Вессель Николай Христианович
Ве́ссель Никола́й Христиа́нович [22.1(3.2).1834, Санкт-Петербург – 3(16).6.1906, там же], российский теоретик и историк педагогики, школовед и публицист. Окончил факультет восточных языков Санкт-Петербургского университета (1855). С 1856 г. эксперт-аналитик Министерства народного просвещения. Член Учёного комитета (1867–1874, 1884–1897); член Совета министра Министерства народного просвещения (МНП; 1897–1900). Член Педагогического комитета (1874–1882, 1897–1901) Военного министерства. Редактировал журналы «Учитель» (1861–1864, совместно с И. И. Паульсоном), «Педагогический сборник» (1864–1882), «Задушевное слово» (1885–1900) и приложение к последнему «Педагогический листок» (с 1887). Один из основателей и секретарь Петербургского педагогического общества (1869).
На основе анализа зарубежного и отечественного опыта впервые предложил стройную и законченную систему российского образования («общественное училищеведение»). Составил проекты создания обязательной народной 8-летней школы и 4-летней средней школы. Широкая сеть профессионального образования должна была строиться на основе общего образования.
Разработал научные основы определения форм, целей и содержания общего среднего образования на каждой ступени, разрешавшие противоречия между классическим и естественно-научным образованием. Целью образования считал полное развитие способностей каждого человека, а результатом – осознание учащимся своих способностей и выбор соответствующей профессии («воспитание для жизни»).
Высшим принципом воспитания считал принцип природосообразности. Педагогическое искусство, по Весселю, заключается в побуждении к самовоспитанию и должно всегда учитывать особенности личности учащегося и современное состояние просвещения. Психологически обосновал условия и факторы формирования нравственного облика ученика и основные средства нравственного воспитания (создание нравственной атмосферы и необходимость ставить ребёнка в соответствующие жизненные ситуации, пример воспитателя, отыскание высокого человеческого идеала, пробуждение стремления к самовоспитанию и самообразованию).
В русле принципа природосообразности акцентировал внимание на регионально-краеведческом характере содержания образования в соответствии с местными социальными особенностями, потребностями экономики, менталитетом населения (вплоть до создания учебников для отдельных местностей – «отчизноведение»).
Вессель предпринял издание 4-томного «Руководства к преподаванию общеобразовательных предметов» (1873–1874; вышло 2 тома). Важнейшие среди других работ: «Профессиональные школы и обучение ремёслам» (1881), «Начальное образование и народные училища в Западной Европе и в России» («Русская школа», 1890–1891), «Наша средняя общеобразовательная школа» (1903). Перевёл и дополнил сочинения Ф. Э. Бенеке «Опытная психология в применении к воспитанию и обучению детей» (1862) и «Руководство к воспитанию и обучению» (1871–1872) и др.
Собиратель народных песен; вместе с Е. К. Альбрехтом составил сборник «Гусельки» («128 колыбельных, детских и народных песен и прибауток...», 3-е изд., 1879), «Школьные песни» («115 народных, литературных, исторических и военных песен, переработанных для школ», 3-е изд., 1888).