Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АСКО́ЛЬД И ДИР

Авторы: В. Я. Петрухин

АСКО́ЛЬД И ДИР, в рус. ле­то­пис­ной тра­ди­ции пер­вые ки­ев­ские кня­зья. Со­глас­но «По­вес­ти вре­мен­ных лет», они – ва­ряж­ские дру­жин­ни­ки (боя­ре) при­зван­но­го в Нов­го­род кн. Рю­ри­ка, ко­то­рый от­пус­тил их в по­ход на Царь­град (сканд. име­на А. и Д. сви­де­тель­ст­ву­ют об их варяж­ском про­ис­хо­ж­де­нии). От­пра­вив­шись по пу­ти «из ва­ряг в гре­ки», они обос­но­ва­лись в Кие­ве у по­лян, ко­то­рые не име­ли пра­ви­те­лей и пла­ти­ли дань ха­за­рам. В ле­то­пи­си А. и Д. при­пи­сы­ва­ется пер­вый по­ход Ру­си на Царь­град, да­ти­ро­ван­ный ви­зант. ис­точ­ни­ка­ми 860. По­тер­пев по­ра­же­ние, они вер­ну­лись в Ки­ев. Со­глас­но ле­то­пи­си (под 882), явив­шие­ся из Нов­го­ро­да на­след­ни­ки Рю­ри­ка, кня­зья Олег и Игорь, об­ви­ни­ли А. и Д. в не­за­кон­ном при­свое­нии вла­сти, т. к. те не при­над­ле­жа­ли к при­зван­но­му кня­же­ско­му ро­ду. А. и Д. бы­ли уби­ты.

«Аскольд и Дир отправляются на юг». Миниатюра Радзивилловской летописи. Кон. 15 в. Библиотека Российской Академии наук (С.-Петербург).

В ле­то­пис­ной тра­ди­ции про­де­мон­ст­ри­ро­ва­на ле­ги­тим­ность пра­вя­щей ди­на­стии: А. и Д. на­зва­ны дру­жин­ни­ка­ми Рю­ри­ка. Су­дя по упо­ми­на­нию в ле­то­пи­си их кур­га­нов («мо­гил»), от­не­сён­ных к раз­ным ки­ев­ским уро­чи­щам (напр., уро­чи­ще Ас­коль­до­ва мо­ги­ла), А. и Д. мог­ли быть князь­я­ми, пра­вив­ши­ми не од­но­вре­мен­но. От­сут­ст­вие не­ле­то­пис­ных ис­точ­ни­ков о дея­тель­но­сти А. и Д. при­ве­ло, на­чи­ная с эпо­хи Сред­не­ве­ко­вья, к мно­го­чис­лен­ным про­из­воль­ным ги­по­те­зам об их про­ис­хо­ж­де­нии и дея­ни­ях. Поль­ский хро­нист Ян Длу­гош (15 в.), стре­мясь обос­но­вать пре­тен­зии Поль­ши на укр. зем­ли, ото­жде­ст­в­лял ки­ев­ских по­лян с поль­ски­ми, на­зы­вая А. и Д. за­кон­ны­ми по­лян­ски­ми князь­я­ми, на­след­ни­ка­ми Кия. В Ни­ко­нов­ской ле­то­пи­си (16 в.), со­еди­нив­шей в се­бе дан­ные разл. ис­точ­ни­ков, А. и Д. при­пи­сы­ва­ет­ся не­сколь­ко по­хо­дов на Царь­град и опи­сы­ва­ет­ся кре­ще­ние Ру­си «при кня­зе Рус­ском Ос­колде». В ис­то­рио­гра­фии из­вест­ны по­пыт­ки свя­зать с име­нем Ди­ра све­дения араб. ав­то­ра сер. 10 в. аль-Ма­суди (см. Ма­су­ди) о не­ко­ем пра­ви­те­ле «л. дир», ко­то­рый, од­на­ко, име­ну­ет­ся в ис­точ­ни­ке пра­ви­те­лем сла­вян и не име­ет от­но­ше­ния к Ру­си, опи­сы­вае­мой аль-Ма­су­ди от­дель­но.

Лит.: Фло­ря Б. Н. Русь и «рус­ские» в ис­то­ри­ко-по­ли­ти­че­ской кон­цеп­ции Яна Длу­го­ша // Сла­вя­не и их со­се­ди. Эт­ноп­си­хо­ло­ги­че­ские сте­рео­ти­пы в сред­ние ве­ка. М., 1990; Но­во­сель­цев А. П. Об­ра­зо­ва­ние древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ст­ва и пер­вый его пра­ви­тель // Во­про­сы ис­то­рии. 1991. № 2–3; Тво­ро­гов О. В. Сколь­ко раз хо­ди­ли на Кон­стан­ти­но­поль Ас­кольд и Дир? // Сла­вя­но­ве­де­ние. 1992. № 2; Ми­шин Д. Е. Са­ка­ли­ба (сла­вя­не) в ис­лам­ском ми­ре в ран­нее сред­не­ве­ко­вье. М., 2002. С. 62–69.

Вернуться к началу