Вонсан
Вонса́н (кор. 원산시; ханча 元山市), город в Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР), столица провинции Канвондо.
Общие сведения
Город расположен на восточном берегу Корейского полуострова, на берегу бухты Вонсанхан залива Йонхынман (является частью Восточно-Корейского залива Японского моря).
Площадь городской территории составляет 314 км2 (2008). Территория города простирается вдоль побережья с юга на север.
Вонсан состоит из 45 городских районов (тонов) и 14 сельских районов (ри).
Важный транспортный узел. Город является конечной точкой скоростной автомагистрали Пхеньян – Вонсан (1978; около 200 км) и шоссе Вонсан – Кымгансан (110 км).
В 1914 г. японцы построили первую в городе железнодорожную линию (223 км) через долину Чхугарён, которая соединила Вонсан с Сеулом, Пхеньяном и Северным Китаем. С 1933 г. стала функционировать железнодорожная линия Волла (Вонсан – Расон), впоследствии сократившая перевозки из-за быстрого развития порта Чхонджин. На 2022 г. эти линии являются составной частью линии Канвон Корейской государственной железной дороги (станции Вонсан, Кальма), включающей также ответвление к морскому порту (грузовая станция Вонсанхан).
Портовый город и военно-морская база. Вода в гавани никогда полностью не замерзает, поэтому Вонсан является якорной стоянкой.
В Вонсане расположен международный аэропорт Кальма, оборудованный двумя взлётно-посадочными полосами. Существует также подземная взлётно-посадочная полоса военно-воздушных сил (ВВС), которая находится недалеко от Вонсана.
В Вонсане с 1988 г. действует троллейбусная линия, протянувшаяся с северо-запада на юго-восток (станция Вонсан – Чанчхондон), которая в течение 2020–2022 гг. продлена до станции Кальма. В 2020 г. была построена и вторая линия – от железнодорожной станции Вонсан до Мёнсасимни в пляжной зоне Сондовон; это позволило сократить количество автомобилей, работающих на ископаемом топливе, и предотвратить загрязнение воздуха. В городе функционирует крытое троллейбусное депо.
Узкоколейные трамвайные линии в Вонсане находятся в стадии строительства. В ноябре 2020 г. завершена трамвайная линия в курортной зоне, но пассажирское сообщение по ней не началось из-за незавершённого строительства курорта.
Население
С учётом современных темпов роста в 2021 г. численность населения оценивается в 333,6 тыс. человек. По данным переписи 2008 г., в городе проживало 363,1 тыс. человек. Увеличению численности населения Вонсана способствовало развитие промышленности и торговли (31 тыс. человек в 1923, 61 тыс. в 1936, 79 тыс. в 1940, 122 тыс. в 1942). С момента образования КНДР выделяются следующие периоды динамики численности населения: 1950–1960 гг. ‒ сокращение (–1,6 %), 1961–1994 гг. ‒ относительно быстрый рост (2,1 %), 1995 г. и в 2020-х гг. ‒ замедление роста (0,6 %). Возрастная структура населения прогрессивного типа (2021): доля детей (0–14 года) – 18,5 %, лиц трудоспособного возраста (15–59 лет) – 66,7 %, старше трудоспособного возраста – 14,8 %. Средний возраст жителей составляет 35 лет (2021;18 лет в 1950). Женщин больше (51 %), чем мужчин (49 %). Плотность населения 1139 чел./км2 (2021).
История
В раннее Средневековье территория современного Вонсана входила в состав государства Когурё. В 680-е гг. она вошла в состав государства Силла, а после падения последнего (10 в.) подчинилась правителям Корё. С конца 14 в. находилась под властью династии Чосон, с этого же времени отсчитывает историю современное поселение.
