Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КРОПО́ТКИН

Авторы: В. А. Маркин
П. А. Кропоткин. Фото. 1906.

КРОПО́ТКИН Пётр Алек­сее­вич [27.11(9.12).1842, Мо­ск­ва – 8.2.1921, г. Дмит­ров Моск. губ.], князь, рос. учё­ный, один из тео­ре­ти­ков анар­хиз­ма, уча­ст­ник рос. и ев­роп. ре­во­люц. дви­же­ния. Из ро­да Кро­пот­ки­ных. Окон­чил с от­ли­чи­ем Па­же­ский кор­пус в С.-Пе­тер­бур­ге (1862; с 1861 ка­мер-паж имп. Алек­сан­д­ра II). От­ка­зав­шись от при­ви­ле­гий, из­брал для служ­бы не­пре­стиж­ное Амур­ское ка­за­чье вой­ско (сот­ник, еса­ул). В 1862–66 адъю­тант, за­тем чи­нов­ник осо­бых по­ру­че­ний при шта­бе Вос­точ­но-Си­бир­ско­го ВО (Ир­кутск) и при во­ен. гу­бер­на­то­ре За­бай­каль­ской обл. (Чи­та). Уча­ст­во­вал в под­го­тов­ке ре­форм ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния и тю­рем­ной сис­те­мы. По собств. ини­циа­ти­ве, под­дер­жан­ной Вос­точ­но-Си­бир­ским от­де­лом РГО, за­ни­мал­ся на­уч. ис­сле­до­ва­ния­ми бас­сей­нов рек Амур и Ле­на, бе­ре­гов оз. Бай­кал, Вост. Сая­на, Мань­чжу­рии и сев. час­ти За­бай­ка­лья. В 1867 по­дал в от­став­ку (при­ня­та в 1868), вер­нул­ся в С.-Пе­тер­бург. Учил­ся на фи­зи­ко-ма­те­ма­тич. ф-те С.-Пе­терб. ун-та (1867–71), в 1867–69 ра­бо­тал в Центр. ста­ти­стич. ко­ми­те­те МВД. Член С.-Пе­терб. об-ва ес­те­ст­во­ис­пы­та­те­лей и Моск. об-ва ис­пы­та­те­лей при­ро­ды. Осо­бую роль от­во­дил гео­гра­фии, ко­то­рую счи­тал нау­кой о за­ко­нах, управ­ляю­щих про­цес­са­ми из­ме­не­ния «ли­ка Зем­ли», ин­тег­ри­рую­щей дос­ти­же­ния смеж­ных ес­теств. на­ук. Член-со­труд­ник РГО и ря­да его по­сто­ян­ных комис­сий (ме­тео­ро­ло­ги­че­ской, по ни­ве­ли­ров­ке Си­би­ри и др.), с февр. 1868 сек­ре­тарь от­де­ле­ния фи­зич. и ма­те­ма­тич. гео­гра­фии РГО. Один из ос­но­во­по­лож­ни­ков уче­ния о лед­ни­ко­вых фор­мах рель­е­фа. Со­ста­вил гип­со­мет­рич. кар­ты Ви­тим­ско­го плос­ко­го­рья, Олёк­мин­ско­го Ста­но­ви­ка, Ми­ну­син­ско­го и Крас­но­яр­ско­го ок­ру­гов Ени­сей­ской губ., час­ти Мон­го­лии, Мань­чжу­рии и о. Са­ха­лин, ко­рен­ным об­ра­зом из­ме­нив­шие пред­став­ле­ния