Зембрих Марчелла
Зе́мбрих Марче́лла (Marcella Sembrich; настоящие имя и фамилия Марцелина Коханьская, Marcelina Kochańska) (15.2.1858, село Вишневчик, Королевство Галиция и Лодомерия, Австрийская империя, ныне село в Тернопольском районе Тернопольской области Украины – 11.1.1935, Нью-Йорк), польская певица (колоратурное сопрано).
Творческий путь
Дочь скрипача Казимира Коханьского. В 1869–1873 гг. училась в консерватории в Лемберге (ныне Львов) по классу фортепиано В. Штенгеля (её муж с 1877). В 1875–1877 гг. училась в Венской консерватории (ныне Венский университет музыки и исполнительского искусства) по классам фортепиано и скрипки. Как пианистка выступала в ансамбле с И. Падеревским. По совету Ю. Эпштейна начала заниматься пением. Училась в Вене у В. Рокитанского (1875), в Милане у Дж. Б. Ламперти (с 1876). В 1874 г. игру и пение Зембрих оценил Ф. Лист.
Дебютировала как певица в 1877 г. в Афинах в партии Эльвиры («Пуритане» В. Беллини). С 1878 г. выступала на крупнейших оперных сценах Европы, в том числе в Королевском оперном театре Дрездена, театре «Ковент-Гарден», «Театро Реаль». Гастролировала в России в 1880 г. и 1890–1897 гг. (пела в Итальянской опере в Санкт-Петербурге), в США в 1883 г. и 1898–1909 гг. (пела в «Метрополитен-опере»).
Среди партий: Констанция, Сюзанна, Церлина, Царица Ночи («Похищение из сераля», «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта» В. А. Моцарта), Розина («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Лючия («Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти), Динора, Маргарита («Динора», «Гугеноты» Дж. Мейербера), Амина, Норма («Сомнамбула», «Норма» В. Беллини), Миссис Форд («Виндзорские проказницы» О. Николаи), Виолетта, Джильда («Травиата», «Риголетто» Дж. Верди), Эльза, Ева («Лоэнгрин», «Нюрнбергские мейстерзингеры» Р. Вагнера), Мими («Богема» Дж. Пуччини).
В репертуар М. Зембрих входили романсы и песни, в том числе «Соловей» А. А. Алябьева, песни Ф. Шуберта, Р. Шумана, Л. Ардити, И. Штрауса, И. Брамса, Ж. Массне, И. Падеревского, Р. Штрауса, К. Дебюсси, М. Равеля, а также отдельные номера из опер и оперетт «Фауст» Ш. Гуно, «Весёлая вдова» Ф. Легара, «Принцесса долларов» Л. Фалля, из сарсуэлы «Эль-барберильо де Лавапьес» Ф. А. Барбьери, и др.
Выступала вместе с певцом Э. Карузо, певицами К. Нильсон, Л. Нордикой, А. Патти и А. Скотти.
В 1917 г. оставила сцену. В 1920 г. получила гражданство США, где занялась обширной педагогической деятельностью. С 1924 г. преподавала оперное пение в Музыкальном институте Кёртис и Джульярдской школе. Среди её учеников: Д. Джаннини, Х. Лашанска, К. Марио, М. Ерица, А. Глюк. В 1922 г. купила землю в Болтон-Лендинге (штат Нью-Йорк), где открыла Оперную студию (строительство завершено к 1924, первые ученики приняты в 1925); здесь в 1937 г. был организован Музей оперы имени М. Зембрих.
Аудиозаписи
Записывалась на фирмах The Victor Recording, Victrola, Nimbus Records, Cantilena Records, Sunday Opera Records, «Мелодия» и др. Всего издано более 50 грампластинок с записями М. Зембрих, среди которых фрагменты из опер «Севильский цирюльник», «Семирамида» Дж. Россини, «Сомнамбула», «Норма» В. Беллини, «Лючия ди Ламмермур», «Дон Паскуале» Г. Доницетти, «Гамлет» А. Тома, «Эрнани», «Риголетто», «Травиата», «Сицилийская вечерня» Дж. Верди, «Галька» С. Монюшко, «Марта» Ф. фон Флотова. Фирма Nimbus Records выпустила сольный диск Зембрих (релиз 1999).
Наследие
Документы, связанные с жизнью и творчеством М. Зембрих, хранятся в архиве Нью-Йоркской публичной библиотеки. Среди них: письма, программы и афиши концертов, фотографии, личные ноты и книги, памятные вещи (альбом с подписями и рисунками Дж. Верди, И. Брамса, Дж. Пуччини, Г. Малера, автографы Л. ван Бетховена и Р. Вагнера). Среди адресатов писем: король Испании Альфонсо XIII, императрица Александра Фёдоровна, Ш. Гуно, К. Рейнеке, Д. Пуччини, И. Падеревский, А. И. Зилоти, Э. Карузо, Д. Джаннини, М. Ерица, Л. Бори, А. Глюк, К. С. Станиславский, А. Тосканини, Й. Хоффман. В коллекции находятся письма Э. Ганслика к В. Штенгелю, письмо М. И. Глинки к З. Дену и др.