«Открытие» Кореи во 2-й половине 19 в. сказалось на истории города: в 1880 г. он вошёл в число городов, открытых для торговли, рядом с ним был построен порт. В русских и западных источниках, по названию расположенной неподалеку бухты, он он именовался Порт Лазарев (в честь адмирала Тихоокеанского флота М. П. Лазарева). В 1883 г. порт был официально открыт для иностранцев, в Вонсане возникла японская диаспора. В 1910 г. Корея была аннексирована Японией, Вонсан вошёл в состав Японской империи, был известен как Гэндзан (Гёнзан). Вонсан превратился в крупный промышленный город, а также в центр торговли между Кореей и Японией.
В январе – начале апреля 1929 г. в городе произошла знаменитая Вонсанская забастовка, в ходе которой протестующие (главным образом рабочие вонсанских заводов и порта) требовали введения 8-часового рабочего дня и других уступок. Забастовка была поддержана забастовками солидарности в Пхеньяне, Сеуле, Пусане и других городах Кореи, а также в Японии, однако в итоге подавлена полицией.
Во время Второй мировой войны в Вонсане находилась крупная военно-морская база японского флота. В августе 1945 г. город был освобождён советскими войсками. Во время Корейской войны Вонсан серьёзно пострадал от бомбардировок и был сильно разрушен. Вскоре после окончания боевых действий началось восстановление города и его промышленной инфраструктуры, которое позволило Вонсану стать крупным транспортным узлом и промышленным центром в составе КНДР.
Архитектура
Застройка Вонсана была практически разрушена в ходе Корейской войны. Город восстанавливался согласно генеральному плану, разработанному в 1953 г. – 1960-е гг. Были возведены районы массового жилья (часть домов – с мотивами традиционного корейского зодчества), гостиница «Сондовон», международный детский лагерь «Сондовон» и другие образцы курортной архитектуры. На главной площади, перед зданием городской администрации, установлен памятник Ким Ир Сену и Ким Чен Иру. На окраине Вонсана частично сохранились постройки бенедиктинского аббатства Токвон в неороманском стиле (2-я половина 1920-х – 1930-е гг.; ныне Вонсанский сельскохозяйственный университет).
Наука. Образование
В городе действуют научно-исследовательский институт морской технологической логистики и научно-исследовательский центр атомной энергии.
В Вонсане функционируют университеты: экономический Чон Джун Тхэка (1960), медицинский (1971), инженерный Чо Гун Силя, Первый педагогический (1972), сельскохозяйственный, рыболовства Тонхэ. Действуют 5 колледжей провинциального значения, в которых учатся 8 тыс. студентов, остающиеся работать в провинции Канвондо.
Осуществляется подготовка кадров в Академии морской патрульной службы и в Школе подготовки офицеров Корейской народной армии.
В городе 36 средних и 27 рабочих школ.
Хозяйство
Вонсан ‒ портовый город, крупный промышленный центр. Развито транспортное машиностроение (суда рыболовные и грузовые, вагоны пассажирские и товарные), лёгкая промышленность (шёлковые ткани, трикотаж, обувь) и пищевая промышленность. Рыболовство обеспечивает сырьём не только пищевые предприятия, но и химический комбинат, производящий из рыбы витамины, рыбий жир, удобрения, мыло и т. п.
В Вонсане сформировалась одна из основных промышленных зон КНДР со специализацией на машиностроении и судостроении, выплавке цветных металлов и производстве цемента. Важными факторами их развития являются минеральные ресурсы (уголь месторождения Ковон и известняк), наличие электроэнергии (Кымгансанская, Чанджинганская, «Молодёжная № 1» гидроэлектростанции) и промышленного водоснабжения.
На заводе железнодорожного подвижного состава (Завод имени 4 июня) производятся и ремонтируются пассажирские и грузовые вагоны. Годовая производственная мощность ‒ около 200 пассажирских и 2 тыс. грузовых вагонов. На общей площади 540 тыс. м2 работают около 15 тыс. человек (2018).
Судоверфь (1939) предназначена для строительства и ремонта судов, в том числе грузовых и рыбопромысловых, всех видов военных кораблей; на площади 45 тыс. м2 заняты 4 тыс. сотрудников (2010).
