МЕТАЛЛОПЛАКИ́РУЮЩИЕ СМ́АЗОЧНЫЕ МАТЕРИА́ЛЫ
-
Рубрика: Химия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЕТАЛЛОПЛАКИ́РУЮЩИЕ СМ́АЗОЧНЫЕ МАТЕРИА́ЛЫ (от франц. plaquer – покрывать), смазочные материалы, в состав которых входят металлсодержащие присадки. Из введённых в М. с. м. присадок на поверхностях трения деталей машин, механизмов и оборудования формируется тонкая (1–2 мкм) защитная плёнка, которая предохраняет детали от износа (в т. ч. водородного) и от коррозии. Такая плёнка носит назв. сервовитной (от лат. servo – охранять, спасать и vita – жизнь), а реализуемый эффект – эффектом безызносности (открыт в 1956 в СССР). При деформации сервовитная плёнка непрерывно самовосстанавливается из компонентов смазочного материала. Наиболее распространены М. с. м., образующие в результате взаимодействия с трущимися поверхностями медную плёнку. Применение М. с. м. позволяет значительно повысить долговечность узлов трения, снизить потери энергии на трение и, следовательно, увеличить кпд машин и механизмов, уменьшить расход смазочных материалов, увеличить период между смазочными работами.
К М. с. м. относятся пластичные смазки, смазочные масла и смазочно-охлаждающие жидкости, содержащие присадки на основе порошков (в т. ч. ультрадисперсных) пластичных металлов (Сu, Pb, Sn и др.), их оксидов, сплавов, солей, др. соединений. Присадки вводят в количестве от 0,1 до 10% по массе в дисперсионную фазу (жидкие нефтяные или синтетич. масла́, водные эмульсии нефтяных масел и др.) наряду с загустителями, стабилизаторами и пр. добавками. Металлоплакирующие смазки применяют для защиты от износа тяжелонагруженных узлов трения в авиационном и автомобильном транспорте, прокатных станах и др. металлургическом, а также текстильном, швейном и обувном оборудовании; металлоплакирующие масла используют для смазки двигателей внутр. сгорания, узлов трения станков, вентиляторов, насосов, редукторов, гидравлич. систем пром. оборудования; металлоплакирующие смазочно-охлаждающие жидкости – гл. обр. при обработке металлов резанием или давлением.