Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НАРО́ДНИЧЕСТВО

Авторы: В. В. Зверев

НАРО́ДНИЧЕСТВО, идео­ло­гия и об­ществ.-по­ли­тич. дви­же­ние раз­но­чин­ной ин­тел­ли­ген­ции в Рос­сии 2-й пол. 19 в., от­ра­жав­шее чая­ния со­ци­аль­но­го ра­вен­ст­ва и на­ро­до­вла­стия. Воз­ник­ло в ус­ло­ви­ях раз­ру­ше­ния об­щин­ных, кол­лек­ти­ви­ст­ских ос­нов тра­диц. об­ще­ст­ва в свя­зи со ста­нов­ле­ни­ем ка­пи­та­ли­стич. от­но­ше­ний. Идеи, раз­ви­тые впо­след­ст­вии на­род­ни­ка­ми, пер­во­на­чаль­но, в кон. 1840-х – нач. 1850-х гг., вы­дви­ну­ты А. И. Гер­це­ном и Н. Г. Чер­ны­шев­ским. В Н. су­ще­ст­во­ва­ло два те­че­ния – ра­ди­каль­ное (ре­во­лю­ци­он­ное) и уме­рен­ное («ли­бе­раль­ное», по оп­ре­де­ле­нию В. И. Ле­ни­на, или ре­фор­ма­тор­ское); в раз­ное вре­мя пре­ва­ли­ро­ва­ло од­но из них. Ра­ди­каль­ное Н. (пре­об­ла­да­ло в 1870-е – нач. 1880-х гг.) пы­та­лось вы­ра­бо­тать нац. мо­дель не­ка­пи­та­ли­стич. раз­ви­тия пу­тём свер­же­ния са­мо­дер­жав­ной вла­сти и осу­ще­ст­в­ле­ния на прак­ти­ке идеа­лов уто­пи­че­ско­го со­циа­лиз­ма. Оно по­лу­чи­ло ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние во мно­гом бла­го­да­ря раз­ви­тию субъ­ек­тив­ной со­цио­ло­гии, от­во­див­шей ре­шаю­щую роль в ис­то­рии «кри­ти­че­ски мыс­ля­щим лич­но­стям», оформ­лен­ным в мас­со­вую пар­тию. Уме­рен­ное Н. (пре­об­ла­да­ло в 1880–90-е гг.) стре­ми­лось вы­ра­бо­тать спо­со­бы по­сте­пен­ной адап­та­ции тру­до­во­го на­се­ле­ния к ус­ло­ви­ям мо­дер­ни­за­ции стра­ны, вы­сту­па­ло за не­на­сильств. ме­ры в про­ве­де­нии со­ци­аль­ных, по­ли­тич. и эко­но­мич. пре­об­ра­зо­ва­ний.

Н. воз­ла­га­ло на пе­ре­до­вую ин­тел­ли­ген­цию обя­за­тель­ст­во «воз­вра­тить долг на­ро­ду»: ра­ди­каль­ные на­род­ни­ки по­ни­ма­ли под этим са­мо­от­вер­жен­ную борь­бу ин­тел­ли­ген­ции за свер­же­ние са­мо­дер­жа­вия, уме­рен­ные на­род­ни­ки – гл. обр. не­по­сред­ст­вен­ную ра­бо­ту в на­ро­де, на­прав­лен­ную на ин­тел­лек­ту­аль­ное и нрав­ст­вен­ное раз­ви­тие кре­сть­ян­ст­ва как ус­ло­вие бу­ду­ще­го спра­вед­ли­во­го об­ществ. уст­рой­ст­ва, на улуч­ше­ние бла­го­сос­тоя­ния кре­сть­ян­ст­ва.

Народнические нелегальные издания. 1870-е гг.

