Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РИФО́РМИНГ

  • рубрика

    Рубрика: Химия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 549

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Г. Спиркин

РИФО́РМИНГ (англ. reforming, от reform – пе­ре­де­лы­вать, улуч­шать), ка­та­ли­тич. пе­ре­ра­бот­ка бен­зи­но­вых фрак­ций под дав­ле­ни­ем с це­лью по­лу­че­ния вы­со­ко­ок­та­но­во­го ба­зо­во­го ком­по­нен­та ав­то­мо­биль­но­го бен­зи­на и/или ин­ди­ви­ду­аль­ных аро­ма­тич. уг­ле­во­до­ро­дов, а так­же по­боч­но­го про­дук­та – во­до­род­со­дер­жа­ще­го га­за. Пер­вый пром. про­цесс ти­па ка­та­ли­тич. Р. с ис­поль­зо­ва­ни­ем алю­мо­мо­либ­де­но­во­го ка­та­ли­за­то­ра – т. н. гид­ро­фор­минг раз­ра­бо­тан в 1940-е гг. в США; с пе­ре­хо­дом на пла­ти­но­вые ка­та­ли­за­то­ры про­цесс час­то ста­ли на­зы­вать плат­фор­мин­гом.

Сы­рьё Р. – бен­зи­но­вые фрак­ции с на­ча­лом ки­пе­ния не ни­же 60–62 °С (обыч­но фрак­ция 85–180 °С); для по­лу­че­ния ин­ди­ви­ду­аль­ных уг­ле­во­до­ро­дов (бен­зо­ла, то­луо­ла, этил­бен­зо­ла, изо­ме­ров кси­ло­ла) ис­поль­зу­ют фрак­ции 62–105 или 62–120, 105–140 или 120–140 °С. Пред­ва­ри­тель­но про­во­дят гид­ро­очи­ст­ку сы­рья для уда­ле­ния се­ро-, азот- и ме­талл­со­дер­жа­щих при­ме­сей – ка­та­ли­тич. ядов. Осн. ре­ак­ции Р. – де­гид­ро­ге­ни­за­ция наф­те­но­вых уг­ле­во­до­ро­дов в аро­ма­ти­че­ские, де­гид­ро­цик­ли­за­ция па­ра­фи­нов с об­ра­зо­ва­ни­ем аро­ма­тич. уг­ле­во­до­ро­дов, изо­ме­ри­за­ция наф­те­но­вых, па­ра­фи­но­вых и аро­ма­тич. уг­ле­во­до­ро­дов, гид­ро­кре­кинг и гид­ро­ге­но­лиз сы­рья.

В про­цес­се Р. ис­поль­зу­ют­ся мо­но­ме­тал­лич., би­ме­тал­лич. или по­ли­ме­тал­лич. ка­та­ли­за­то­ры. Ка­та­ли­за­тор вклю­ча­ет ак­тив­ный но­си­тель (ок­сид алю­ми­ния), ме­талл (тон­ко дис­пер­ги­ро­ван­ную пла­ти­ну) и ки­слот­ный про­мо­тор (НСl или НF). Би­ме­тал­лич. и по­ли­ме­тал­лич. ка­та­ли­за­то­ры со­дер­жат кро­ме пла­ти­ны ре­ний, пал­ла­дий, ири­дий, гер­ма­ний. Темп-ра Р. 450–540 °С, дав­ле­ние 1,5–4,0 МПа, объ­ём­ная ско­рость по­да­чи сы­рья 1,2–2,0 ч–1, крат­ность цир­ку­ля­ции во­до­род­со­дер­жа­ще­го га­за 800–1800 м3 на 1 м3 сы­рья. Бен­зин Р. со­дер­жит 50–65% аро­ма­ти­че­ских, 35–40% па­ра­фи­но­вых и 5–10% по объ­ё­му наф­те­но­вых уг­ле­во­до­ро­дов. Из­бы­ток во­до­род­со­дер­жа­ще­го га­за на­прав­ля­ют на ус­та­нов­ки гид­ро­очи­ст­ки. Вы­ход це­ле­во­го про­дук­та 78–82% от мас­сы сы­рья. Ок­та­но­вое чис­ло бен­зи­нов Р. дос­ти­га­ет 80–90 по мо­тор­но­му и 90–100 по ис­сле­до­ва­тель­ско­му ме­то­ду.

Лит.: Вла­ди­ми­ров А. И., Щел­ку­нов В. А., Круг­лов С. А. Ос­нов­ные про­цес­сы и ап­па­ра­ты неф­те­га­зо­пе­ре­ра­бот­ки. М., 2002; Са­фо­нов А. С., Уша­ков А. И., Чеч­ке­нев И. В. Ав­то­мо­биль­ные то­п­ли­ва: Хим­мо­то­ло­гия. Экс­плуа­та­ци­он­ные свой­ст­ва. Ас­сор­ти­мент. СПб., 2002; Ка­пус­тин В. М., Гу­ре­ев А. А. Тех­но­ло­гия пе­ре­ра­бот­ки неф­ти. М., 2008. Ч. 2: Де­струк­тив­ные про­цес­сы; Ге­ле­нов А. А., Со­чев­ко Т. И., Спир­кин В. Г. Ав­то­мо­биль­ные экс­плуа­та­ци­он­ные ма­те­риа­лы. М., 2010.

Вернуться к началу