Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БУТО́МА

Авторы: В. В. Балабин

БУТО́МА Бо­рис Ев­стафь­е­вич [28.4(11.5).1907, г. Пет­ровск-Порт Да­ге­стан­ской обл., ны­не Ма­хач­ка­ла – 11.7.1976, Мо­ск­ва], сов. гос. дея­тель, ин­же­нер-ко­раб­лестрои­тель. Ге­рой Соц. Тру­да (1959). Окон­чил Ле­нингр. ко­раб­ле­стро­ит. ин-т (1936). С 1944 гл. ин­же­нер, за­тем ди­рек­тор су­до­строит. за­во­да в г. Зе­ле­но­дольск на р. Вол­га, уча­ст­во­вал в соз­да­нии ко­раб­лей ти­па «охот­ник за под­вод­ны­ми лод­ка­ми» (про­ект 122Б), вне­дрил по­точ­но-по­зи­ци­он­ный ме­тод их строи­тель­ст­ва (Гос. пр. 1949). Нач. Гл. управ­ле­ния Мин-ва су­до­строит. пром-сти СССР (1948–52), зам. ми­ни­ст­ра су­до­строит. пром-сти (1952–53 и 1954–57), пред. Гос. к-та СССР по су­до­строе­нию в ран­ге ми­ни­ст­ра (1957–65), ми­нистр су­до­строит. пром-сти (1965–76). Б. – один из ини­циа­то­ров соз­да­ния Центр. мор­ско­го КБ «Ал­маз» (про­ек­ти­ро­ва­ние ко­раб­лей и су­дов на воз­душ­ной по­душ­ке), Центр. КБ по су­дам на под­вод­ных крыль­ях, Центр. КБ «Ко­ралл» (раз­ра­бот­ка спец. су­дов для раз­вед­ки и до­бы­чи неф­ти и га­за на кон­ти­нен­таль­ном шель­фе) и др. В пе­ри­од его ру­ко­во­дства су­до­строит. ве­дом­ст­вом по­строе­ны пер­вый в ми­ре атом­ный ле­до­кол «Ле­нин» (всту­пил в строй в 1959), суд­но с га­зо­вы­ми тур­бина­ми «Па­риж­ская ком­му­на» (1968), круп­ней­ший в стра­не тан­кер «Крым» гру­зо­подъ­ём­но­стью 150 тыс. т (1974), су­да для ис­сле­до­ва­ний кос­мо­са и др. Ор­га­ни­за­тор строи­тель­ст­ва ко­раб­лей для ВМФ: спо­соб­ст­во­вал ос­вое­нию се­рий­но­го вы­пус­ка атом­ных под­вод­ных ло­док (пер­вая – «Ле­нин­ский ком­со­мол», 1959), соз­да­нию пер­вых в СССР бое­вых над­вод­ных ко­раб­лей с ра­кет­но-ядер­ным воо­ру­же­ни­ем (ра­кет­ный крей­сер «Гроз­ный», 1962; про­ти­во­ло­доч­ный крей­сер «Мо­ск­ва», 1967; боль­шой про­ти­во­ло­доч­ный ко­рабль «Крон­штадт», 1969; тя­жё­лый авиа­не­су­щий крей­сер «Ки­ев», 1975, и др.).

На­гра­ж­дён пя­тью ор­де­на­ми Ле­ни­на. Ле­нин­ская пр. (1974). Имя Б. при­своено неф­те­ру­до­во­зу во­до­из­ме­ще­ни­ем 122 тыс. т и Кер­чен­ско­му су­до­строит. за­во­ду «За­лив».

Вернуться к началу