Пер­вые ор­га­ни­за­ции Н. поя­ви­лись в 1860-е гг.: «Зем­ля и во­ля» 1860-х гг., ишу­тин­цы, «Руб­лё­вое об­ще­ст­во» Г. А. Ло­па­ти­на и др. Их про­грам­мы и так­тич. ус­та­нов­ки бы­ли аморф­ны и про­ти­во­ре­чи­вы. Для пер­вых на­род­нич. ор­гани­за­ций ха­рак­тер­ны по­пыт­ки по­нять ну­ж­ды и за­про­сы на­ро­да, вы­звать его об­ществ. ак­тив­ность. На­род­ни­ки пла­ни­ро­ва­ли ор­га­ни­зо­вать ар­те­ли (ком­му­ны), на­ла­дить из­да­ние книг для на­ро­да. Вме­сте с тем про­ис­хо­ди­ла бы­ст­рая ра­ди­ка­ли­за­ция их дея­тель­но­сти. Часть ишу­тин­цев на­ме­ре­ва­лась осу­ще­ст­вить за­хват вла­сти и убить им­пе­ра­то­ра, а Д. В. Ка­ра­ко­зов 4(16).4.1866 со­вер­шил пер­вое в ис­то­рии Н. по­ку­ше­ние на имп. Алек­сан­д­ра II. Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в на­род­нич. сре­де по­лу­чи­ли идеи ни­ги­лиз­ма. В 1869 С. Г. Не­ча­ев с це­лью под­го­то­вить гос. пе­ре­во­рот соз­дал ор­га­ни­за­цию «На­род­ная рас­пра­ва», по­стро­ен­ную на сле­пом под­чи­не­нии её чле­нов ли­де­ру, сверх­цен­тра­лиз­ме, тер­ро­ре, об­ра­щён­ном не толь­ко про­тив чи­нов­ни­ков, но и про­тив со­мне­ваю­щих­ся внут­ри ор­га­ни­за­ции. Ре­ак­ци­ей на «не­ча­ев­щи­ну», ко­то­рую осу­ди­ло б. ч. ре­во­люц. под­по­лья, ста­ло соз­да­ние Боль­шо­го об-ва про­па­ган­ды («чай­ков­цы»: Н. В. Чай­ков­ский, С. Л. Пе­ров­ская, П. А. Кро­пот­кин, М. А. На­тан­сон и др.).

«Арест пропагандиста». Художник И. Е. Репин. 1878. Третьяковская галерея (Москва).

В 1870-е гг. ре­во­люц. на­прав­ле­ние в Н. окон­ча­тель­но офор­ми­лось, в нём на­ме­ти­лись три те­че­ния. «Про­па­ган­ди­сты» (по­сле­до­ва­те­ли П. Л. Лав­ро­ва) по­ла­га­ли не­об­хо­ди­мым для ор­га­ни­за­ции вос­ста­ния дли­тель­ную про­па­ган­ду сре­ди нар. масс и об­шир­ную тео­ре­тич. и нравств. под­го­тов­ку ре­во­лю­цио­не­ров, объ­е­ди­нён­ных в пар­тию. «Бун­тар­ское» Н. (идео­лог – М. А. Ба­ку­нин), вклю­чав­шее наи­бо­лее ра­ди­каль­ную мо­ло­дёжь, счи­тая рус. на­род и сла­вян­ст­во в це­лом «при­ро­ж­дён­ным» со­циа­ли­стом, стре­ми­лось не­мед­лен­но под­нять нар. мас­сы на бунт про­тив ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти, го­су­дар­ст­ва и церк­ви. «За­го­вор­щи­че­ское» Н. (сто­рон­ни­ки П. Н. Тка­чё­ва) на­стаи­ва­ло на том, что ра­ди­каль­ная ин­тел­ли­ген­ция, объ­е­ди­нён­ная в пар­тию, долж­на осу­ще­ст­вить гос. пе­ре­во­рот и за­тем во­влечь в со­циа­ли­стич. пе­ре­уст­рой­ст­во на­род; по их мне­нию, го­су­дар­ст­во бу­к­валь­но «ви­се­ло в воз­ду­хе» и не име­ло нар. под­держ­ки.

