Венар Жан-Теофан
Вена́р Жан-Теофа́н (Jean-Théophane Vénard; Теофан Вьетнамский) (21.11.1829, Сен-Лу-сюр-Туэ, департамент Дё-Севр, Франция – 2.2.1861, Ханой, Вьетнам), французский миссионер; католический святой, почитается как мученик.
Венар, с детства мечтавший стать священником-миссионером, поступил в семинарию Парижского общества заграничных миссий в марте 1851 г. Он был рукоположен в сан священника в соборе Парижской Богоматери в июне 1852 г., после чего, несмотря на возражения близких, отправился миссионером в цинский Китай. После 7 месяцев плавания Венар прибыл в Гонконг, где чуть более года ожидал своего дальнейшего назначения, осваивая китайский язык. Тогда Венар узнал, что в миссии Тонкина (на севере современного Вьетнама) находится его друг – миссионер Ж. Тёрель (1829–1868). Венар направил письмо в Общество заграничных миссий с просьбой направить и его в миссию Тонкина, несмотря на гонения на христиан со стороны вьетнамских властей, и через несколько месяцев получил разрешение. В мае 1854 г. Венар вместе с миссионером Т. Леграном де ла Лираем (1819–1873) нелегально проник в Тонкин на китайской контрабандной джонке через бухту Халонг в Тонкинском заливе. По прибытии он узнал, что его друг – миссионер Ж.-Л. Боннар (1824–1852) был казнён в ходе гонений в провинции Намдинь.
В июле 1854 г. Венар и Легран де ла Лирай были представлены апостольскому викарию Западного Тонкина, епископу П.-А. Ретору (1803–1858). Венар быстро освоил вьетнамский язык и вскоре стал сопровождать епископа во время его визитов в христианские общины Тонкина. В тот период преследования христиан в миссии Западного Тонкина пошли на спад, и даже возобновилось рукоположение священников. Случилось это в том числе благодаря тому, что священник-вьетнамец излечил от болезни глаз тестя императора Ты Дыка (из династии Нгуен, правил в 1847–1883), управлявшего провинцией Намдинь. Однако уже в 1857 г. император Ты Дык, опасавшийся колониального завоевания Вьетнама Францией, вновь ужесточил гонения на христиан, в том числе на иностранных миссионеров. Он разослал по всей стране инспекторов для поиска скрывавшихся христиан и проповедников. Губернатор провинции Намдинь изменил своё отношение к христианам и начал на них гонения. Несколько тысяч христиан погибли, семинария была разорена и прекратила работу. Венар и епископ Ретор скрывались в горах. Епископ решил направить Венара в предместья Ханоя, где преследований христиан было меньше, но вскоре Венару снова пришлось скрываться от властей. Он жил в условиях подполья, переходя из одной деревни в другую (его укрывали вьетнамские католики, которых властям было труднее идентифицировать, чем миссионера-европейца). Венар описывал, как он лежал день и ночь в узком погребе, где нельзя было даже встать на колени; дышать приходилось через крошечное отверстие в глиняной стене. Но даже в этих трудных условиях Венар сумел перевести на вьетнамский язык фрагменты Нового Завета.
В 1860 г. один из вьетнамских крестьян, узнав, что в их местности скрывается миссионер, донёс на Венара вьетнамским властям. Венар был арестован и доставлен в Ханой в клетке, где его держали 2 месяца, но не пытали и даже разрешали писать письма. В следующем году в возрасте 31 года Венар был казнён через отсечение головы. Во время казни он пел псалмы и благодарил Бога за эту казнь. Это поведение миссионера наводило страх на вьетнамских солдат и на всех присутствующих. После казни вьетнамские христиане похоронили тело Венара. В течение 3 дней его голова выставлялась напоказ, а затем была выброшена в реку. Но один солдат-христианин, присутствовавший на казни, попросил рыбаков достать голову Венара и отвёз её епископам, положившим голову в сундук и похоронившим. Через полгода после казни вьетнамские католики тайно ночью эксгумировали тело Венара и перезахоронили его на христианском кладбище Донгчи под Ханоем.
Мученическая смерть Венара получила большой резонанс во Франции и в Ватикане. В 1909 г. папа Пий X беатифицировал его; в 1988 г. папа Иоанн Павел II канонизировал миссионера вместе с другими мучениками Вьетнама. День памяти в католической церкви – 24 ноября. День его памяти также отмечается 13 февраля в епархии Пуатье. На месте казни Венара, в пригороде Ханоя, сооружена часовня в его память; в ней регулярно совершаются богослужения священниками Вьетнамской католической церкви. Тело Венара и принадлежавшие ему вещи хранятся в семинарии Общества заграничных миссий в Париже. Его голова покоится на кладбище Донгчи. В Ватикане было опубликовано эпистолярное наследие Венара – письма, которые он писал в течение всей своей жизни, адресуя своей семье во Франции. Они пользовались большой популярностью и способствовали изучению интеллектуального наследия Венара, особенно в части миссиологии.