Власов Павел Николаевич
Вла́сов Па́вел Никола́евич (род. 13.10.1960, г. Лебедин Сумской области Украинской ССР, ныне Украина), советский и российский лётчик-испытатель, Герой Российской Федерации (1998), заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации (2003), капитан.
В 1977 г. поступил в Харьковское высшее военное авиационное училище лётчиков (ВВАУЛ) и окончил его в 1981 г. Затем служил лётчиком-инструктором 443-го учебного авиационного полка Харьковского ВВАУЛ [дислоцированного в г. Великая Круча (Полтавская область УССР)] и командиром звена 812-го учебного авиационного полка [дислоцированного в г. Купянск (Харьковская область УССР)]. В 1987 г. вышел в запас и прошёл обучение в Школе лётчиков-испытателей имени А. В. Федотова (1987–1989).
В мае 1989 г. – феврале 2014 г. работал лётчиком-испытателем в опытно-конструкторском бюро (ОКБ) имени А. И. Микояна (в 2002–2010 старший лётчик-испытатель). Одновременно (2002–2014) являлся заместителем генерального директора российской самолётостроительной корпорации «МиГ» (РСК «МиГ») по лётным испытаниям – начальником Лётно-испытательного центра имени А. В. Федотова. Выполнил большой объём подготовительных работ и полётов на самолётах: МиГ-29, МиГ-29СМТ, МиГ-29К, МиГ-29М, МиГ-29ОВТ, МиГ-29М2, МиГ-31, МиГ-31М, МиГ-31Д, МиГ-35 и МиГ-АТ – в рамках их испытаний на предельных режимах полёта, по отработке применения новейших систем вооружения, прицельно-навигационных комплексов, систем дозаправки в воздухе.
В 1992 г. участвовал в проведении испытаний палубного истребителя МиГ-29К с выполнением взлёта и посадки на палубу тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».
26 сентября 2001 г. совместно с лётчиком-испытателем М. Р. Алыковым поднял в небо опытный сверхзвуковой многофункциональный истребитель МиГ-29М2 поколения 4++ и провёл его испытания.
17 августа 2003 г. выполнил первый полёт на опытном истребителе МиГ-29ОВТ с включением режима управления вектором тяги двигателя и затем совместно с лётчиком-испытателем М. А. Беляевым провёл испытания этого самолёта.
20 января 2007 г. в составе экипажа (командир лётчик-испытатель М. А. Беляев, второй лётчик-испытатель П. Н. Власов) поднял в небо палубный учебно-боевой истребитель МиГ-29КУБ и провёл его испытания. 28 августа 2009 г. совершил первую посадку МиГ-29К («9-41») на палубу авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».
25 июня 2007 г. выполнил первый полёт и последующие испытания новой модификации палубного истребителя МиГ-29К («9-41»). 13 марта 2008 г. совместно со вторым лётчиком-испытателем А. П. Пелихом поднял в небо первый серийный самолёт МиГ-29КУБ производства Луховицкого авиационного завода имени П. А. Воронина.
Выполнял демонстрационные полёты на созданных в ОКБ «МиГ» истребителях в ходе проведения международных авиакосмических салонов и выставок во Франции, Великобритании, Германии, ОАЭ, Индии и других государствах. Неоднократно был отмечен зарубежными призами за лучший пилотаж боевых самолётов. Признан в мировом авиационном сообществе как виртуоз в пилотировании реактивных истребителей лёгкого типа. В 2001 г. совершил один из самых длительных перелётов на одноместном лёгком истребителе – из Москвы в г. Бангалор (Индия). Освоил пилотирование 35 типов боевых самолётов. Общий налёт составил более 3600 ч, включая более 1110 ч испытательных полётов.
С января 2010 г. начальник, а в 2012–2017 гг. генеральный директор Лётно-исследовательского института имени М. М. Громова. До февраля 2014 г. продолжал работать по совместительству в РСК «МиГ» заместителем генерального директора по лётным испытаниям – начальником Лётно-испытательного центра имени А. В. Федотова. В ноябре 2017 г. – мае 2021 г. начальник Научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина в Звёздном городке (Московская область, Щёлковский район).
Ныне работает советником генерального директора Объединённой авиастроительной корпорации.
Награждён орденом Мужества (1996), медалями.