«Под конвоем. По грязной дороге». Художник И. Е. Репин. 1876. Третьяковская галерея (Москва).

Во вре­мя «хо­ж­де­ния в на­род» (1874) идея нар. бун­та по­тер­пе­ла крах: кре­сть­ян­ст­во без­у­ча­ст­но или вра­ж­деб­но от­не­слось к на­род­нич. про­па­ган­де. Эта не­уда­ча за­ста­ви­ла ре­во­люц. на­род­ни­ков пе­рей­ти от «ле­ту­чей» к «осед­лой» про­па­ган­де (жить в де­рев­не под ви­дом пи­са­рей, вра­чей и т. д.), от­ка­зать­ся от ор­га­ни­зац. сис­те­мы круж­ков и соз­дать пер­вую цен­тра­ли­зо­ван­ную ре­во­люц. ор­га­ни­за­цию – «Зем­ля и во­ля» 1870-х гг. (ос­но­ва­те­ли – М. А. На­тан­сон, Г. В. Пле­ха­нов, А. А. Квят­ков­ский, Д. А. Ли­зо­губ, А. Д. Ми­хай­лов и др.). В 1879 про­изо­шёл её рас­кол, вы­зван­ный как рав­но­души­ем кре­сть­ян­ст­ва к иде­ям Н., так и ре­прес­сия­ми со сто­ро­ны пра­ви­тель­ст­ва. Сто­рон­ни­ки преж­ней так­ти­ки про­па­ган­ды сре­ди кре­сть­ян («де­ре­вен­щи­ки») объ­е­ди­ни­лись в ор­га­ни­за­цию «Чёр­ный пе­ре­дел» (П. Б. Ак­сель­род, Л. Г. Дейч, В. И. За­су­лич, Пле­ха­нов и др.). Б. ч. от­ка­за­лась от этой так­ти­ки, соз­да­ла круп­ней­шую ор­га­ни­за­цию ре­во­люц. Н. – пар­тию «На­род­ная во­ля» (А. И. Же­ля­бов, А. Д. Ми­хай­лов, Н. А. Мо­ро­зов, С. Л. Пе­ров­ская, В. Н. Фиг­нер), гл. це­лью ко­то­рой стал гос. пе­рево­рот с по­сле­дую­щим ус­та­нов­ле­ни­ем пар­ла­мент­ской рес­пуб­ли­ки. Она ве­ла ре­во­люц. про­па­ган­ду сре­ди разл. сло­ёв об­ще­ст­ва и в ар­мии, осу­ще­ст­ви­ла неск. тер­ро­ри­стич. ак­тов, один из ко­то­рых при­вёл к ги­бе­ли Алек­сан­д­ра II (1881). По­сле раз­гро­ма «На­род­ной во­ли» по­ли­ци­ей ре­во­люц. Н. ут­ра­ти­ло своё влия­ние.

