои сред­ст­ва по­строи­ла дом де­шё­вых квар­тир им. Сав­вы Т. Мо­ро­зо­ва (1913). Вла­де­ла име­ни­ем Гор­ки (ны­не в пос. Гор­ки Ле­нин­ские), где в 1915 по­строи­ла храм По­кро­ва Бо­го­ро­ди­цы.

Лит.: Бо­ха­нов АН. Кол­лек­цио­не­ры и ме­це­на­ты Рос­сии. М., 1989; Ли­зу­нов ВС. Ста­ро­об­ряд­че­ская Па­ле­сти­на. Оре­хо­во-Зуе­во, 1992; Мо­ро­зо­ва МК. Мои вос­по­ми­на­ния // Мо­с­ков­ский аль­бом. М., 1997; Бы­ков ВН., Ша­пош­ни­ков МБ. Мо­с­ков­ская власть и бир­жа: Био­гра­фи­че­ский сло­варь. М., 1999; Уль­я­нова ГН. Бла­го­тво­ри­тель­ность мо­с­ков­ских пред­при­ни­ма­те­лей, 1869–1914. М., 1999; Бу­рыш­кин ПА. Мо­ск­ва ку­пе­че­ская. М., 2002; По­лу­ни­на НМ. Кто есть кто в кол­лек­цио­ни­ро­ва­нии ста­рой Рос­сии: но­вый био­гра­фи­че­ский сло­варь. М., 2003; По­тки­на ИВ. На Олим­пе де­ло­во­го ус­пе­ха: Ни­коль­ская ма­ну­фак­ту­ра Мо­ро­зо­вых, 1797–1917. М., 2004.

Вернуться к началу