Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КА́ЗИ

Авторы: М. М. Савченко
М. И. Кази.

КА́ЗИ Ми­ха­ил Иль­ич [24.10(5.11).1839, Се­ва­сто­поль – 24.6(6.7).1896, Ниж­ний Нов­го­род; по­хо­ро­нен в С.-Пе­тер­бур­ге], рос. су­до­строи­тель, один из ор­га­ни­за­торов тор­го­во­го мо­ре­ход­ст­ва, об­ществ. дея­тель, эко­но­мист. Дво­ря­нин. Из се­мьи мор. офи­це­ра греч. про­ис­хо­ж­де­ния. Окон­чил Чер­но­мор­скую гар­де­ма­рин­скую шко­лу в Ни­ко­лае­ве (1858). В 1858–75 на служ­бе в Рус. об-ве па­ро­ход­ст­ва и тор­гов­ли (РО­ПиТ). Го­род­ской го­ло­ва Се­ва­сто­по­ля (1874–76), совм. с гра­до­на­чаль­ни­ком П. А. Пе­ре­ле­ши­ным до­бил­ся вы­де­ле­ния средств на строи­тель­ст­во боль­ни­цы, во­до­про­во­да, ор­га­ни­за­цию по­жар­ной час­ти. Под рук. К. уст­ро­ен ком­мерч. порт в Юж. бух­те Се­ва­сто­по­ля. По ини­циа­ти­ве К. от­кры­та ли­ния па­ро­ход­но­го со­об­ще­ния Се­ва­сто­поль – Стам­бул, в Се­ва­сто­по­ле уч­ре­ж­де­но Об-во вза­им­но­го кре­ди­та. К. до­бил­ся соз­да­ния пер­во­го сред­не­го учеб­но­го за­ве­де­ния в го­ро­де – Кон­стан­ти­нов­ско­го ре­аль­но­го уч-ща.

Управ­ляю­щий Бал­тий­ским су­до­строит. и ме­ха­нич. за­во­дом в С.-Пе­тер­бур­ге (1876–93; в этот пе­ри­од при­над­ле­жал Рус. ак­цио­нер­но­му Бал­тий­ско­му же­ле­зо­де­ла­тель­но­му, су­до­строит. и ме­ха­нич. об-ву; ны­не ОАО «Бал­тий­ский за­вод»). К. про­вёл пол­ную тех­нич. ре­кон­ст­рук­цию пред­при­ятия. По­лу­чил круп­ные ка­зён­ные за­ка­зы и обес­пе­чил уча­стие за­во­да в реа­ли­за­ции дол­го­сроч­ной про­грам­мы строи­тель­ст­ва оке­ан­ско­го во­ен. фло­та (1882). Был об­ви­нён гл. ко­ман­ди­ром С.-Пе­терб. пор­та Г. И. Бу­та­ко­вым в чрез­мер­ном рас­хо­до­ва­нии ка­зён­ных средств. К. впер­вые в отеч. прак­ти­ке для раз­би­ра­тель­ст­ва тру­до­вых спо­ров уч­ре­дил долж­но­сти ра­бо­чих де­пу­та­тов («це­хо­вых»). Под рук. К. Бал­тий­ский за­вод пре­вра­тил­ся в круп­ней­шее в Рос­сии су­до­строит. пред­при­ятие (го­до­вая про­из­во­ди­тель­ность воз­рос­ла поч­ти в 3 раза), на нём бы­ли по­строе­ны св. 40 воен. ко­раб­лей об­щим во­до­из­ме­ще­ни­ем св. 40 тыс. т.

Од­но­вре­мен­но К. был управ­ляю­щим элек­тро­ме­ха­нич. за­во­дом Т-ва элек­трич. ос­ве­ще­ния «П. Н. Яб­лоч­ков-изо­бре­та­тель и Ко» (1879), со­дей­ст­во­вал раз­ви­тию элек­тро­тех­ни­ки и прак­тич. при­ме­не­нию элек­три­че­ст­ва. Чл. (с 1876), за­тем ви­це-пред. Об-ва для со­дей­ст­вия рус. пром-сти и тор­гов­ле; один из уч­ре­ди­те­лей и пер­вый пред. (1887) По­сто­ян­ной со­ве­щат. кон­то­ры же­ле­зо­за­вод­чи­ков.