о рель­е­фе Азии. Ис­пра­вил схе­му рас­по­ло­же­ния гор­ных хреб­тов, об­на­ру­жил су­ще­ст­во­ва­ние срав­ни­тель­но мо­ло­дых вул­ка­нов в центр. час­ти Азии, а так­же мно­го­числ. сле­ды древ­не­го си­бир­ско­го оле­де­не­ния. Пред­ло­жил мо­дель сту­пен­ча­то­го уст­рой­ст­ва ази­ат. рель­е­фа (во мно­гом под­твер­жда­ет­ся совр. ис­сле­до­ва­те­ля­ми). В 1871 под­го­то­вил док­лад о ком­плекс­ных ис­сле­до­ва­ни­ях в Арк­ти­ке (одоб­рен РГО), воз­гла­вил ко­мис­сию РГО по со­став­ле­нию про­ек­та экс­пе­ди­ции в при­мы­каю­щие к бе­ре­гам Рос­сии мо­ря Сев. Ле­до­ви­то­го ок. (не со­стоя­лась). Ле­том то­го же го­да К. изу­чал сле­ды лед­ни­ко­вой дея­тель­но­сти в Вел. кн-ве Фин­лянд­ском и Шве­ции, ус­та­но­вил, что ха­рак­тер­ные для Скан­ди­на­вии вы­тя­ну­тые на де­сят­ки и сот­ни ки­ло­мет­ров гря­ды (озы) име­ют лед­ни­ко­вое про­ис­хо­ж­де­ние. Вы­ска­зал неск. важ­ных идей в гля­цио­ло­гии и па­лео­гео­гра­фии. За­ни­ма­ясь био­ло­ги­ей, К. сфор­му­ли­ро­вал тео­рию эво­лю­ции жи­вых су­ществ, со­глас­но ко­то­рой оп­ре­де­ляю­щим фак­то­ром эво­лю­ции яв­ля­ет­ся не борь­ба за су­ще­ст­во­ва­ние, как счи­та­ли со­ци­ал-дар­ви­ни­сты (см. Дар­ви­низм со­ци­аль­ный), а со­ли­дар­ность и вза­им­ная по­мощь. Эту тео­рию К. рас­про­стра­нил так­же и на че­ло­ве­че­ские со­об­ще­ст­ва.

В 1872 К. уе­хал в Швей­ца­рию, где всту­пил в Юр­скую фе­де­ра­цию Ин­тер­на­цио­на­ла 1-го, в ко­то­рой пре­об­ла­да­ли при­вер­жен­цы идей М. А. Ба­ку­ни­на. Вско­ре вер­нул­ся в С.-Пе­тер­бург, при­сое­ди­нил­ся к на­род­нич. круж­ку «чай­ков­цев», ав­тор его про­грамм­ной за­пис­ки. Вёл ре­во­люц. про­па­ган­ду сре­ди ра­бо­чих. В 1874 аре­сто­ван, от­бы­вал за­клю­че­ние в Пе­тро­пав­лов­ской кре­по­сти (где за­вер­шил ра­бо­ту над 1-м то­мом кн. «Ис­сле­до­ва­ния о лед­ни­ко­вом пе­рио­де», 1876; ти­раж кон­фи­ско­ван). Вес­ной 1876 пе­ре­ве­дён в тю­рем­ное от­де­ле­ние Ни­ко­ла­ев­ско­го во­ен. гос­пи­та­ля, от­ку­да 30 ию­ня (12 ию­ля) то­го же го­да бе­жал с по­мо­щью ос­тав­ших­ся на сво­бо­де быв. чле­нов круж­ка «чай­ков­цев», уе­хал за гра­ни­цу.

