Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГУБО́НИН

Авторы: И. Н. Слепнёв
П. И. Губонин. Портрет работы неизвестного художника. 1870-е гг. Исторический музей (Москва).

ГУБО́НИН Пётр Ио­но­вич [1825, по др. све­де­ни­ям, 1828, дер. Бо­ри­сов­ка Ко­ло­мен­ско­го у. Моск. губ. – 30.9(12.10).1894, Мо­ск­ва; по­хо­ро­нен в Гур­зу­фе], один из круп­ней­ших рос. пред­при­ни­ма­те­лей 2-й пол. 19 в., бла­го­тво­ри­тель, тайн. сов. (1885). Из кре­по­ст­ных кре­сть­ян Д. Г. Би­би­ко­ва (в 1858 по­лу­чил воль­ную). По­томств. поч. гра­ж­да­нин (1868), по­том­ств. дво­ря­нин (1872; воз­ве­дён имен­ным Вы­со­чай­шим ука­зом). Унас­ле­до­вал от от­ца ка­ме­но­лом­ни в с. Лыт­ка­ри­но Брон­ниц­ко­го у. и с. Ко­тель­ни­ки Моск. у. Моск. губ. Раз­бо­га­тел на уча­стии в под­ряд­ных ра­бо­тах, гл. обр. на строи­тель­ст­ве Мо­с­ков­ско-Бре­ст­ско­го шос­се (1848), Мо­с­ков­ско-Кур­ской, Мо­с­ков­ско-Ря­зан­ской (1863–64) и Ор­лов­ско-Ви­теб­ской (1866–68) же­лез­ных до­рог. С 1858 моск. ку­пец 3-й гиль­дии, впо­след­ст­вии – 1-й гиль­дии. За­ни­мал­ся пла­ни­ро­ва­ни­ем и ор­га­ни­за­ци­ей подготовительных ра­бот для строи­тель­ст­ва т. н. Кав­каз­ской се­ти же­лез­ных до­рог (1869–70), же­лез­ной до­ро­ги для пе­ре­воз­ки со­ли от оз. Бас­кун­чак до р. Вол­га (1870) и др. Глав­ный уча­ст­ник кон­цес­сий по по­строй­ке Гря­зе-Ца­ри­цын­ской (1871), Ло­зо­во-Се­ва­сто­поль­ской (1875), Ураль­ской гор­но­за­вод­ской (Пермь – Ека­те­рин­бург, 1878) и др. же­лез­ных до­рог. Член прав­ле­ний ря­да ак­цио­нер­ных ж.-д. об­ществ, в т. ч. Орен­бург­ской и Фас­тов­ской же­лез­ных до­рог. К кон. 1870-х гг. при уча­стии Г. по­строе­но не ме­нее 20% всей се­ти рос. же­лез­ных до­рог. В ре­зуль­та­те уч­ре­ди­тель­ской дея­тель­но­сти при­об­рёл мно­го­мил­ли­он­ное со­стоя­ние.

Со­вме­ст­но с В. А. Ко­ко­ре­вым уч­ре­дил Волж­ско-Кам­ский банк (1870), Сев. об-во стра­хо­ва­ния и скла­да то­ва­ров с вы­да­чей вар­ран­тов (1872), Ба­кин­ское неф­тя­ное об-во (1874), Перм­ское т-во по тор­гов­ле со­лью (1873). Уча­ст­во­вал в уч­ре­ж­де­нии ак­цио­нер­ных об­ществ – Ко­ло­мен­ско­го ма­ши­но­стро­ит. за­во­да (1871), Брян­ско­го за­во­да (1873) и АО «Нефть» (1884). В сер. 1870-х гг. по­стро­ил ли­нии кон­но-же­лез­ных до­рог в С.-Пе­тер­бур­ге и Мо­ск­ве.

При­об­ре­тал зем­лю (к 1891 вла­дел св. 39 тыс. га), в 1881 ку­пил име­ние Гур­зуф в Кры­му, пре­вра­тив его в мод­ный ку­рорт. Вла­дел ле­со­пиль­ны­ми за­во­да­ми, со­ле­ва­рен­ным и со­ле­моль­ным про­из-вом и др.

При­сяж­ный по­пе­чи­тель Моск. ком­мерч. су­да (1862–64), вы­бор­ный от Моск. ку­печ. об-ва (1869–73). Глас­ный Моск. го­род­ской ду­мы (1873–94). Совм. с X. X. Мей­е­ном ос­но­вал Ко­мис­са­ров­ское тех­нич. уч-ще в Мо­ск­ве (1865), по­стро­ил при нём цер­ковь. Ка­зна­чей 1-го Ар­бат­ско­го от­де­ле­ния Дам­ско­го по­пе­чи­тель­ст­ва о бед­ных в Мо­ск­ве (с 1865) и поч. чл. его Со­ве­та (с 1871), чл. Об-ва по­пе­че­ния о ра­не­ных и боль­ных вои­нах (с 1870), До­ма при­зре­ния и ре­мес­лен­но­го об­ра­зо­ва­ния бед­ных де­тей в С.-Пе­тер­бур­ге. В 1869 пе­ре­дал 25 тыс. руб. Ни­ко­ла­ев­ско­му до­му при­зре­ния вдов и си­рот моск. ку­пе­че­ст­ва. Пред. ж.-д. от­де­ла По­ли­тех­нич. вы­став­ки 1872 в Мо­ск­ве (по­жерт­во­вал круп­ную сум­му на её уст­рой­ст­во и на строи­тель­ст­во По­ли­тех­нич. му­зея). Один из ор­га­ни­за­то­ров Все­рос. ху­дож.-пром. вы­став­ки 1882 в Мо­ск­ве. Уча­ст­во­вал в строи­тель­ст­ве Свя­то-Вла­ди­мир­ско­го со­бо­ра близ Се­ва­сто­по­ля, в ре­кон­ст­рук­ции Пе­тро­пав­лов­ско­го со­бо­ра в С.-Пе­тер­бур­ге и ц. Па­ра­ске­вы Пят­ни­цы на Пят­ниц­кой ул. в Мо­ск­ве. На­граж­дён ор­де­на­ми Св. Ста­ни­сла­ва 1-й сте­пе­ни (1877), Св. Ан­ны 1-й сте­пе­ни (1878), Св. Вла­ди­ми­ра 2-й сте­пе­ни (1882). В 1878 Гу­бо­ни­ны по­лу­чи­ли дво­рян­ский герб с де­ви­зом «Не се­бе, а Ро­ди­не».

Лит.: Со­ловье­ва А. М. Же­лез­но­до­рож­ный транс­порт Рос­сии во вто­рой по­ло­ви­не XIX в. М., 1975; Ва­силь­ев В., Кос­тин В. Ис­то­ки и рус­ло. Брянск, 1993; Слеп­нев И. Н. Пред­при­ни­ма­тель­ст­во в сфе­ре же­лез­но­до­рож­но­го транс­пор­та в Рос­сии в XIX в. // Ис­то­рия пред­при­ни­ма­тель­ст­ва в Рос­сии. М., 1999. Кн. 2; Бу­рыш­кин П. А. Мо­ск­ва ку­пе­че­ская. М., 2002.

Вернуться к началу