Зеленко Александр Устинович
Зеле́нко Алекса́ндр Усти́нович [29.9(11.10).1871, Москва – 21.7.1953, там же], российский педагог, архитектор, один из организаторов первых внешкольных учреждений в России. Окончив Институт гражданских инженеров в Санкт-Петербурге (1892), учился в Вене, работал в мастерской Ф. О. Шехтеля. В 1897–1900 гг. в Самаре, где в 1899 г. «временно допущен» на должность городского архитектора (уволен в 1900). По его проектам в Самаре построено несколько зданий в стиле северный модерн. В 1900–1903 гг. преподавал рисование в гимназии в Москве. В 1903–1904 гг. в Америке знакомился с постановкой воспитания и обучения детей и деятельностью сетлементов – поселений интеллигенции среди бедных слоёв населения – с целью перенять опыт просветительной работы. В 1905 г. совместно с С. Т. Шацким и Л. К. Шлегер организовал летнюю детскую трудовую колонию в Щёлкове (Московская губерния, ныне Московская область) и первый в России детский клуб.
Зеленко разработал оригинальный проект и руководил строительством особняка для клуба (здание сохранилось; Вадковский переулок в Москве). В 1906 г. вместе с Шацким создал просветительное общество «Сетлемент», при котором работали детский клуб, начальная школа, небольшой театр, библиотека; на субсидию Министерства просвещения были открыты мастерские – слесарная, столярная, переплётная, сапожная и швейная. В 1905–1909 гг. преподавал на Пречистенских курсах и в воскресных рабочих школах Москвы. В 1909 г. арестован за связь с революционным подпольем, эмигрировал в Америку, где изучал опыт работы «новейших» школ (цикл статей «Современные реформаторы воспитания и образования», 1913–1914). В 1911–1917 гг. читал лекции в Московском городском народном университете имени А. Л. Шанявского; после 1917 г. вёл научно-педагогическую работу в учреждениях Наркомпроса и Академии педагогических наук; в 1947–1953 гг. в НИИ художественного воспитания АПН РСФСР. Одним из первых выдвинул идею разработки специальных архитектурных проектов для детских учреждений. В книге «Детские музеи в Северной Америке» (1925) Зеленко впервые попытался свести воедино разрозненный опыт работы с детьми и детского творчества в разных странах и предложил не знавшую аналогов в России концепцию устройства детского музея, способного помочь ребёнку сформировать «чувственную грамотность». Автор неосуществлённого проекта детского музея-дворца.