С 1870-х гг. К. раз­ра­ба­ты­вал свою анар­хич. тео­рию. Он ис­хо­дил из то­го, что че­рез всю ис­то­рию че­ло­ве­че­ст­ва про­хо­дят два вра­ж­деб­ных те­че­ния: на­род­ное, фе­де­ра­ли­ст­ское (стрем­ле­ние творч. «боль­шин­ст­ва» к сво­бо­де, что К. счи­тал чер­той, ес­те­ст­вен­но при­су­щей лю­бо­му че­ло­ве­ку), и го­су­дар­ст­вен­ное, им­пер­ское (стрем­ле­ние «мень­шин­ст­ва» к вла­сти и под­чи­не­нию «боль­шин­ст­ва»). В пер­во­быт­ных об­ще­ст­вах, в Древ­ней Гре­ции, а так­же в Ев­ро­пе 5–16 вв. гос­под­ство­вала, по мне­нию К., пер­вая тен­ден­ция (лю­дей то­го вре­ме­ни он на­зы­вал фе­де­ра­ли­ста­ми), что про­яв­ля­лось в об­ра­зова­нии сель­ских об­щин, ср.-век. це­хов и воль­ных го­ро­дов, ру­ко­во­дство­вав­ших­ся в сво­ей дея­тель­но­сти обыч­ным пра­вом (про­яв­ле­ние фе­де­ра­ли­ст­ской тен­ден­ции К. ви­дел и в совр. ор­га­ни­за­ци­ях – на­уч­ных и про­све­ти­тель­ских об­ще­ст­вах, му­ни­ци­паль­ных служ­бах и т. д.). В та­ких объ­е­ди­не­ни­ях, счи­тал К., яр­че все­го об­на­ру­жи­лись спо­соб­ность лю­дей к сво­бод­но­му твор­че­ст­ву, их же­ла­ние са­мим ор­га­ни­зо­вать свою жизнь на ос­но­ве вза­им­но­го со­гла­сия и спра­вед­ли­во­сти, не при­бе­гая для это­го к уча­стию го­су­дар­ст­ва. В чув­ст­ве со­ли­дар­но­сти К. ви­дел за­ло­жен­ный при­ро­дой «ин­стинкт», а его ес­теств. про­дол­же­ни­ем счи­тал при­су­щую лю­дям нрав­ст­вен­ность (она про­яв­ля­лась в осоз­на­нии «тес­ной за­ви­си­мо­сти сча­стья ка­ж­дой лич­но­сти от сча­стья всех» и в от­но­ше­нии од­но­го че­ло­ве­ка к дру­гому как к рав­но­му). В сво­бод­ных объ­е­ди­не­ни­ях ка­ж­дый мог раз­ви­вать свою ин­ди­ви­ду­аль­ность, и по­это­му об­ще­ст­во по­сто­ян­но дви­га­лось впе­рёд. Че­ло­ве­че­ст­во то­го вре­ме­ни дос­тиг­ло наи­выс­шей точ­ки раз­ви­тия: про­из­вод­ст­во, ре­мёс­ла, с. х-во, иск-во на­хо­ди­лись, как счи­тал К., на не­пре­взой­дён­ном ка­че­ст­вен­ном уров­не. Все не­об­хо­ди­мые сво­бод­но­му че­ло­ве­ку уч­ре­ж­де­ния (напр., суд при­сяж­ных) бы­ли соз­да­ны имен­но в этих об­ще­ст­вах. Сво­бод­ные объ­е­ди­не­ния по­сте­пен­но по­гло­ща­лись го­су­дар­ст­вом (сою­зом вое­началь­ни­ков, за­ко­но­да­те­лей и Церк­ви), ко­то­рое, по мне­нию К., поя­ви­лось, ко­гда у «мень­шин­ст­ва» воз­ник­ло же­ла­ние удер­жать в сво­их ру­ках зе­мель­ную соб­ст­вен­ность. Его гл. при­зна­ка­ми К. на­зы­вал цен­тра­ли­за­цию вла­сти, еди­ное за­ко­но­да­тель­ст­во («пи­са­ные за­ко­ны»), со­став­лен­ное в поль­зу «мень­шин­ст­ва», и суд, соз­дан­ный для за­щи­ты «вла­сти и ка­пи­та­ла» (са­мым яр­ким при­ме­ром го­су­дар­ст­ва К. на­зы­вал Др.