К. при­да­вал осо­бое зна­че­ние тор­го­вому и та­мо­жен­но­му про­тек­цио­низ­му. При этом счи­тал не­об­хо­ди­мым при­вле­кать иностр. ка­пи­та­лы, ши­ро­ко вне­дрять в про­из-во пе­ре­до­вой за­ру­бежный опыт и тех­нич. зна­ния. Сто­рон­ник жё­ст­кой по­зи­ции Рос­сии на пе­ре­го­во­рах о тор­го­вом до­го­во­ре с Гер­ма­ни­ей в нач. 1890-х гг. («По по­во­ду та­мо­жен­ной вой­ны с Гер­ма­ни­ей», 1893). Пред. Ко­мис­сии о ме­рах к по­ощ­ре­нию рус. тор­го­во­го мо­ре­ход­ст­ва и су­до­строе­ния (1894). Чл. Осо­бо­го по пор­то­вым де­лам при­сут­ст­вия (1895) и др. со­ве­ща­ний и ко­мис­сий по во­про­сам отеч. тор­го­во­го фло­та. Вы­сту­пал за пре­дос­тав­ле­ние рос. су­до­ход­ным ком­па­ни­ям ис­клю­чит. пра­ва осу­ще­ст­в­лять боль­шой и ма­лый ка­бо­таж.

Чл. (с 1881) и пред. (с 1884) прав­ле­ния Т-ва Ар­хан­гель­ско-Мур­ман­ско­го сроч­но­го па­ро­ход­ст­ва, ко­то­ро­му при­над­ле­жа­ла ве­ду­щая роль в обес­пе­че­нии пе­ре­во­зок в бас­сей­нах Бе­ло­го и Ба­рен­це­ва мо­рей. Под рук. К. То­ва­ри­ще­ст­во от­кры­ло но­вые ре­гу­ляр­ные ли­нии, соз­да­ло бе­ре­го­вую ин­фра­струк­ту­ру. К. при­да­вал боль­шое во­ен.-стра­те­гич. зна­че­ние соз­да­нию круп­но­го пор­та на Мур­ма­не. В 1894 со­про­во­ж­дал мин. фи­нан­сов С. Ю. Вит­те в по­езд­ке вдоль сев. по­бе­ре­жья Ев­роп. час­ти Рос­сии с це­лью изу­че­ния воз­мож­но­сти со­ору­же­ния там ба­зы ВМФ; уча­ст­во­вал в под­го­тов­ке Все­под­дан­ней­ше­го док­ла­да Вит­те по это­му во­про­су (про­ект Ка­зи – Вит­те был от­кло­нён). В 1895 пред­ста­вил Ни­ко­лаю II за­пис­ку, в ко­то­рой обос­но­вы­вал не­об­хо­ди­мость строи­тель­ст­ва ко­раб­лей для отеч. ВМФ толь­ко в Рос­сии, уве­ли­че­ния ас­сиг­но­ва­ний на под­го­тов­ку во­ен. мо­ря­ков и т. д. Пред­ло­же­ния К. бы­ли по­ло­жи­тель­но при­няты им­пе­ра­то­ром, од­на­ко реа­ли­зо­ва­ны не бы­ли.

То­ва­рищ пред. По­сто­ян­ной ко­мис­сии по тех­нич. об­ра­зо­ва­нию при Рус. тех­нич. об-ве (РТО; 1890–94), пред. РТО (1894–1896). Ор­га­ни­за­тор съез­дов по тех­нич. и проф. об­ра­зо­ва­нию (1889/90, С.-Пе­тер­бург; 1895/96, Мо­ск­ва). Один из ор­га­ни­за­то­ров съез­да дея­те­лей пе­чат­но­го де­ла (1895, С.-Пе­тер­бург) и про­во­див­ших­ся при РТО от­рас­ле­вых вы­ста­вок.

В 1896 РТО уч­ре­ди­ло фонд име­ни М. И. Ка­зи на ну­ж­ды низ­ше­го тех­нич. об­ра­зо­ва­ния, в 1897 – пре­мию и ме­даль име­ни М. И. Ка­зи за луч­шее ис­сле­до­ва­ние или изо­бре­те­ние в об­лас­ти тех­ни­ки и его прак­тич. при­ме­не­ние.

Лит.: Фе­до­ров Е. С. М. И. Ка­зи. СПб., 1897; Бе­лов В. Д. Па­мя­ти М. И. Ка­зи // Тру­ды Об­ще­ст­ва для со­дей­ст­вия рус­ской про­мыш­лен­но­сти и тор­гов­ле. СПб., 1898. Ч. 24; Кон­д­ра­тен­ко Р. В. Г. И. Бу­та­ков про­тив М. И. Ка­зи // Тре­тьи Пе­тер­бург­ские во­ен­но-ис­то­ри­че­ские чте­ния мо­ло­дых уче­ных. СПб., 1999; Ис­то­рия Бал­тий­ско­го за­во­да, 1856–1925 / Сост. А. Е. Кот­кас, А. И. Уг­рю­мов. СПб., 2003. Т. 1.

Вернуться к началу