На пер­вый план вы­дви­ну­лось ре­фор­ма­тор­ское Н. Его идей­ны­ми вы­ра­зи­те­ля­ми ста­ли со­труд­ни­ки газ. «Не­деля» (Я. В. Аб­ра­мов, И. И. Каб­лиц, П. П. Чер­вин­ский), вы­дви­нув­шие тео­рию «ма­лых дел», В. П. Во­рон­цов, пуб­ли­ци­сты ж. «Рус­ское бо­гат­ст­во» (С. Н. Кри­вен­ко, С. Н. Южа­ков, Н. Ф. Да­ни­ель­сон), ру­ко­во­ди­мо­го Н. К. Ми­хай­лов­ским, газ. «Сын оте­че­ст­ва» (вы­хо­ди­ла в С.-Пе­тер­бур­ге в 1862–1901) и др., ко­то­рые, ис­хо­дя из не­об­хо­ди­мо­сти ре­шать по­все­днев­ные про­бле­мы жиз­ни кре­сть­ян­ст­ва и от­ри­цая ре­во­люц. борь­бу, при­зы­ва­ли ин­тел­ли­ген­цию по­ки­дать круп­ные го­ро­да и ра­бо­тать сель­ски­ми учи­те­ля­ми, вра­ча­ми, аг­ро­но­ма­ми и т. д. с це­лью под­нять об­щий ин­тел­лек­ту­аль­ный и нравств. уро­вень на­ро­да, раз­вить его са­мо­дея­тель­ность и тем са­мым слу­жить нар. бла­гу. Они вы­дви­ну­ли про­грам­му улуч­ше­ния эко­но­мич. по­ло­же­ния на­ро­да пу­тём ор­га­ни­за­ции нар. кре­ди­та, стра­хо­во­го де­ла, со­дей­ст­вия по­куп­ке зе­мель кре­сть­яна­ми и арен­де ка­зён­ной зем­ли, рас­простра­не­ния сов­ре­мен­ных по то­му вре­ме­ни зем­ле­дельч. ору­дий, обес­пе­че­ния на­се­ле­ния се­ме­на­ми вы­со­ко­про­дук­тив­ных сор­тов с.-х. куль­тур, раз­ви­тия кре­сть­ян­ских про­мы­слов и коо­пе­ра­ции. Гл. роль в реа­ли­за­ции этой про­грам­мы ре­фор­ма­тор­ские на­род­ни­ки от­во­ди­ли ле­галь­ной дея­тель­но­сти в об­ществ. ор­га­ни­за­ци­ях, ра­бо­те в зем­ст­вах, вы­сту­п­ле­ни­ям в пе­ча­ти. Тео­рия «ма­лых дел» в 1880–90-е гг. во­пло­ща­лась в ре­аль­ной дея­тель­но­сти мн. ты­сяч мо­ло­дых лю­дей из са­мых разл. сло­ёв об­ще­ст­ва. По­пу­ляр­но­сти идей ре­фор­ма­тор­ских на­род­ни­ков спо­соб­ст­во­ва­ло и изу­че­ние по­ре­фор­мен­ной рус. де­рев­ни на­род­ни­ка­ми-эко­но­ми­ста­ми (Во­рон­цов, Да­ни­ель­сон и др.).

Н. ока­за­ло су­ще­ст­вен­ное влия­ние на куль­ту­ру 2-й пол. 19 в. К не­му бы­ли близ­ки пи­са­те­ли Н. Г. Га­рин-Ми­хай­лов­ский, П. В. За­со­дим­ский, Н. Н. Зла­то­врат­ский, В. Г. Ко­ро­лен­ко, Н. А. Не­кра­сов, Д. Н. Ма­мин-Си­би­ряк, М. Е. Сал­ты­ков-Щед­рин, Г. И. Ус­пен­ский. Влия­ние на­род­нич. идео­ло­гии про­яви­лось в изо­бра­зит. иск-ве в твор­че­ст­ве ху­дож­ни­ков В. В. Ве­ре­ща­ги­на, И. Н. Крам­ско­го, В. Е. Ма­ков­ско­го, В. Г. Пе­ро­ва, И. Е. Ре­пи­на, Н. А. Яро­шен­ко и др. В то же вре­мя часть ин­тел­ли­ген­ции осу­ж­да­ла ре­во­люц. Н. (Ф. М. Дос­то­ев­ский, К. Н. Ле­он­ть­ев, Н. С. Лес­ков и др.).

На ру­бе­же 19–20 вв. как воз­ро­ж­дав­шее­ся ре­во­люц. Н., так и уме­рен­ное Н. транс­фор­ми­ро­ва­лись в не­она­род­ни­че­ст­во.