-рим. им­пе­рию, ко­то­рая бы­ла не «сою­зом гра­ж­дан, а сбо­ри­щем под­дан­ных»). Что­бы уп­ро­чить свою власть, го­су­дар­ст­во раз­ви­ва­ло в лю­дях «дух доб­ро­воль­но­го раб­ст­ва», под­дер­жи­ва­ло миф о не­спо­соб­но­сти на­ро­да к са­мо­стоя­тель­но­сти, о не­об­хо­ди­мо­сти при­ну­ж­де­ния для управ­ле­ния им. Вос­ста­нов­ле­ние сво­бод­но­го раз­ви­тия лич­но­сти воз­мож­но, как счи­тал К., толь­ко при анар­хич. уст­рой­ст­ве об­ще­ст­ва, с унич­то­же­ни­ем го­су­дар­ст­ва. Един­ст­вен­ный путь для это­го – ре­во­лю­ция, со­вер­шён­ная в ин­те­ре­сах все­го об­ще­ст­ва, а не од­но­го клас­са. В ней К. ви­дел про­яв­ле­ние соз­нат. твор­че­ст­ва на­ро­да, не­об­хо­ди­мый эле­мент об­ществ. про­грес­са, рез­кий ска­чок впе­рёд, ко­то­рый по­вто­ря­ет­ся ка­ж­дые 100–130 лет и за­да­ёт сле­дую­ще­му эта­пу раз­ви­тия об­ще­ст­ва оп­ре­де­лён­ное на­прав­ле­ние. При этом К. пре­дос­те­ре­гал от за­хва­та вла­сти к.-л. од­ной пар­ти­ей в хо­де ре­во­лю­ции, что, по его мне­нию, все­гда при­во­дит к тор­же­ст­ву дес­по­тиз­ма и про­из­во­ла. С унич­то­же­ни­ем го­су­дар­ст­ва, счи­тал К., воз­ник­нет анар­хич. об­ще­ст­во в ви­де фе­де­ра­ции воль­ных об­щин, сре­ди лю­дей вос­тор­же­ст­ву­ют прин­ци­пы взаи­мо­по­мо­щи и со­ли­дар­но­сти. Эко­но­мич. ос­но­ву об­ще­ст­ва со­ста­вит ком­му­низм (про­из-во не ра­ди при­бы­ли, а для удов­ле­тво­ре­ния по­треб­но­стей об­ще­ст­ва). Для его дос­тиже­ния не­об­хо­ди­мо про­вес­ти экс­про­приа­цию, воз­вра­тить об­ще­ст­ву всё, что при­над­ле­жа­ло ему по пра­ву, но бы­ло от­ня­то го­су­дар­ст­вом, унич­то­жить на­ём­ный труд и раз­де­ле­ние тру­да, вве­сти но­вый спо­соб рас­пре­де­ле­ния благ, при ко­то­ром, по мне­нию К., ка­ж­дый, имея пра­во «на до­воль­ст­во», смо­жет брать сколь­ко угод­но то­го, что име­ет­ся в изо­би­лии, и по­лу­чать ог­ра­ни­чен­ное ко­ли­че­ст­во то­го, что при­хо­дит­ся счи­тать и де­лить. Бу­дет су­ще­ст­во­вать пря­мой про­дук­то­об­мен и ин­те­гра­ция тру­да (об­ра­бот­ка зем­ли как сель­ски­ми, так и гор. жи­те­ля­ми, со­еди­не­ние ум­ст­вен­но­го и фи­зич. тру­да, про­из­водств. обу­че­ние и т. п.).

