Зальцман Исаак Моисеевич
За́льцман Исаа́к Моисе́евич [26.11(9.12).1905, местечко Томашполь Ямпольского уезда Подольской губернии, ныне посёлок Томашполь, Тульчинский район, Винницкая область, Украина – 17.7.1988, Ленинград, ныне Санкт-Петербург], советский государственный деятель, один из организаторов танковой промышленности, генерал-майор инженерно-танковых войск (1945), Герой Социалистического Труда (1941).
Из семьи портного. Окончил Одесский индустриальный институт (1933). В 1919–1924 гг. работал на сахарном заводе. С 1933 г. работал в Ленинграде сменным мастером на заводе «Красный путиловец» (с 1934 Кировский завод), заместитель начальника ремонтного цеха, начальник турбинного цеха, главный инженер завода. С 1938 г. (в возрасте 32 лет) директор Кировского завода. В 1939 г. во взаимодействии с конструкторским бюро Ж. Я. Котина организовал на Кировском заводе запуск в массовое производство новых тяжёлых танков КВ-1.
В октябре 1941 г. организовал эвакуацию завода в Челябинск, где в кратчайшие сроки развернул производство тяжёлых танков КВ-1 на неприспособленных площадях при острейшем дефиците работников, специалистов, оборудования и сырья. Одновременно был назначен заместителем народного комиссара танковой промышленности, а с июля 1942 г. наркомом танковой промышленности СССР. С июля 1943 г. директор Челябинского тракторного завода (т. н. Танкоград), который в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. дал фронту 18 тыс. танков и САУ, свыше 48,5 тыс. танковых моторов, освоил производство 13 типов танков и САУ, 6 типов танковых двигателей. Один из главных организаторов выпуска танка Т-34 на Уральском вагоностроительном (г. Нижний Тагил) и Уральском машиностроительном (Свердловск, ныне Екатеринбург) заводах.
В 1949 г. в связи с «Ленинградским делом» снят с поста директора и исключён из ВКП(б). Работал инженером на машиностроительном заводе в г. Муром, затем мастером на заводе № 537 в г. Орёл (1952–1955, ныне завод «Трансмаш»).
В 1955 г. реабилитирован и восстановлен в партии, вернулся в Ленинград. С 1957 г. работал в тресте «Ленгорлес», в 1959 г. назначен директором механического завода Ленгорисполкома, затем (в 1976–1986) ведущий конструктор на этом заводе. Вышел на пенсию в 1986 г.
Лауреат Сталинской премии 1-й степени (1943–1944). Награждён 3 орденами Ленина (1939, 1941 и 1942), орденом Суворова 1-й степени (1945), орденом Кутузова 2-й степени (1945), 2 орденами Трудового Красного Знамени (1940, 1944), орденом Красной Звезды (1943), многими медалями.
Похоронен на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге. Мемориальные доски в память И. М. Зальцмана установлены на зданиях заводоуправлений Челябинского тракторного завода (1995) и механического завода в Санкт-Петербурге.