Лит.: Ап­тек­ман О. В. Из ис­то­рии ре­во­лю­ци­он­но­го на­род­ни­че­ст­ва. «Зем­ля и во­ля» 70-х гг. М., 1906; Бо­гу­чар­ский В. Я. Ак­тив­ное на­род­ни­че­ст­во се­ми­де­ся­тых го­дов. М., 1912; он же. Из ис­то­рии по­ли­ти­че­ской борь­бы в 70-х и 80-х гг. XIX в. Пар­тия «На­род­ной во­ли», ее про­ис­хо­ж­де­ние, судь­бы и ги­бель. М., 1912; Пле­ха­нов Г. В. На­ши раз­но­гла­сия. М.; П., 1922; он же. Со­циа­лизм и по­ли­ти­че­ская борь­ба. М., 1959; Мар­тов Л. Об­ще­ст­вен­ные и ум­ст­вен­ные те­че­ния в Рос­сии 1870–1905 гг. Л.; М., 1924; Лав­ров П. Л. На­род­ни­ки-про­па­ган­ди­сты. 1873–1878 гг. 2-е изд. Л., 1925; По­таш М. На­род­ни­че­ский со­циа­лизм. М.; Л., 1930; Козь­мин Б. П. От «де­вят­на­дца­то­го фев­ра­ля» к «пер­во­му мар­та». М., 1933; он же. Рус­ская сек­ция Пер­во­го Ин­тер­на­цио­на­ла. М., 1957; он же. Из ис­то­рии ре­во­лю­ци­он­ной мыс­ли в Рос­сии. М., 1961; Ле­нин В. И. Что та­кое «дру­зья на­ро­да» и как они вою­ют про­тив со­ци­ал-де­мо­кра­тов? // Ле­нин В. И. Полн. собр. соч. 5-е изд. М., 1958. Т. 1; он же. К ха­рак­те­ри­сти­ке эко­но­ми­че­ско­го ро­ман­тиз­ма // Там же. М., 1958. Т. 2; он же. От ка­ко­го на­след­ст­ва мы от­ка­зы­ва­ем­ся? // Там же; он же. На­род­ни­че­ст­вую­щая бур­жуа­зия и рас­те­рян­ное на­род­ни­че­ст­во // Там же. М., 1959. Т. 8; Фи­лип­пов Р. В. Пер­вый этап «хо­ж­де­ния в на­род». 1873–1874. Пет­ро­за­водск, 1960; Ан­то­нов В. Ф. Ре­во­лю­ци­он­ное на­род­ни­че­ст­во. М., 1965; Итен­берг Б. С. Дви­же­ние ре­во­лю­ци­он­но­го на­род­ни­че­ст­ва. М., 1965; Се­дов М. Г. Ге­рои­че­ский пе­ри­од ре­во­лю­ци­он­но­го на­род­ни­че­ст­ва. М., 1966; Волк С. С. «На­род­ная во­ля». 1879–1882. М.; Л., 1966; Твар­дов­ская В. А. Со­циа­ли­сти­че­ская мысль Рос­сии на ру­бе­же 1870–1880-х гг. М., 1969; Хо­рос В. Г. На­родни­че­ская идео­ло­гия и мар­ксизм (ко­нец XIX в.). М.., 1972; Тро­иц­кий Н. А. Бе­зум­ст­во храб­рых. М., 1979; он же. Кре­сто­нос­цы со­циа­лиз­ма. Са­ра­тов, 2002; Шах­ма­тов Б. М. П. Н. Тка­чев. Этю­ды к твор­че­ско­му порт­ре­ту. М., 1981; Пан­тин И. К., Пли­мак Е. Г., Хо­рос В. Г. Ре­во­лю­ци­он­ная тра­ди­ция в Рос­сии. М., 1986; Пи­ру­мо­ва Н. М. Со­ци­аль­ная док­три­на М. А. Ба­ку­ни­на. М., 1990; Руд­ниц­кая Е. Л. Рус­ский блан­кизм: П. Тка­чев. М., 1992; Ба­лу­ев Б. П. Ли­бе­раль­ное на­род­ни­че­ст­во на ру­бе­же XIX–XX вв. М., 1995; Твар­дов­ская В. А., Итен­берг Б. С. Рус­ские и К. Маркс: вы­бор или судь­ба. М., 1999; Буд­ниц­кий О. В. Тер­ро­ризм в рос­сий­ском ос­во­бо­ди­тель­ном дви­же­нии. М., 2000.

Вернуться к началу