В эмиг­ра­ции К. про­дол­жил на­уч. и ре­во­люц. дея­тель­ность. В Швей­ца­рии он уча­ст­во­вал в из­да­нии «Бюл­ле­те­ня Юр­ской фе­де­ра­ции» («Bulletin de la Fédéra­tion jurassienne», 1876–78), со­труд­ни­чал в «Ра­бо­чей га­зе­те» («Journal des Ouv­riers», 1876–77). В 1877 де­ле­гат кон­грес­са Ме­ж­ду­нар. объ­е­ди­не­ния анар­хи­стов в Вер­вье (Бель­гия) и Ме­ж­ду­нар. со­циа­ли­стич. кон­грес­са в Ген­те (Бель­гия). Из-за уг­ро­зы аре­ста вы­ехал в Лон­дон, где со­би­рал ма­те­риа­лы по ис­то­рии Франц. ре­во­лю­ции 18 в. (в 1909 опуб­ли­ко­вал ра­бо­ту «Ве­ли­кая ре­во­лю­ция, 1789–1793» – «La Grande Revolution, 1789–1793», в ко­то­рой впер­вые по­ка­зал роль нар. масс в ре­во­лю­ции; кни­га по­лу­чи­ла при­зна­ние в оте­че­ст­вен­ной и за­ру­беж­ной ис­то­рич. нау­ке как вы­даю­щее­ся ис­сле­до­ва­ние). Вес­ной 1878 вёл ре­во­люц. про­па­ган­ду сре­ди ра­бо­чих в Па­ри­же. За­тем вновь в Швей­ца­рии, с февр. 1879 в Же­не­ве из­да­вал газ. «Бун­тов­щик» («Le Révolté»). В 1881 уча­ст­во­вал в кон­грес­се анар­хи­стов в Лон­до­не. В том же го­ду по на­стоя­нию рос. пра­ви­тель­ст­ва вы­слан из Швей­ца­рии. Жил во Фран­ции, где при со­дей­ст­вии рос. ди­пло­ма­тии в дек. 1882 был аре­сто­ван вме­сте с др. чле­на­ми Ин­тер­на­цио­на­ла (уже не су­ще­ст­во­вав­ше­го), в янв. 1883 на Ли­он­ском про­цес­се анар­хи­стов при­го­во­рён к 5 го­дам за­клю­че­ния. Со­дер­жал­ся в тюрь­ме Клер­во (со­труд­ни­чал с Брит. эн­цик­ло­пе­ди­ей, уча­ст­во­вал в под­го­тов­ке мно­го­том­но­го тру­да «Все­об­щая гео­гра­фия» Ж. Ж. Э. Рек­лю). В янв. 1886 ос­во­бо­ж­дён бла­го­да­ря хо­да­тай­ст­ву груп­пы брит. и франц. дея­те­лей нау­ки и куль­ту­ры во гла­ве с В. Гю­го. В 1886–1917 жил в Ве­ли­ко­бри­та­нии, вы­сту­пал с док­ла­да­ми и лек­ция­ми, а так­же с ре­ча­ми на ми­тин­гах в под­держ­ку по­ли­тич. за­клю­чён­ных в Рос­сии. С 1888 ре­дак­тор-из­да­тель и осн. пуб­ли­цист газ. «Сво­бо­да» («Freedom», Лон­дон). Вёл раз­дел «Со­вре­мен­ная нау­ка» в ж. «Тhе Nineteenth Century» (1892–1901; Лон­дон). Член Брит. ас­со­циа­ции со­дей­ст­вия раз­ви­тию нау­ки (с 1893). В 1897 и 1901 совер­шил по­езд­ки в США и Ка­на­ду, чи­тал в уни­вер­си­те­тах лек­ции по анар­хиз­му и рус. лит-ре [в пе­ре­ра­бо­тан­ном ви­де из­да­ны под назв. «Идеа­лы и дей­ст­ви­тель­ность в рус­ской ли­те­ра­ту­ре» («Ide­als and reali­ties in Russian literature») в Лон­до­не, 1905, на рус. яз. – в С.