Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БО́БРИНСКИЙ

Авторы: Н. А. Малеванов

БО́БРИНСКИЙ Алек­сей Пав­ло­вич [31.3(12.4).1826, с. Иевлево Богородицкого у. Тульской губ. – 20.10.1894, Канн, Фран­ция], граф, рос. гос. дея­тель, круп­ный зем­левла­де­лец и са­ха­ро­за­вод­чик, ген.-л. (1872). Из ро­да Боб­рин­ских. Отец В. А. Боб­рин­ско­го (1867–1927). Окон­чил Алек­сан­д­ров­ский ли­цей (1844). Вла­дел бо­лее чем 16 тыс. га зем­ли в Бо­го­ро­диц­ком у. Туль­ской губ., ор­га­ни­зовал вы­ра­щи­ва­ние са­хар­ной свёк­лы, в 1848–51 по­стро­ил свек­ло­са­хар­ный за­вод (су­ще­ст­во­вал до 1922). Бо­го­ро­диц­кий уезд­ный пред­во­ди­тель дво­рян­ст­ва (1849–55). Уча­ст­ник Крым­ской вой­ны 1853–56. С 1858 фли­гель-адъ­ю­тант при имп. Алек­сан­д­ре II, вы­пол­нял его лич­ные по­ру­че­ния. Пред­ло­жил т. н. фли­гель-адъ­ю­тант­ский про­ект ос­во­бо­ж­де­ния кре­сть­ян, в ко­то­ром от­стаи­вал не­об­хо­ди­мость их пре­вра­ще­ния в соб­ст­вен­ни­ков зем­ли. Во вре­мя реа­ли­за­ции кре­сть­ян­ской ре­фор­мы 1861 ра­бо­тал ми­ровым по­сред­ни­ком. В 1866 раз­ра­бо­тал и до­бил­ся ут­вер­жде­ния ус­та­ва Об-ва вза­им­но­го по­зе­мель­но­го кре­ди­та (С.-Пе­тер­бург) для вы­да­чи ссуд под за­лог зем­ли.

С 1871 управ­ляю­щий Мин-вом пу­тей со­об­ще­ния, чл. Гос. со­ве­та, с 1872 мин. пу­тей со­об­ще­ния. Счи­тал бо­лее пред­поч­ти­тель­ной по­строй­ку же­лез­ных до­рог за ка­зён­ный счёт; учи­ты­вая зна­чит. за­дол­жен­ность ча­ст­ных же­лез­ных до­рог каз­не, вы­сту­пал про­тив «без­ус­лов­ных и бес­сроч­ных га­ран­тий» по их об­ли­га­ци­ям. Раз­ра­бо­тал про­ект из­ме­не­ния по­ряд­ка уч­ре­ж­де­ния но­вых ж.-д. ком­па­ний, ко­то­рый уже­сто­чал кон­троль за ни­ми (ут­вер­ждён в 1873, при осу­щест­в­ле­нии вы­звал силь­ное со­про­тив­ле­ние мин. фи­нан­сов М. X. Рей­тер­на). Пред­ло­жил к по­строй­ке бо­лее 8,5 тыс. км ж.-д. пу­тей (из-за про­ти­во­дей­ст­вия Рей­тер­на раз­ре­ше­но толь­ко 4,5 тыс. км). В ию­ле 1874 уво­лен со всех долж­но­стей. С 1876 вхо­дил в сек­ту «паш­ков­цев» (см. в ст. Бап­тизм), в 1884 от­дан под над­зор по­ли­ции. Во вре­мя го­ло­да 1891–1892 ока­зы­вал по­мощь кре­сть­я­нам.

Лит.: Кис­лин­ский Н. А. На­ша же­лез­но­до­рож­ная по­ли­ти­ка. СПб., 1902. Т. 2.

Вернуться к началу