Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЕ́РВИ-ФЛЕРО́ВСКИЙ

БЕ́РВИ-ФЛЕРО́ВСКИЙ (наст. фам. Бер­ви, псевд. Н. Фле­ров­ский и др.) Ва­си­лий Ва­силь­е­вич (Виль­гельм Виль­гель­мо­вич) [28.4(10.5).1829, Ря­зань – 4.10.1918, пос. Юзов­ка Бах­мут­ско­го у. Ека­те­ри­но­слав­ской губ.], дея­тель рос. ре­во­люц. дви­же­ния. Дво­ря­нин. Окон­чил юри­дич. ф-т Ка­зан­ско­го ун-та (1849). Слу­жил в Мин-ве юс­ти­ции (поль­зо­вал­ся до­ве­ри­ем и по­кро­ви­тель­ст­вом мин. В. Н. Па­ни­на, ко­то­рый пре­дос­та­вил Б.-Ф. дос­туп к т. н. биб­лио­те­ке ми­ни­ст­ра с кол­лек­цией за­пре­щён­ных и не­ле­галь­ных из­даний). В 1862 Б.-Ф. об­ра­тил­ся к имп. Алек­сан­д­ру II и гу­берн­ским пред­во­ди­те­лям дво­рян­ст­ва с пись­ма­ми в за­щи­ту 13 аре­сто­ван­ных твер­ских ми­ро­вых по­сред­ни­ков (тре­бо­ва­ли пре­кра­ще­ния вре­мен­но­обя­зан­ных от­но­ше­ний для кре­сть­ян). Он был аре­стован и по­ме­щён в боль­ни­цу, од­на­ко вско­ре при­знан пси­хи­че­ски здо­ро­вым и со­слан в Ас­т­ра­хань. В ссыл­ке в 1863 аре­сто­ван по по­доз­ре­нию в при­ча­ст­но­сти к под­го­тов­ке вос­ста­ния ка­зан­ски­ми ре­во­лю­цио­не­ра­ми (т. н. Ка­зан­ский за­го­вор), в 1864–70 вновь в ссыл­ке.

В кн. «По­ло­же­ние ра­бо­че­го клас­са в Рос­сии» (1869), ос­но­вы­ва­ясь на ста­ти­стич. ма­те­риа­лах и лич­ных на­блю­де­ни­ях, рас­смот­рел про­цесс эко­но­мич. раз­ви­тия разл. ре­гио­нов Рос. им­пе­рии, осо­бое вни­ма­ние уде­лил по­ло­же­нию кре­сть­ян; с по­зи­ций на­род­ни­че­ст­ва под­верг рез­кой кри­ти­ке как пе­ре­жит­ки кре­по­ст­ни­че­ст­ва, так и на­ро­ж­дав­шие­ся ка­пи­та­ли­стич. от­но­ше­ния, ко­то­рые, по его убе­ж­де­нию, не спо­соб­ны обес­пе­чить дос­той­ные ус­ло­вия су­ще­ст­во­ва­ния для тру­дя­щих­ся  ис­тин­но­го дви­га­те­ля об­ществ. про­грес­са. Был сто­рон­ни­ком са­мо­быт­но­го раз­ви­тия Рос­сии. Ок. 1870 Б.-Ф. сбли­зил­ся с круж­ком «чай­ков­цев», по их пред­ло­же­нию на­пи­сал кн. «Аз­бу­ка со­ци­аль­ных на­ук» (ч. 12, 1871; ч. 3 из­да­на в Лон­до­не в 1894), в ко­то­рой пред­ста­вил важ­ней­шие чер­ты ком­му­ни­стич. об­ще­ст­ва (ра­вен­ст­во всех гра­ж­дан, все­общ­ность тру­да, кол­лек­тив­ная соб­ст­вен­ность и пр.), про­ти­во­пос­та­вил его со­вре­мен­ным ему об­ществ. от­но­ше­ни­ям, ос­но­ван­ным на со­ци­аль­ном и по­ли­тич. не­ра­вен­ст­ве и экс­плуа­та­ции че­ло­ве­ка че­ло­ве­ком. В 1872 Б.-Ф. ус­та­но­вил свя­зи с круж­ком «дол­гу­шин­цев», на­пи­сал по ини­циа­ти­ве чле­нов круж­ка аги­та­ци­он­ную бро­шю­ру и на её ос­но­ве про­кла­ма­цию, в ко­то­рых пред­ста­вил со­циа­ли­стич. идеи в фор­ме про­по­ве­ди но­вой рели­гии ра­вен­ст­ва, брат­ст­ва и сво­бо­ды. В 1873 аре­сто­ван вме­сте с чле­на­ми круж­ка, со­слан в Ар­хан­гель­скую губ., в 1877 пе­ре­ве­дён в Ко­ст­ро­му (в 1887 осво­бо­ж­дён от по­ли­цей­ско­го над­зо­ра), в 1890 пе­ре­ехал в Тиф­лис. C 1893 за гра­ни­цей, в Лон­до­не со­труд­ни­чал с «Фон­дом воль­ной рус. прес­сы», из­дал бел­лет­ри­зи­ро­ван­ные вос­по­ми­на­ния «Три по­ли­ти­че­ские сис­те­мы: Ни­ко­лай I-й, Алек­сандр II-й, Алек­сандр III-й» (1897; пе­ре­изд. под назв. «За­пис­ки ре­во­лю­цио­не­ра-меч­та­те­ля», 1929). В 1896 вер­нул­ся в Рос­сию. В 1899 тя­же­ло за­бо­лел, в 1910 был па­ра­ли­зо­ван.

Соч.: Ис­сле­до­ва­ния по те­ку­щим во­про­сам. СПб., 1872; Фи­ло­со­фия бес­соз­на­тель­но­го. Дар­ви­низм и ре­аль­ная ис­ти­на. СПб., 1878; Ми­ра­бо, его жизнь и об­ще­ст­вен­ная дея­тель­ность. СПб., 1894; Кри­ти­ка ос­нов­ных идей ес­те­ст­во­зна­ния. СПб., 1904; Крат­кая ав­то­био­гра­фия // Рус­ская мысль. 1905. № 5; Избр. эко­но­ми­че­ские про­из­ве­де­ния. М., 1958–1959. Т. 1–2; [Атеи­сти­че­ские про­из­ве­де­ния] // Встань, че­ло­век! М., 1986.

Лит.: Ап­тек­ман В. О. В. В. Бер­ви-Фле­ров­ский. Л., 1925; Ка­мин­ский В. И. В. В. Бер­ви-Фле­ров­ский в рус­ском об­ще­ст­вен­но-ли­те­ра­тур­ном дви­же­нии 7080-х гг. // Из ис­то­рии рус­ских ли­те­ра­тур­ных от­но­ше­ний XVIIIXX вв. М.; Л., 1959.

Вернуться к началу