-Пе­тер­бур­ге, 1907], уча­ст­во­вал в ра­бо­тах кон­грес­са Брит. на­уч. ас­со­циа­ции в То­рон­то (1901). По прось­бе Л. Н. Тол­сто­го (К. вёл с ним об­шир­ную пе­ре­пис­ку че­рез В. Г. Черт­ко­ва) спо­соб­ст­во­вал пе­ре­се­ле­нию из Рос. им­пе­рии в Ка­на­ду зна­чит. час­ти ду­хо­бор­цев (1898–99). В сент. 1900 уча­ст­вовал в не­ле­галь­ных со­ве­щани­ях анар­хистов стран Зап. Ев­ро­пы и Аме­ри­ки в Лон­до­не. В 1904 соз­дал Лон­дон­скую груп­пу рус. ра­бо­чих-анар­хи­стов с це­лью из­да­ния аги­тац. лит-ры для Рос­сии, в 1903–05 со­труд­ник анар­хич. газ. «Хлеб и во­ля» (Же­не­ва; в 1906–07 гл. ред. изда­вав­ших­ся на рус. яз. ли­ст­ков «Хлеб и во­ля»). В дек. 1904 пред. 1-й кон­фе­рен­ции (съез­да) рос. анар­хистов-ком­му­ни­стов за гра­ни­цей (Лон­дон). Уча­ст­ник Со­б­ра­ния рос. эмиг­ран­тов-анар­хи­стов (сент. 1905, Па­риж), Съез­да рос. анар­хи­стов-ком­му­ни­стов (сент. 1906, Лон­дон), Кон­фе­рен­ции анар­хи­стов-эмиг­ран­тов (янв. 1907, Па­риж). Вы­сту­пал в ев­роп. пе­ча­ти со стать­я­ми в под­держ­ку Ре­во­лю­ции 1905–1907. С на­ча­лом 1-й ми­ро­вой вой­ны К. под­верг рез­кой кри­ти­ке пра­вя­щие кру­ги Гер­ма­нии (ви­дел в них оп­лот ре­ак­ции и ми­ли­та­риз­ма, угро­зу ев­роп. ци­ви­ли­за­ции), вы­сту­пил в под­держ­ку Фран­ции (счи­тал её цен­тром ми­ро­во­го ре­во­люц. дви­же­ния), Ве­ли­ко­бри­та­нии и Рос­сии.

По­сле Февр. ре­во­лю­ции 1917 К. воз­вра­тил­ся в Рос­сию. Уча­ст­во­вал в ра­бо­те Го­су­дар­ст­вен­но­го со­ве­ща­ния (авг. 1917) (что вы­зва­ло не­до­воль­ст­во рос. анар­хи­ст­ских ор­га­ни­за­ций), при­звал всех его де­ле­га­тов объ­е­ди­нить­ся для строи­тель­ст­ва «но­вой Рос­сии», ко­то­рую пред­ло­жил про­воз­гла­сить фе­де­ра­тив­ной де­мо­кра­тич. рес­пуб­ли­кой, не до­жи­да­ясь со­зы­ва Уч­ре­дит. со­б­ра­ния. От­верг пред­ло­же­ние А. Ф. Ке­рен­ско­го за­нять пост ми­ни­ст­ра во Врем. пра­ви­тель­ст­ве, зая­вил, что счи­та­ет «ре­мес­ло чис­тиль­щи­ка са­пог бо­лее че­ст­ным и по­лез­ным де­лом». В це­лом К. ока­зал­ся в сто­ро­не от анар­хич. дви­же­ния в Рос­сии в пе­ри­од Гражд. вой­ны 1917–1922. В Окт. ре­во­лю­ции 1917 К. пер­во­на­чаль­но ви­дел уг­луб­ле­ние го­то­вив­шей­ся на про­тя­же­нии мн. лет и на­чав­шей­ся в фев­ра­ле со­ци­аль­ной ре­во­лю­ции, за­тем вы­сту­пил с кри­ти­кой дик­та­ту­ры боль­ше­ви­ст­ской пар­тии, ко­то­рую об­ви­нил в узур­па­ции вла­сти, срав­ни­вал по­ли­ти­ку боль­ше­ви­ков с по­ли­ти­кой яко­бин­ско­го К-та об­ществ. спа­се­ния и пред­ска­зы­вал ско­рую ги­бель ре­во­лю­ции. Вы­сту­пал в за­щи­ту коо­пе­ра­ции, счи­тал её ос­но­вой со­циа­лиз­ма. Один из ос­но­ва­те­лей Ли­ги фе­де­ра­ли­стов, соз­дан­ной в 1918 для про­па­ган­ды идей фе­де­ра­лиз­ма. С ию­ля 1918 жил в Дмит­ро­ве. От­ка­зал­ся от пред­ло­же­ния Швед. мла­до­со­циа­ли­стич. пар­тии вы­ехать за гра­ни­цу. Ра­бо­тал над кн. «Эти­ка», при­дя в кон­це жиз­ни к убе­ж­де­нию о не­об­хо­ди­мо­сти дли­тель­ной этич. са­мо­под­го­тов­ки об­ще­ст­ва к его анар­хич. пре­об­ра­зо­ва­нию (не за­вер­ше­на; т. 1 из­дан посм., 1922). По­хо­ро­ны К. на Но­во­де­вичь­ем клад­би­ще в Мо­ск­ве вы­ли­лись в мно­го­ты­сяч­ную де­мон­ст­ра­цию.