На тракторном заводе «Чхунсонхо» (общая площадь 34 тыс. м2, около 1 тыс. работников, 2010) производятся тракторы мощностью 8 л. с.
Предприятие «Кымган Мотор» (1959, с 1993 – совместное с японской компанией Dia Star) специализируется на производстве двигателей для сельскохозяйственной техники.
Завод электрокабелей производит кабели для освещения.
Химический завод (площадь 58 тыс. м2; построен до 1945, до 1958 перерабатывал сырую нефть) производит продукты из хромовой соли и фотобумагу. Работает фабрика по производству пластмасс для средств медицинской реабилитации (1952; первоначально создана как кооперативная компания по производству одежды; позднее ‒ кухонной техники и зубных щёток).
Предприятия целлюлозно-бумажной промышленности производят газетную и обёрточную бумагу, картон. Лёгкая промышленность представлена фабриками – обувной и швейной (открыта в 1974; продукция производится на экспорт).
Действуют пивоваренный завод (1986; пиво, газированная вода, вино), завод по производству кукурузного крахмала (1978), мельница.
Город является важным центром туризма, культуры и отдыха.
Вонсан – одно из самых популярных туристических направлений среди корейцев и зарубежных гостей. Он обладает значительным рекреационным потенциалом, здесь создаётся специальная (Вонсан-Кальмаская) международная туристическая зона, строительство которой началось в 2014 г.; её площадь более 400 км2; располагает 10 песчаными пляжами (Сондовон, Мёнсасимни и др.), 4 минеральными источникам, несколькими курортами вблизи горных озёр.
Туристический маршрут «Вонсан – буддийский храм Согванса» организует Чхонсамский сельскохозяйственный кооператив в уезде Анбён, известном своим источником минеральной воды, буддийским храмом и выращиванием хурмы.
Функционируют гостиницы «Кэсон», «Тонмён» и «Сондовон».
Недалеко от пляжа Сондовон, на одноимённой площади развлечений, работают несколько ресторанов для гостей и туристов («Тонхё», «Пэкса» и др; блюда из морепродуктов).
Работает Центральная радиовещательная станция Кореи (частота 882 Гц), издаётся ежедневная газета.
Сельскохозяйственные угодья составляют 18 % общей площади города, из которых на рисовые поля приходится 28 %, на пашни под остальные (зерновые, зернобобовые и овощные) культуры – 39 %, на плантации грецкого ореха – 17 %, сады – 12 %, на остальное – 4 %. Рис, соевые бобы и кукуруза выращиваются преимущественно в северных районах, фрукты (груши, хурма, персики, яблоки, сливы, абрикосы и др.) и грецкие орехи – в центральных, картофель и другие овощи (капуста, редис, белокочанная капуста, баклажаны, шпинат, огурцы и др.) – в юго-западных.
Развито животноводство; в основном разводят крупный рогатый скот, коз, овец, свиней, кроликов, кур, уток.
Слияние тёплых и холодных океанских течений в заливе Йонхынман Японского моря создаёт благоприятные условия для рыболовства. До начала 1980-х гг. производился вылов камбалы, сардин, аляскинского минтая, сельди и анчоусов. С середины 1980-х гг. ситуация с рыболовством ухудшилась из-за обмеления рек, впадающих в залив Вонсанхан.
Окрестности
К наиболее известным живописным природным объектам и достопримечательностям в окрестностях Вонсана относятся: пещера Кымнан, озеро Сиджун, скальные столбы Чхонсокчон, гора Кымгансан, буддийские храмы Согванса и Похёнса (уезд Анбён), международный детский лагерь «Сондовон» с чистой водой и уникальными сосновыми лесами. Работают санатории, дома отдыха, летние лагеря.
В окрестностях построен горнолыжный курорт Масиннён (2016), один из главных связующих элементов в туристической зоне Вонсан-Кальма ‒ горы Кымгансан. Имеет 10 лыжных трасс, в том числе более чем 5-километровую трассу, начинающуюся с вершины пика Тэхва (высота над уровнем моря 1363 м).