«Волгоградский скоростной трамвай»
«Волгогра́дский скоростно́й трамва́й», система городского легкорельсового скоростного транспорта в г. Волгоград, сочетающая элементы трамвая (использование в качестве подвижного состава трамвайных вагонов) и метрополитена (наличие подземного участка).
Система Волгоградского скоростного трамвая представлена одной трамвайной линией, функционирующей в автономном режиме. Организационно она является частью общей трамвайной сети города, хотя не соединена ни с одной другой трамвайной линией. Линия скоростного трамвая имеет общую протяжённость 17,3 км, на ней насчитывается 22 остановки (станции): 16 наземных, пять подземных мелкого заложения (глубиной от 5 до 14 м) и одна крытая эстакадная (высота 15 м). Наличие подземного участка обусловило второе неформальное название системы скоростного трамвая – подземный трамвай [метротрамвай (метротрам) или преметро].
Скоростной трамвай играет важную роль в транспортной системе Волгограда, соединяет пять из восьми районов города. Интервал движения трамваев в часы пик составляет 3–6 мин, между часами пик – 6–7 мин. Продолжительность поездки между конечными остановками составляет около 45 мин. В 2021 г. скоростной трамвай перевёз 49,6 млн пассажиров. Поскольку трамвайные вагоны на линии движутся с повышенной скоростью (техническая скорость – до 80 км/ч, средняя участковая скорость – 25 км/ч), наземный участок линии огорожен в целях обеспечения безопасности пешеходов.
Первая трамвайная линия в г. Царицын (в 1925–1961 – Сталинград, с 1961 – Волгоград) была открыта в 1913 г. Активное промышленное развитие города во 2-й половине 20 в. обусловило рост его территории и численности населения. В условиях жаркого засушливого климата Волгоград рос главным образом вдоль реки Волга. В середине 1960-х гг. с целью обслуживания пассажиропотока между различными районами города (в это время его население составляло около 800 тыс. человек, а протяжённость территории с севера на юг вдоль правого высокого берега реки – около 80 км) возникла идея создания нового вида городского скоростного электрического транспорта. Поскольку пассажиропоток оказался не очень масштабным, а прибрежные грунты – структурно неустойчивыми, было принято решение строить не метрополитен, а линию скоростного трамвая с несколькими подземными остановками (при полной загрузке скоростной трамвай способен перевезти до 25 тыс. пассажиров в час).
Строительство северного наземного участка линии скоростного трамвая развернулось в 1970 г.; в 1976 г. началось сооружение первой очереди южного подземного участка, в 1986 г. – второй очереди.
Участок линии скоростного трамвая между остановками «Волгоградский тракторный завод» и «Площадь Чекистов» введён в строй 5 ноября 1984 г., имеет протяжённость 13,6 км и насчитывает 18 остановок, две из которых – «Площадь Ленина» и «Комсомольская» – подземные, одна, самая южная, – «Пионерская» – расположена на эстакаде через реку Царица (все три находятся в центральной части города; общая длина подземного участка составляет 3,5 км). Участок линии скоростного трамвая между остановками «Пионерская» и «Ельшанка» открыт 1 декабря 2011 г., имеет протяжённость 3,8 км и три подземные остановки: «Профсоюзная», «Театр юного зрителя» и «Ельшанка». В 2020–2024 гг. проходит реконструкция всего наземного участка (на нём уложен бесшовный путь) и части подземного участка (включая подземные остановки) линии скоростного трамвая.
Эксплуатацию линии скоростного трамвая, как и всей сети городского электрического транспорта (включая обычные трамваи и троллейбусы), обеспечивает компания «Электротранспорт Плюс» (2021); владельцем выступает Департамент муниципального имущества администрации Волгограда.
На линии скоростного трамвая регулярно действуют два маршрута: СТ (Скоростной Трамвай; по будним дням в часы пик) и СТ-2 (Скоростной Трамвай – 2; постоянно). Маршрут СТ с 1984 г. соединяет остановки «Волгоградский тракторный завод» и «Площадь Чекистов», маршрут СТ-2 – остановки «Стадион "Монолит"» и «Ельшанка» (с 2011), остановки «Волгоградский тракторный завод» и «Ельшанка» (с 2018). В 2018 г. во время матчей чемпионата мира по футболу организован резервный маршрут Т-1 (Трамвай-1), который соединил остановки «Торгово-развлекательный комплекс "Европа"» и «Ельшанка»; ныне его вводят в эксплуатацию при резком росте пассажиропотока.
На маршруте СТ эксплуатируется один состав из двух вагонов чешской серии Tatra T3R.PV с правосторонним расположением дверей (специально созданных для СССР с тремя дверями) и кабинами водителя в головной части вагона. На конечных остановках «Волгоградский тракторный завод» и «Площадь Чекистов» вагоны меняют направление движения на разворотных кольцах. На наземном участке линии платформы остановок – береговые, на подземном участке (включая остановку на крытой эстакаде) – островные, таким образом, трамвайные линии, уходя под землю между остановками «Торгово-развлекательный комплекс "Европа"» и «Площадь Ленина», скрещиваются, в результате трамваи выходят на подземные остановки с левой стороны, что позволяет пассажирам выходить на платформу или садиться в трамвай. В целях оптимизации организации движения разворотные кольца также сооружены близ начала подземного участка линии скоростного трамвая (на 7-й Гвардейской улице) и в районе остановки «Стадион "Монолит"».
В 2023 г. на маршрутах СТ, СТ-2 и Т-1 эксплуатировались около 30 сдвоенных трамвайных вагонов серии МТТА-2 (традиционные Tatra T3, модернизированные на заводе чешской компании Pragoimex в г. Прага), 20 сдвоенных вагонов серии 71-623 (производит Усть-Катавский вагоностроительный завод, Челябинская область) и 10 трёхсекционных вагонов серии 71-154 (производил Петербургский трамвайно-механический завод, действовал в 1929–2013, несколько раз менял название). Все они имеют двухстороннее расположение дверей и кабины водителя с обоих концов вагона. В 2024 г. в эксплуатацию будут введены 62 новых трамвая: 50 односекционных вагонов модификации 71-911ЕМ «Львёнок» серии 71-911 City Star (выпускает Тверской механический завод электротранспорта) и 12 трёхсекционных вагонов серии 71-932 «Невский» (Невский завод электрического транспорта имени Ф. А. Пироцкого в Санкт-Петербурге). Ширина колеи всех используемых трамвайных вагонов – 1524 мм. Подвижной состав обслуживает Трамвайный парк (бывшее Трамвайное депо № 5); съезд к нему расположен на остановке «Стадион "Монолит"».