Ав­тор вос­по­ми­на­ний «За­пис­ки ре­во­лю­цио­не­ра» (1-е отд. изд. – Лон­дон, 1899, на англ. яз.; на рус. яз. – там же, 1902; не­од­но­крат­но пе­ре­из­да­ва­лись).

В 1923–40 в Мо­ск­ве дей­ст­во­вал Му­зей Кро­пот­ки­на, ко­то­рый был ме­стом встреч анар­хи­стов и чле­нов Об­ще­ст­ва быв­ших по­ли­ти­че­ских ка­тор­жан и ссыль­но­по­се­лен­цев. Име­нем К. на­зва­ны ост­ро­ва и лед­ни­ки ар­хи­пе­ла­гов Зем­ля Фран­ца-Ио­си­фа, Шпиц­бер­ген, Сев. Зем­ля, гор­ные хреб­ты в Вост. Си­би­ри и Ан­тарк­ти­де, го­род в Крас­но­дар­ском крае, по­сё­лок гор. ти­па в Ир­кут­ской обл., ули­цы во мно­гих рос. го­ро­дах, стан­ция мет­ро­по­ли­те­на в Мо­ск­ве. В 2004 в Дмит­ро­ве от­крыт па­мят­ник К. ра­бо­ты скульп­то­ра А. И. Ру­ка­виш­ни­ко­ва.

Соч.: Об­щий очерк оро­гра­фии Вос­точ­ной Си­би­ри. СПб., 1873; От­чет об Олек­мин­ско-Ви­тим­ской экс­пе­ди­ции... СПб., 1873; Без­на­чаль­ный ком­му­низм и экс­про­приа­ция. М., 1906; Ком­му­низм и анар­хия. СПб., 1906; Ре­чи бун­тов­щи­ка. СПб., 1906; Го­су­дар­ст­во и его ис­то­ри­че­ская роль. М., 1917; Ве­ли­кая Фран­цуз­ская ре­во­лю­ция, 1789–1793. М., 1979; Хлеб и во­ля. Со­вре­мен­ная нау­ка и анар­хия. М., 1990; Ес­те­ст­вен­но-на­уч­ные ра­бо­ты. М., 1998; Анар­хия, ее фи­ло­со­фия, ее иде­ал. М., 2004; Взаи­мо­по­мощь как фак­тор эво­лю­ции. М., 2007.

Лит.: Пи­ру­мо­ва Н. М. П. А. Кро­пот­кин. М., 1972; Удар­цев С. Ф. Кро­пот­кин. М., 1989; П. А. Кро­пот­кин и со­вре­мен­ность. М., 1993; Тру­ды Ме­ж­ду­на­род­ной на­уч­ной кон­фе­рен­ции, по­свя­щен­ной 150-ле­тию со дня ро­ж­де­ния П. А. Кро­пот­ки­на. М., 1995–2002. Вып. 1–4; Мар­кин В. А. Не­из­вест­ный Кро­пот­кин. М., 2002; он же. Кро­пот­кин. М., 2009; П. А. Кро­пот­кин и про­бле­мы мо­де­ли­ро­ва­ния ис­то­ри­ко-куль­тур­но­го раз­ви­тия ци­ви­ли­за­ции. СПб., 2005; Эв­рич П. Рус­ские анар­хи­сты. М., 2006; Ря­бов П. В. Фи­ло­со­фия клас­си­че­ско­го анар­хиз­ма (про­бле­ма лич­но­сти). М., 2007; Су­хов А. Д. П. А. Кро­пот­кин как фи­ло­соф. М., 2007; П. А. Кро­пот­кин: Биб­лио­гра­фи­че­ский ука­за­тель пе­чат­ных тру­дов / Сост. Е. В. Ста­рос­тин. М., 1980.

Вернуться к началу