Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВИНОГРА́ДОВ

Сахарница (1752). Один из образцов «виноградовского фарфора».

ВИНОГРА́ДОВ Дмит­рий Ива­но­вич [ок. 1720, Суз­даль – 25.8(5.9).1758, С.-Пе­тер­бург], соз­да­тель рус. фар­фо­ра, с 1744 берг­мей­стер (гор­ный ин­же­нер). Из се­мьи свя­щен­но­слу­жи­те­ля. С 1732 обу­чал­ся в Сла­вя­но-гре­ко-ла­тин­ской ака­де­мии, в 1735 в чис­ле луч­ших уче­ни­ков на­прав­лен в сто­ли­цу для про­дол­же­ния об­ра­зо­ва­ния при Пе­терб. АН, в 1736 вме­сте с М. В. Ло­мо­но­со­вым и Е. В. Рей­зе­ром – за гра­ни­цу (до 1739 за­ни­мал­ся в Мар­бург­ском ун-те, в 1739–43 – во Фрай­берг­ской гор­ной ака­де­мии). Изу­чал гор­ное и про­бир­ное де­ло, хи­мию, ми­не­ра­ло­гию, ме­тал­лур­гию, ме­ха­ни­ку, стро­ит. ис­кус­ст­во. В 1744 вер­нул­ся в С.-Пе­тер­бург, вско­ре на­чал служ­бу на Нев­ской пор­це­ли­но­вой (фар­фо­ро­вой) ма­ну­фак­ту­ре (с 1765 Им­пе­ра­тор­ский фар­фо­ровый за­вод), по­лу­чил сек­рет­ное за­да­ние по соз­да­нию отеч. фар­фо­ра. Изу­чал гжель­ские гли­ны, со­став­лял ре­цеп­ты фар­фо­ро­вой мас­сы из отеч. сы­рья, раз­ра­ба­ты­вал гла­зу­ри и ке­ра­мич. крас­ки для рос­пи­си по фар­фо­ру. Пер­вый об­ра­зец отеч. фар­фо­ра В. по­лу­чил в 1747 (в кон. 1749 – нач. 1750 сде­лал проб­ную чаш­ку). С 1748 В. воз­глав­лял пор­це­ли­но­вую ма­ну­фак­ту­ру, за­ни­мал­ся ор­га­ни­за­ци­ей её про­из-ва; ито­ги ра­бо­ты из­ло­жил в ру­ко­пи­си «За­пис­ки о фар­фо­ре, как оный про­из­во­дит­ся в быт­ность мою на кир­пич­ных за­во­дах в С.-Пе­тер­бур­ге». В 1752 В. за­кон­чил на­уч. ра­бо­ту по тех­но­ло­гии из­го­тов­ле­ния фар­фо­ра – «Об­стоя­тель­ное опи­са­ние чис­то­го пор­це­ли­на…» (впер­вые опубл. в 1950). В 1755–1757 по­стро­ил но­вую, круп­ную фар­фо­ро­об­жи­гат. печь, при­сту­пил к из­го­то­в­ле­нию под­лин­но ху­дож. из­де­лий (напр., сер­виз «Соб­ст­вен­ный» для имп. Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны). Т. н. ви­но­гра­дов­ский фар­фор (тра­диц. на­име­но­ва­ние про­дук­ции Имп. фар­фо­ро­во­го за­во­да до 1760-х гг.) по ка­че­ст­ву не ус­ту­пал сак­сон­ско­му, а по со­ста­ву фар­фо­ро­вой мас­сы при­бли­жал­ся к ки­тай­ско­му.

Ав­тор ра­бот «Зла­тое ру­но, или Рас­суж­де­ние фи­ло­соф­ское о воз­мож­но­сти при­ме­не­ния ме­тал­лов» и «Со­кра­щён­ные ос­но­ва­ния всей ме­ди­цин­ской нау­ки или ле­чеб­но­го ис­кус­ст­ва» (обе не окон­чил). Пе­ре­вёл в сти­хах од­ну из од Анак­ре­о­на на неск. ев­роп. язы­ков, в т. ч. на рус­ский. Со­брал биб­лио­те­ку; со­хра­ни­лись два спи­ска при­над­ле­жав­ших В. книг: в пер­вом – 91 кни­га на нем., англ., франц. и лат. язы­ках, во вто­ром – 186 книг на не­сколь­ких язы­ках по разл. от­рас­лям нау­ки и ис­кус­ст­ва.

Лит.: Без­бо­ро­дов М. А. Д. И. Ви­но­гра­дов – соз­да­тель рус­ско­го фар­фо­ра. М.; Л., 1950; Без­бо­ро­дов М. А., Пет­ров Л. К. Д. И. Ви­но­гра­дов, вы­даю­щий­ся ке­ра­мик XVIII в. М., 1953; Ни­ки­фо­ро­ва Л. Р. Соз­да­тель рус­ско­го фар­фо­ра. Жизнь и дея­тель­ность Д. И. Ви­но­гра­до­ва. Л., 1962; она же. Ро­ди­на рус­ско­го фар­фо­ра. Л., 1979.

Вернуться к началу