Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КУЛАКИ́

Авторы: В. А. Ильиных

КУЛАКИ́, при­ня­тое в рос. и сов. лит-ре на­зва­ние слоя за­жи­точ­ных кре­сть­ян. Пер­во­на­чаль­но тер­мин «К.» воз­ник в кре­сть­ян­ской сре­де и обо­зна­чал кре­сть­ян, за­ни­мав­ших­ся пе­ре­куп­ка­ми, спе­ку­ля­ци­ей и рос­тов­щи­че­ст­вом. Ба­зо­вы­ми кри­те­рия­ми при­чис­ле­ния к К. яв­ля­лись осу­ж­дав­шие­ся сель­ским об­щест­вом или го­су­дар­ст­вом спо­со­бы дос­ти­же­ния со­стоя­тель­но­сти (низ­кие за­ку­поч­ные це­ны, ка­баль­ные зай­мы и пр.). От­сю­да об­раз­ное, си­но­ни­мич­ное оп­ре­де­ле­ние ку­ла­ка – «ми­ро­ед» (мир – об­щи­на). В до­ре­во­люц. пе­ри­од боль­ше­ви­ст­ские тео­ре­ти­ки (В. И. Ле­нин, Л. Б. Кра­син и др.) раз­гра­ни­чи­ва­ли соб­ст­вен­но К. (рос­тов­щи­ков, пе­ре­куп­щи­ков) и кре­сть­ян-пред­при­ни­ма­те­лей (за­жи­точ­ных кре­сть­ян-то­ва­ро­про­из­во­ди­те­лей, ко­то­рые в 1913 да­ли 50% то­вар­но­го хле­ба); обе груп­пы по рет­ро­спек­тив­ной оцен­ке офиц. сов. ста­ти­сти­ки в 1917 со­став­ля­ли 15% все­го кре­сть­ян­ст­ва.

По­сле то­го как в 1918 за­жи­точ­ное кре­сть­ян­ст­во вы­сту­пи­ло про­тив ре­к­ви­зи­ци­он­ной про­до­воль­ст­вен­ной по­ли­ти­ки сов. го­су­дар­ст­ва, боль­ше­ви­ки пе­ре­ста­ли раз­де­лять его на две груп­пы, со­еди­нив в еди­ный «класс» – К. (по В. И. Ле­ни­ну, «са­мых звер­ских, са­мых гру­бых, са­мых ди­ких экс­плуа­та­то­ров»). В Гражд. вой­ну 1917–22 К. бы­ли ли­бо ра­зо­ре­ны, ли­бо са­ми со­кра­ти­ли раз­ме­ры сво­их хо­зяйств. Вос­ста­нов­ле­ние с. х-ва при про­ве­де­нии но­вой эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ки сти­му­ли­ро­ва­ло воз­ро­ж­де­ние за­жи­точ­но­го кре­сть­ян­ст­ва. Его до­ля и со­стоя­тель­ность на­столь­ко су­ще­ст­вен­но ус­ту­па­ли до­ре­во­люц. уров­ню, что не­ко­то­рые ана­ли­ти­ки (А. В. Чая­нов, А. Н. Че­лин­цев и др.) во­об­ще не на­хо­ди­ли К. в нэ­пов­ской де­рев­не. Спе­циа­ли­сты, об­ра­бо­тав­шие в со­от­вет­ст­вии с со­ци­аль­ным за­ка­зом сов. вла­сти гнез­до­вую ди­на­мич. пе­ре­пись 1927, от­не­сли к ку­лац­ким 3,9% кре­сть­ян­ских хо­зяйств СССР (на Сев. Кав­ка­зе – 5,8%, в Си­би­ри – 6,7%). Раз­вер­нув­шее­ся в кон. 1920-х гг. гос. на­сту­п­ле­ние на за­жи­точ­ных кре­сть­ян при­ве­ло к со­кра­ще­нию их чис­лен­но­сти. К нач. 1930 К. как со­ци­аль­но-иму­ще­ст­вен­ная груп­па кре­сть­ян­ст­ва фак­ти­че­ски пе­ре­ста­ли су­ще­ст­во­вать. Ли­де­ры ВКП(б) иг­но­ри­ро­ва­ли дан­ное об­стоя­тель­ст­во и про­ве­ли рас­ку­ла­чи­ва­ние де­рев­ни. В ус­ло­ви­ях кол­лек­ти­ви­за­ции к ка­те­го­рии К. мог быть от­не­сён лю­бой по­ли­ти­че­ски не­бла­го­на­дёж­ный с точ­ки зре­ния вла­стей сель­ский жи­тель или пе­ре­ехав­ший из де­рев­ни го­ро­жа­нин. Вы­вод о ли­к­ви­да­ции в СССР экс­плуа­та­тор­ских клас­сов, вклю­чая К., был сде­лан в 1939. С 1947 по­этап­но осу­ще­ст­в­ля­лось сня­тие с учё­та спец­по­се­ле­ния и вос­ста­нов­ле­ние в пра­вах рас­ку­ла­чен­ных кре­сть­ян и чле­нов их се­мей, в 1954 окон­ча­тель­но бы­ла ли­к­ви­ди­ро­ва­на «ку­лац­кая ссыл­ка».

Вернуться к началу