Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КА́БЛИЦ

КА́БЛИЦ (псев­д. Юзов) Ио­сиф (Осип) Ива­но­вич [30.6(12.7).1848, с. Тре­бе­ше­во По­не­веж­ско­го у. Ко­вен­ской губ. – 4(16).10.1893, С.-Пе­тер­бург], дея­тель рос. ре­во­люц. дви­же­ния, пуб­ли­цист. Дво­ря­нин. Лю­те­ран­ско­го ве­ро­ис­по­ве­да­ния. В 1866, 1868–69 и 1871–72 учил­ся на юри­дич. ф-те ун-та Св. Вла­ди­ми­ра в Кие­ве (неск. раз был ис­клю­чён за не­уп­ла­ту взно­сов за обу­че­ние). Уча­ст­во­вал в дея­тель­но­сти ря­да на­род­нич. круж­ков и в «хо­ж­де­нии в на­род» (1-я пол. 1870-х гг.). В 1874 воз­глав­лял соз­дан­ный им в С.-Пе­тер­бур­ге кру­жок по­сле­до­ва­те­лей М. А. Ба­ку­ни­на. То­гда же пер­вым сре­ди на­род­ни­ков, по ут­вер­жде­нию ря­да сво­их со­вре­мен­ни­ков, вы­дви­нул идею взры­ва Зим­не­го двор­ца для убий­ст­ва имп. се­мьи. В 1875 эмиг­ри­ро­вал из-за уг­ро­зы аре­ста, за гра­ни­цей пы­тал­ся по­зна­ко­мить­ся с тех­но­ло­ги­ей про­из-ва ди­на­ми­та. В кон. 1870-х – нач. 1880-х гг. ото­шёл от ре­во­люц. дви­же­ния, пе­ре­шёл на по­зи­ции ле­галь­но­го на­род­ни­че­ст­ва. Со­труд­ни­чал в ж. «Не­де­ля» и др. В 1883 на­хо­дил­ся под крат­ко­вре­мен­ным аре­стом за ре­во­люц. дея­тель­ность. В 1886–93 слу­жил в Гос. кон­тро­ле.

Гл. тру­ды К. – «Ос­но­вы на­род­ни­че­ст­ва» (1882) и «Ин­тел­ли­ген­ция и на­род в об­ще­ст­вен­ной жиз­ни Рос­сии» (1885). Один из ак­тив­ных про­па­ган­ди­стов на­род­нич. «тео­рии ма­лых дел», при­зы­вав­шей ин­тел­ли­ген­цию (к ней К. от­но­сил «вся­ко­го, кто жи­вёт не фи­зи­че­ским тру­дом, а ум­ст­вен­ным», в т. ч. ду­хо­вен­ст­во, во­ен­ных, тор­гов­цев, про­мыш­лен­ни­ков и чи­нов­ни­ков) к пла­но­мер­ной «куль­тур­ной ра­бо­те» сре­ди на­ро­да. К. про­ти­во­пос­тав­лял «аль­труи­стич. мень­шин­ст­ву» «эгои­стич. боль­шин­ст­во» ин­тел­ли­ген­ции, ко­то­рое он под­верг кри­ти­ке за «са­мо­обо­жа­ние» и ин­ди­ви­дуа­лизм. Осн. прин­ци­пом на­род­ни­че­ст­ва счи­тал под­чи­не­ние «мне­нию на­ро­да» дея­тель­но­сти ин­тел­ли­ген­ции. От­стаи­вал не­об­хо­ди­мость со­хра­не­ния кре­сть­ян­ской об­щи­ны. По убе­ж­де­нию К., об­щин­ный ук­лад кре­сть­ян был во мно­гом обу­слов­лен ду­хов­ны­ми по­треб­но­стя­ми на­ро­да, спо­соб­ст­во­вал раз­ви­тию в нём «со­ци­аль­но-нрав­ст­вен­ных ин­стинк­тов». Вы­сту­пал за пе­ре­да­чу всей зем­ли кре­сть­я­нам и вы­ве­де­ние её из то­ва­ро­обо­ро­та. Пред­ла­гал сде­лать ар­тель ос­но­вой круп­но­го с.-х. про­из-ва. На­стаи­вал на ока­за­нии гос. по­мо­щи об­щи­нам и ар­те­лям, ог­ра­ж­де­нии их от «раз­ных хищ­ни­ков», стре­мив­ших­ся, по его мне­нию, лишь к за­хва­ту об­щин­ной зем­ли для спе­ку­ля­ции ею.

Соч.: Рус­ские дис­си­ден­ты: ста­ро­ве­ры и ду­хов­ные хри­стиа­не. СПб., 1881.

Лит.: Хар­ла­мов В. И. Каб­лиц (Юзов) и про­бле­ма «на­род и ин­тел­ли­ген­ция» в ле­галь­ном на­род­ни­че­ст­ве на ру­бе­же 70–80-х гг. ХIХ в. // Вест­ник МГУ. Сер. 8. Ис­то­рия. 1980. № 4; он же. Идео­ло­гия пра­во­во­го на­род­ни­че­ст­ва в пуб­ли­ци­сти­ке Каб­ли­ца-Юзо­ва (1880-е гг.) // Там же. 1982. № 1; он же. Тео­рия «ма­лых дел» Юзо­ва в оцен­ке чи­та­те­лей-со­вре­мен­ни­ков // Из ис­то­рии об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­че­ской мыс­ли Рос­сии XIX в. М., 1990; Зве­рев В. В. Ре­фор­ма­тор­ское на­род­ни­че­ст­во и про­бле­ма мо­дер­ни­за­ции Рос­сии: от со­ро­ко­вых к де­вя­но­стым го­дам XIX в. М., 1997.

Вернуться к началу