Зубчатая железная дорога
Зу́бчатая желе́зная доро́га, рельсовый вид транспорта, предназначенный для преодоления крутых подъёмов. Отличается от обычного наличием зубчатой рейки, проложенной посередине между двумя рельсами. С зубчатой рейкой сцепляется одно или несколько зубчатых колёс, которыми оснащён локомотив или моторные вагоны. Соединение зубчатых колёс с шестернёй рейки не позволяет составу скатываться назад. Поезда зубчатых железных дорог могут преодолевать гораздо большие подъёмы, чем на классических путях: если обычные поезда не могут курсировать на участках, где уклон больше 7–10 %, то на зубчатом полотне при влажных условиях поезда могут преодолевать подъём с уклоном до 14 %, при сухих – до 48 %. Большинство зубчатых железных дорог построены в горной местности, при этом существуют несколько транзитных и трамвайных линий, спроектированных для преодоления крутого уклона в условиях городской среды.