Зильберман Давид Бениаминович
Зильберма́н Дави́д Бениами́нович (David Zilberman) (25.5.1938, Одесса, Украинская ССР – 25.7.1977, Уолтем, штат Массачусетс, США), советский, после эмиграции в 1973 г. – американский индолог, философ, историк идей.
Родители – Б. А. Зильберман и Р. С. Тиманер, по происхождению западноукраинские евреи из Подолья. Родственникам и друзьям был известен как Эдуард (Эдик), этим же именем так подписаны некоторые его статьи и переводы. В 1955 г. окончил среднюю школу, поступил в Одесский Гидрометеорологический институт. С июля 1962 по июль 1967 гг. работал метеорологом в аэропорту г. Ашхабад (Туркменская ССР), затем вернулся в Одессу. В это время занимался самообразованием в области философии и индологии. В 1967 г. вступил в брак с Л. Мичник. 18 ноября 1968 г. принят в аспирантуру Института конкретных социальных исследований (ИКСИ) АН СССР, научный руководитель – Ю. А. Левада. Переехал в Москву. Участвовал в философских научных семинарах, дружил с О. И. Генисаретским, Ю. Я. Глазовым, Ю. А. Левадой, А. М. Пятигорским, Е. Л. Шифферсом, Г. П. Щедровицким. В аспирантуре исследовал эпистемологию и методологию западной социальной и культурной антропологии. Подготовил диссертацию «К пониманию культурной традиции» (опубликована в 2015). Написал ряд статей для «Большой советской энциклопедии». После задержания и допроса КГБ в 1972 г. испытывал трудности с трудоустройством в академических организациях. Защита диссертации не состоялась в связи с реорганизацией ИКСИ. Зарабатывал переводами. Получил разрешение на выезд из СССР. 31 октября 1973 г. с семьёй эмигрировал в США, где жил старший брат матери Израиль. Семья Зильбермана поселилась вблизи г. Бостон. Зильберман преподавал в колледже Хантера (Городской университет Нью-Йорка), затем, с августа 1974 по август 1975 гг., был постдокторантом Чикагского университета. Вернулся в штат Массачусетс в 1975 г., работал на факультете антропологии, затем на факультете истории идей в Университете Брандайз. Преподавал курсы по современной философии, европейской философии Нового времени, индологии. Активно участвовал в работе Бостонского семинара по философии науки, выступал с открытыми лекциями. Проводил исследования по индийской классической философии, по теории аналогии и по истории русской культурной традиции как культурной основы для советского общества. 25 июля 1977 г. погиб в аварии, возвращаясь на велосипеде из университета домой. Многие его исследовательские проекты остались незаконченными. Основные работы на русском и английском языках были опубликованы посмертно, рукописи и аудиозаписи лекций находятся в архиве библиотеки Бостонского университета.
Творчество Зильбермана можно условно поделить на два периода. Ранний период – до 1972 г., когда он занимался теоретической социологией, теорией культурной традиции и индологией, в том числе переводами. Поздний период – с 1972 г., когда он разработал собственный исследовательский метод, «модальную методологию». В ранний период основными исследовательскими проблемами были возможности межкультурного понимания и связанная с ней проблема методов формального описания культурной традиции. Одним из первых в СССР применил методологический аппарат современной, преимущественно англоязычной, теоретической социологии для исследования культуры и методов её понимания. В диссертационном исследовании разработал типологию культурных традиций, позже ставшую основой его «модальной методологии». Сам себя считал в первую очередь индологом, хотя специальной индологической подготовки не имел. Переводил классические философские тексты с английского, древнегреческого и с санскрита, в том числе буддийские сутры (распространявшиеся в самиздате). Указывал, что его философские взгляды сформировались под влиянием Шанкары. Стремился осмыслить развитие мировой философии, опираясь на собственный опыт понимания классической индийской философии. Он писал, что индийская традиция «в сущности, является универсальной. Все прочие варианты находят в ней своё разрешение» (Зильберман. 2015. С. 67). Поэтому свой опыт понимания индийской философии он полагал необходимым и достаточным для создания универсального метода понимания. Зильберман полагал, что индуистские философы классического периода сформировали универсальный метод понимания и объединения различных философских традиций, который должен быть реконструирован и применён для развития современной философии. Своей целью в ранний период он считал разработку методологии межкультурного понимания. Для этого он создал оригинальную теорию культурной традиции, которую понимал не как совокупность уникальных для некоторой данной культуры черт, но как механизм воспроизводства деятельности по созданию культурно-значимых смыслов и значений, действующий сходным образом в различных культурах. Всего возможны шесть типов такого механизма, или «модальной схемы». Зильберман дал им названия по тем исторически существовавшим традициям, где, по его мнению, наиболее чётко проявилась работа данного типа механизма: «индийская», «тибетская», «китайская», «японская», «эллинская», «европейская Нового времени». Им соответствуют и шесть типов философских позиций, которые возникают в результате организации философского мышления согласно этим схемам.
Зильберман считал, что, выявив такое соответствие, он открыл универсальный принцип культурного мышления и деятельности в культуре, в наиболее чистом виде наблюдаемый именно в философии. Он выделил три способа («модальности») репрезентации культурного содержания: деонтическая, аподиктическая и гипотетическая. Комбинирование этих модальностей позволяет получить шесть вариантов трёхчастной модальной схемы. Она представляет собой универсальную структуру сознания субъекта культуры: культурное содержание, имеющее статус «абсолютной» реальности (при которой его «культурный» – и поэтому её искусственный – характер не осознаётся как таковой), преобразуется в реальность культуры. Например, священный текст становится, благодаря устроенному таким образом мышлению, источником значений повседневной деятельности. Профессиональный философ участвует в общественном разделении труда, когда посредством осмысления ключевых текстов своей культурной традиции развивает ключевые для неё смыслы и значения. Зильберман считал «модальную методологию» универсальным методом понимания любых культурных традиций. Особое значение для разработки модальной методологии» имел анализ философии языка в классической индийской философии, где чтение и комментирование философских текстов было высокоспециализированной деятельностью. Зильберман считал её образцовым примером социальной организации философской деятельности. С помощью своих сравнительных исследований Зильберман стремился создать метафилософскую дисциплину «философологию», чьим предметом самой философии впервые станет сама философия (при этом понятие «метафилософия» он не употреблял). Его конечной целью было объединение различных философий, преобразованных модальной методологией, в универсальный философский синтез. Он называл его «суммой философий», или philosophia unversalis. Для этого Зильберман проводил сравнительный анализ методов индийской и европейской философии. Особым направлением его исследований была история западной диалектики.
Зильберман был разочарован состоянием гуманитарных и общественных наук в США. Считая, что философия и методология в СССР достигли качественно более высокого уровня, он стремился распространять знания о них в американской академической среде. Выступал с докладами, написал монографию «Московская школа философии» (не закончена). Основываясь на работах представителей Московского методологического кружка, считал важнейшим достижением советской философии развитие теории деятельности с помощью диалектического метода, взятого из классического марксизма. В этот же период провёл исследование «русской и советской культурной традиции», опубликованное посмертно в виде монографии «Православная этика и материя коммунизма (англ. публикация 1978, рус. 2014) и статьи «Постсоциологическое общество» (1978). Стремился к теоретическому объяснению очевидной для него стабильности советского общества, в котором идеологические нормы превратились в значения массового социального действия, нет сопротивления авторитарной власти и невозможны преобразования. Считал, что деятельностный подход, предложенный философией марксизма и политической идеологией коммунизма, наложился в России на сформированные восточным православием (особенно исихазмом) представления об обществе как иерархическом коллективе аскетичных тружеников, совместно трудящихся над преобразованием мира и самих себя. По мере исторического становления в таком обществе формируется всё более развитая система распределённой деятельности. Организующие эту деятельность нормы и ценности, которые в СССР были окончательно обоснованы коммунистической идеологией, для жителей этого общества первичны по отношению к рациональным нормам и ценностям экономического поведения. Это процесс Зильберман назвал «византинизацией», или «истернизацией», и противопоставлял её описанной М. Вебером «вестернизации». Полагал, что советское общество достигло полной реализации своего культурного типа и поэтому достигло максимальной стабильности. Поэтому Зильберман считал несостоятельными прогнозы кризиса в СССР, выдвигавшимся советскими диссидентами, и считал их движение интегральной частью институтов советской идеологии.
«Модальная методология» Зильбермана повлияла на философию А. М. Пятигорского и О. И. Генисаретского.